prosdo.ru 1

Муниципальное образовательное учреждение

Налимовская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено:

На заседании педсовета

Протокол №

От 30.08 2010 г.

__________________



Согласовано:

Зам.директора по УВР

__________________


«___»________2010 г.


Утверждено:

Директор школы

________________


«___»_______2010 г.





Программа 

«ОДАРЁННЫЕ   ДЕТИ»



Налимово, 2010 г.

I. Пояснительная записка

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

  Одаренный   ребенок  — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Никакого особого рецепта по  работе   с   одаренными   детьми  нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.


Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов  работы   с   одаренными   детьми .

II. Актуализация

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая  работа , и развитие исследовательской деятельности.

При организации  работы   с   одаренными   детьми  в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как  одаренных   детей  и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

III. Концепция  программы 

Выявление  одаренных   детей  должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.  Работа   с   одаренными  и способными  детьми , их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

  Одаренные   дети :


  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории  одаренных   детей :

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в  работе  с ОД:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной  работы  учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Выявление  одаренных   детей  должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.  Работа   с   одаренными  и способными  детьми , их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Формы  работы  с ОД:

  • групповые занятия  с   одаренными  учащимися;
  • предметные кружки;


  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • факультативные курсы;

  • участие в олимпиадах, чемпионатах, конкурсах, интеллектуальных играх, викторинах;

  •  работа  по индивидуальным планам;

  • исследовательская деятельность и участие в НОУ,

  • участие в телекоммуникационных проектах.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация  работы  по обучению и развитию  одаренных   детей  требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  1. с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

  2. в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

  3. какие задачи  работы   с   одаренными  являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности  с   одаренными   детьми .

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является  работа   с   одаренными   детьми  на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

IV. Цель

Цель  программы  « Одаренные   дети »: создать условия для выявления, поддержки и развития  одаренных   детей , их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

V. Задачи

  • изучение природы детской одаренности;

  • выявление и отбор как собственно  одаренных  и талантливых  детей , так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;

  • создание базы данных в рамках  Программы ;
  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;


  • организация совместной  работы   ОУ , СДК и прочих учреждений по поддержке одаренности;

  • развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы  детей ;

  • подготовка учителей через систему семинаров, практикумов, тренингов к работе  с   одаренными   детьми .

VI. План  работы   с   одаренными   детьми 



Основные направления

Сроки

Ответственные

  1. Организационная работа

1.1

Корректировка плана работы с ОД.

Август

Зам. дир. по УВР

1.2

Семинар - практикум: «Умственная одаренность и ее психологические проявления. Склонности учителя к работе с ОД».

Сентябрь

Зам. дир. по УВР

  1. Диагностическая работа

2.1

Подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.).


Сентябрь


В течение года

Зам. дир. по УВР

2.2

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности.


Классные руководители

2.3

Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

2.4

Выявление и отбор одаренных, талантливых детей. Составление базы данных ОД, ее пополнение.

Зам. дир. по УВР

  1. Работа с ОД по индивидуальным планам

3.1

Определение наставников ОД в соответствии с базой данных.

Сентябрь

Зам. дир. по УВР

3.2

Составление индивидуальных планов работы с ОД.

1-я неделя октября

Учителя – предметники

3.3

Собеседование с учителями – предметниками по индивидуальному плану работы с ОД. Утверждение индивидуальных планов работы с ОД.

2-я неделя октября

Зам. дир. по УВР

3.4

Реализация индивидуальных планов работы с ОД

В течение года

Учителя – предметники

  1. Интеллектуальное развитие ОД

4.1

Подготовка материалов для проведения школьного тура олимпиад.


Октябрь

Учителя – предметники

Зам. дир. по УВР

4.2

Участие в школьном туре олимпиад.

Ноябрь - декабрь

4.3

Участие в районном туре олимпиад.

4.4

Участие в конкурсах, выставках, конференциях, проектах, чемпионатах, турнирах, интеллектуальных играх.

В течение года согласно плану ОУ

Зам. дир. по УВР

4.5

Мониторинг результативности работы с ОД. Пополнение данной электронной базы.

В течение года

Зам. дир. по УВР

4.6

Организация творческих отчетов, выставок, смотров.

В течение года согласно плану ОУ

Кураторы ДО

4.7

Работа факультативов

Согласно плану

Зам. дир. по УВР

4.8

Участие в конкурсах сочинений, эссе, стихотворений

Согласно плану

Учителя русского языка и литературы

  1. Работа научного общества учащихся

5.1

Организационное заседание учащихся, членов НОУ: постановка задач, планирование работы, формирование секций научного общества.

Ознакомление с нормативными документами, с циклограммой исследовательской деятельности.


Октябрь

Руководитель НОУ

5.2

Выбор тем для исследовательской работы, закрепление руководителей. Индивидуальные консультации.

Октябрь

Руководители исследовательской работы

5.3

Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме.

Октябрь

Руководители исследовательской работы

5.4

Овладение навыками работы на компьютере, их совершенствование.

В течение года

Учитель информатики

5.5

Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации.

Ноябрь

Руководители исследовательских работ

5.6

Практическое занятие с учащимися: «требования к оформлению исследовательских работ». Индивидуальные консультации.

Декабрь

Руководитель НОУ

5.7

Завершение исследовательских работ. Рецензирование работ руководителями

Январь


Руководители исследовательских работ

5.8

Практическое занятие “Методика защиты исследовательских работ”. Индивидуальные консультации.

Руководитель НОУ

5.9

Школьная научно-практическая конференция

Февраль

Руководитель НОУ

5.10

Районная научно – практическая конференция «Первые шаги в науку»

март

5.11

Оформление электронного «Сборника исследовательских работ учащихся».


апрель


Руководитель НОУ

5.12

Заседание НОУ, поведение итогов. Планирование работы на следующий год.

  1. Дополнительное образование

6.1

Курирование кружковой работы:

- утверждение программ кружков;

- анализ кружковой работы.

Сентябрь, в течение года

Зам. дир. по УВР

6.2

Работа спортивных секций.

В течение года согласно графику

Учитель физической культуры

6.3


Работа кружков в СДК

Согласно плану

6.4

Проведение спортивных праздников, соревнований

Согласно плану

Учитель физической культуры

6.5

Участие в конкурсах рисунков

Согласно плану

Учитель ИЗО

6.6

Участие в конкурсах хорового и сольного пения

Согласно плану

Учитель музыки

7.Развитие лидерских качеств

7.1

Работа с активом класса

Согласно плану

Классные руководители

7.2

Работа с активом детского объединения

Согласно плану

Кураторы детского объединения

7.3

Работа с активом по физической культуре

Согласно плану

Учитель физической культуры

8.Методическое сопровождение

8.1

Сбор и подготовка аналитической информации:

- формирование и своевременное пополнение базы данных ОД;

- отчет по реализации индивидуальных планов работы с ОД;


- анализ результатов

- мониторинг результативности работы с ОД.



В течение года

Апрель


В течение года

Заместитель директора по УВР, учителя – предметники, руководители исследовательских работ

8.2

Сбор и систематизация методических материалов по работе с одаренными детьми.

В течение года

Зам. дир. по УВР

8.3

Итоги работы с ОД в 2011/2012 учебном году. Планирование работы на следующий год.

Май

Зам. дир. пол УВР

VII. Возможные риски

  • неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;

  • рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально  одаренные   дети , чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число  одаренных .

VIII. Предполагаемые результаты

  • увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

  • повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня, проектов;

  • повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.