prosdo.ru 1

Проект «Школы юных участников дорожного движения»

Д.В. Пьянков

Научный руководитель: Е.Д. Соколова

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

Основная причина сложившейся негативной обстановки на дорогах - невнимательность и безразличие взрослого населения к проблемам детского дорожно-транспортного травматизма. Незнание детьми элементарных правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на улице и дороге приводит к непоправимым ошибкам. Ошибкам, за которыми стоят жизнь и здоровье ребенка.

Неправильное поведение взрослого населения на проезжей части, особенно мамы или папы, грубое нарушение установленных правил, становится эталоном дальнейшего поведения ребенка в транспортном мире. Оградить ребенка от улицы или дороги в наше время уже невозможно. Вместе с тем, научить ребенка правилам дорожного движения, правильной оценке дорожной обстановки, навыкам безопасного поведения на проезжей части – по силам каждому взрослому человеку.

Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей школьного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем, их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до ближайшего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

К сожалению, программы обучения школьников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения, нет. Разработаны специальные программы: «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.В. Стеркиной; «Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной и Л.А. Кондрыкинской, «Жизнь без опасностей» Л.П. Анастасовой, «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками» М.Р. Максиняевой. Современные образовательные программы уделяют внимание вопросам охраны жизни и здоровья детей. Но в их содержании недостаточно представлены вопросы жизни и здоровья детей на дороге и отсутствует дифференциация знаний и умений детей в возрастном аспекте.


Поэтому возникает необходимость в специализированном образовательном учреждении, где дети могли бы обучаться правилам безопасного поведения на улице, правилам дорожного движения.

Работа ОУ ориентирована на:


  • обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и формированию у них необходимых навыков;

  • взаимодействие с ГИБДД и другими учреждениями по организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

  • привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

  • привлечение внимания предприятий, организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель обучения детей правилам дорожного движения - формирование системы знаний и умений ориентирования в условиях дорожного движения.

Задачи по обучению школьников правилам дорожного движения:

I младшая группа

Задачи:

  • Формировать у детей пространственную ориентировку.

  • Знакомить детей с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом.

  • Обучать различать красный и зеленый цвета.

Показатели развития:

  • Дети различают, могут назвать красный и зеленый цвет.

  • Различают автобус, автомобиль и грузовую машину.

II младшая группа

Задачи:

  • Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.

  • Закреплять умение различать красный, желтый, зеленый цвета.

  • Продолжать знакомить и распознавать некоторые виды транспорта.

  • Учить определять и называть из каких частей состоят машины (кабина, колеса, окна, двери).

  • Знакомить детей с понятиями: «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть»; со светофором.
  • Знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.


Показатели развития:

  • Дети могут ориентироваться в пространстве, понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко.

  • Во время игры ориентируются на «проезжей части»: поворачиваться направо, налево, разворачиваться, двигаться прямо и в обратном направлении, задним ходом.

  • Знают дорогу, улицу, тротуар, некоторые виды транспорта.

Средняя группа

Задачи:

  • Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.

  • Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.

  • Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.

  • Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».

  • Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.

  • Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).

  • Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.

  • Учить изображать на рисунке сигналы светофора.

  • Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.

  • Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.

Показатели развития:

Дети знают:

  • Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).
  • Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней).


  • Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.

  • Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.

  • Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.

Старшая группа

Задачи:

  • Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств, своего микрорайона.

  • Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.

  • Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.

  • Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

  • Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.

Показатели развития:

  • Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.
  • Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.


  • Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Подготовительная группа

Задачи:

  • Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.

  • Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).

  • Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.

  • Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.

  • Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.

  • Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.

  • Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

Показатели развития:

  • Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.

  • Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.

  • Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.

  • Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).

  • Знают основные знаки и термины дорожного движения.

Для осуществления образовательного процесса школа должна иметь определенное материально-техническое обеспечение.

К материально–техническому обеспечению ОУ относят:

  • Помещения (игровые комнаты, спальные комнаты, классные комнаты, спортивный зал, сенсорная комната, танцевальный зал.).

  • Различные учебные пособия.

  • Наглядный материал.
  • Дидактические игры.


  • Интерактивная доска.

  • Компьютеры и программное обеспечение.

  • Музыкальные центры.

Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала для детей старшего школьного возраста:

1. Дидактические игры:

1.1. “Законы улиц и дорог”

1.2. “Час пик”

1.3. “Транспорт”

1.4. “Дорожные знаки”

1.5. “Знаки на дорогах”

1.6. “Светофор”

1.7. “Мы идем и едем”

1.8. “Ловкий пешеход”!

1.9. “Перекресток”

1.10. “Назови знак”

1.11. “Слушай-запоминай”

1.12. “Угадай, какой знак”

2. Домино “Дорожные знаки”

3. Коллекция дорожных знаков и машин.

4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы - водители”, “Юный инспектор”, Наш город”

5. Альбом “Автотранспорт”.

6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”

7. Игра “Автошкола”

8. Обучающие игры по правилам дорожного движения: “Поездка по городу” (“В парке”, “К снежным вершинам”, “Круговое движение”, “Едем через переезд”, “Знаки обязательного направления”, “День веселых развлечений”, “За городом”, “Горная дорога”, “Автомагистраль”).

9. Дорожная грамота. Серия из 14 плакатов.

10. Пазлы и кубики с изображением различных марок автомобилей.

11. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.

12. Книжки-раскраски

Принципы обучения детей правилам дорожного движения:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2.Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.


3.Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Школьники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу, или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4.Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятие опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5.Принцип социальной безопасности. Школьники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.

6.Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

7.Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

В ОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:


  • картотека подвижных игр по ПДД;

  • картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека»;

  • подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;

  • конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;

  • цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;

  • цикл консультаций для воспитателей «Содержание работы по ознакомлению детей школьного возраста с ПДД».

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Для активизации работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, используются разнообразные формы:


  • анкетирование;

  • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

  • консультационный материал «Школьник и дорога»;

  • папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения как детьми, так и взрослыми;

  • родительские собрания («Ребенок и дорога», «Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов»);

  • встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД («Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»);

  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

Направления работы по обучению правилам дорожного движения:



Работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах осуществляется через:

  • тематические занятия;

  • беседы;

  • чтение художественной литературы;

  • рассматривание картин, плакатов;

  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;

  • целевые прогулки;

  • условные прогулки;

  • экскурсии;

  • развлечения;

  • конкурсы рисунков;

  • изготовление атрибутов для игр.

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в школьном возрасте.


Формы работы с родителями:


  • индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации), встречи с сотрудниками ГИБДД, врачами травматологами;

  • просмотр открытых занятий, инсценировок по теме;

  • изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков;

  • участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах;

  • общие и групповые собрания;

  • анкетирование, диспуты;

  • тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры), оформление стендов в родительском уголке («Взрослые, вам подражают!», «О значении обучения детей ПДД» и др.).

Учебно-воспитательный процесс состоит из трех видов деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация);

  • самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач);

  • практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации).

Рассмотрим образовательные технологии, применяемые для обучения детей правилам дорожного движения.

Интерактивные технологии

В понятии «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» - между; и «акция» - усиленная деятельность (активный – развивающийся, усиленно действующий – словарь). Таким образом, интеракцию можно трактовать как усиленную деятельность между кем-либо. Исходя из этого, интерактивные методы мы определяем как способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия воспитателя и ребенка по созданию оптимальных условий развития.

Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогического взаимодействия:

- полилог (многоголосие – греч.) – многоголосие, в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия – это возможность каждого участника иметь свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать эту точку зрения. Любая точка зрения имеет право на существование. Отказ от права на абсолютную истину и воспитателя, и ребенка.


- диалог - предполагает восприятие участниками себя как равных партнёров, субъектов взаимодействия.

- мыследеятельность – организация интенсивной мыслительной деятельности воспитателя и ребенка. Не трансляция в сознание детям готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.

- смыслотворчество – процесс осознанного создания новых для себя смыслов, содержания предметов и явлений по обсуждаемой проблеме, обмен смыслами, соотношение индивидуальных смыслов с другими смыслами.

- свобода выбора – сознательное регулирование и активизация своего поведения.

- ситуации успеха – целенаправленное создание воспитателем комплекса внешних условий, способствующих получению школьниками удовлетворения, проявлению положительных эмоций. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию.

Позитивность и оптимистичность оценивания – ведущее из условий, способствующих созданию ситуаций успеха.

- рефлексия – самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности.

Технология моделирования опасных и безопасных дорожных ситуаций.

В педагогике моделирование как наглядно-практический метод получает все большее распространение. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, являющиеся единственными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям. Доступность метода моделирования для школьников доказана психологами: А.В.Запорожцем, Л.А. Венгером, Д.Б. Элькониным; она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели. Модель - это любой образ, мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план и т.д.) какого-либо процесса или явления, используемый в качестве «заменителя».


П.Г. Саморукова немного упрощает определение модели и рассматривает моделирование как совместную деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. По мнению М.М.Алексеевой и В.И.Яшиной, модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

Наглядные модели - особые виды изображений, в которых связи и отношения между предметами и явлениями передаются при помощи определенного пространственного расположения их заменителей (схемы, чертежи, диаграммы и т.п.). При этом образная память фиксирует средства и результаты действий восприятия, образного мышления и воображения, т.е. все виды образов. Анализируя понятие «образ» и «модель», С.Д. Смирнов показывает, что между ними существуют различия. Образ является результатом взаимодействия двух систем, это соответствие оригинала и его воображения. Модель же вносится извне и не находится в причинной связи с объектом.

Формирование образа предполагает непрерывное присутствие в сознании некоторых мнемических схем. Ж. Пиаже подчеркивал активный характер схемы - это канва действия. «Схема - это познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность. Указанная последовательность обязательно представляет собой прочно взаимосвязанное целое». Впоследствии О.М. Дьяченко использовала схему как подвижные рамки, последовательно прилагаемые к содержанию литературного текста. Именно схема выполняет роль своеобразного посредника - средства.

Технологии личностно-ориентированного обучения.

Личностно–ориентированные технологии ставят в центр образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и образовательном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии - не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.


Следовательно, личностно–ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет целью разностороннее и творческое развитие ребенка.

С. Подмазин определяет основные принципы личностно-ориентированного обучения:

— обеспечение развития и саморазвития личности ребенка;

— предоставление каждому ребенку, исходя из его способностей, интересов, ценностных ориентаций и субъективного опыта, возможности реализовать себя в деятельности;

— создание условий для выбора ребенком методов и средств воспитания;

— создание условий для выявления познавательной активности ребенка.

Для достижения этой цели необходимо:

1) использование разнообразных форм и методов организации деятельности конкретного ребенка;

2) создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе группы;

3) стимулировать школьников к высказываниям, использованию разных способов выполнения задач без страха ошибиться, дать неправильный ответ;

4) поддерживать ребенка в его желании найти свой способ работы, анализировать свою работу и работу других детей;

5) создавать педагогические ситуации на занятии, которые дают возможность каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность в работе и условия для естественного самовыражения ребенка.

Ожидаемые результаты от деятельности «Школы юных участников дорожного движения»:


  • создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;

  • формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

  • гуманизация связи семьи с сотрудниками ОУ, с сотрудниками ГИБДД;

  • привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
  • появление интереса у родителей к проблемам ОУ;


  • расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах;

  • сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;

  • умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;

  • повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения;

  • развитие у детей самостоятельности в принятии правильных решений;

  • формирование убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

  • развитие внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;

  • формирование здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.


Литература

  1. Клочанов, Н. И. Дорога, ребёнок, безопасность. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  2. Жульнев, Н. Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1–4 классов. – М.: Ливр, 1997.

Грёзина, О. Ю., Пятаева, С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения. – Волгоград: Перемена, 1998.