prosdo.ru
добавить свой файл
1



Пунктуационные сюрпризы союза И в сложном предложении



1) Пунктуация 2) Сложное предложение 3) Союз И 4) Сюрприз (фр.) - неожиданность



Цели урока

  • Образовательная:

  • - расширить представление учащихся о пунктуации в сложном предложении перед союзом И.

  • Развивающие:

  • - развивать логическое мышление,

  • - совершенствовать умение высказываться.

  • Воспитательные:

  • - формировать эстетический вкус,

  • - воспитывать чувство любви к родине.



Давайте вспомним

  • 1) На землю падали лёгкие ( ) и пушистые снежинки.

  • 2) Снегом покрыло ( ) и дороги ( ) и деревья

  • ( ) и дома.

  • 3) Выпал долгожданный снег ( ) и природа преобразилась.





Проверьте себя





Проверьте себя

  • Нужно научиться замечать красоту заиндевелых ветвей и надо приучить себя наслаждаться ею. (Предл. сложное, союзное, ССП,

  • два безличных с синонимичными сказуемыми).




Проверьте себя

  • Откуда зимой в городском парке появилась белка и почему она не боится людей? ( Предл. сложное, союзное, ССП, два вопросит.)




Проверьте себя

  • Кажется, малютки кустарники

  • закружились в хороводе и осинку

  • увлекло вместе с ними. (Предл. сложн., союзное, ССП, общее вв.слово)





Проверьте себя

  • Вдоль дороги стояли заснеженные

  • берёзы и возвышалась могучая ель.

  • (Предл. сложн., союзн., ССП, общий второстепенный член – обстоятельство).





Проверьте себя

  • |Гуляя по зимнему парку|, мы наслаждались красотой заснеженного Омска и все испытывали глубокое удовлетворение от воскресной прогулки.

  • (Предл. сложное, союзное, ССП, общий второстепенный член - дееприч.оборот)





Проверьте себя

  • Словно укутанные в белоснежные шали, застыли в царственном величии ели и замерли припорошенные снегом осины.

  • (Предл. сложное, союзное, ССП, общий сравнит. оборот)




Проверьте себя

  • (Когда мы поднялись на заснеженную гору), [меня поразило её немое величие ] и

  • [захотелось что-нибудь громко-громко крикнуть].

  • (Предл. сложное, союзное, СПП с общим придаточным и однородными главными).




Проверьте себя

  • [Мы наблюдали из окна], (как

  • мало-помалу темнело небо) и

  • (опускалась на землю мгла).

  • (Предл. сложное, союзное, СПП с

  • общим главным и однор. придаточными)





Проверьте себя

  • [Я люблю сибирские леса] и (когда

  • они весело шелестят при летнем

  • ветерке), и (когда крепко спят,

  • |убаюканные февральской метелью|).

  • ( Предл. сложное, союзное, СПП с общим главным, однор. придаточными,

  • повтор. союзом)



Запятая не ставится перед союзом И в сложном предложении


Тест

  • 1) Укажите простое предложение, в котором следует поставить запятую на месте пропуска.

  • А) Мне вспоминался шум прибоя ( ) и тёплый песчаный берег.

  • В) Я люблю отдыхать на природе ( ) и каждый выходной наша семья выезжает за город.

  • С) Санька охотно коллекционировал и бабочек ( ) и жуков.

  • 2) Выберите грамматически правильное продолжение предложения (не меняя знаков препинания).

  • Наблюдая за воробьями,

  • А) я рассматривал всех птиц и моё внимание привлёк желторотик.

  • В) мальчик заметил раненую птицу и упросил маму взять бедняжку домой.

  • С) ко мне подлетела сорока и я растерялся от неожиданности.


Тест

  • 3) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  • Грибов было видимо-невидимо (1) и (2) пришлось

  • зажмуриться (3) выходя из леса (4) иначе уходить было

  • просто невозможно.

  • А) 1, 4

  • В) 2, 3, 4

  • С) 1, 3, 4

  • 4) Как объяснить отсутствие запятой перед союзом И между

  • частями сложного предложения?

  • Вечером налетел ветер и на море поднялся шторм.

  • А) В предложении есть общее вводное слово.

  • В) В предложении есть общий второстепенный член.

  • С) Союз соединяет два назывных предложения.



Тест

  • 5) Укажите правильное объяснение постановки запятой или

  • её отсутствия в предложении:

  • Кончился величественный лес ( ) и ударила в глаза росистая

  • яркость лугов.

  • А) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна

  • запятая.

  • В) Простое предложение с однородными членами, перед

  • союзом И нужна запятая.

  • С) Сложносочинённое предложение, перед союзом И

  • запятая не нужна.

  • 6) Укажите, в каком предложении нет пунктуационных ошибок.

  • А) Однажды, к нам зашёл сосед и пригласил нас на рыбалку.

  • В) Пожалуй, ничто не предвещало беды и не было повода

  • расстраиваться.

  • С) Котёнок помяукал жалобно и я взяла его на руки.

Тест

  • 7) Укажите сложное предложение, в котором следует

  • поставить запятую на месте пропуска.

  • А) Оля припомнила тот день, когда мы побывали в зверинце

  • ( ) и нас напугал медведь.

  • В) Заботиться о природе родного края должны и взрослые

  • ( ) и дети.

  • С) Поздно вечером я услышал раскаты грома ( ) и всю ночь

  • лил дождь.

  • 8) Укажите, в каком предложении перед союзом И следует

  • поставить запятую.

  • А) Пришло лето и вновь детвора отдыхает.

  • В) Когда мы приехали в деревню, нас поразил удивительно

  • чистый воздух и всем захотелось поскорее искупаться в

  • речке.

  • С) Я люблю кататься на лошадях и имею возможность

  • заниматься верховой ездой на ипподроме.


Тест

  • 9) Укажите, в каком предложении союз И соединяет два

  • простых предложения в составе сложносочинённого.

  • А) Я мечтаю попасть в Египет, чтобы полюбоваться

  • знаменитыми пирамидами и покататься на верблюдах.

  • В) Очевидно, бабушка была права и я напрасно оскорбил её

  • упрёком.

  • С) Повсюду был слышен стук топоров и визг пил.

  • 10) Укажите, в каком предложении допущена

  • пунктуационная ошибка.

  • А) И отец, и мама были рады возвращению сына из

  • санатория.

  • В) Приютив бездомного котёнка, Никита обрёл душевное

  • спокойствие и каждый день он ощущал ответственность за

  • маленького питомца.

  • С) Иногда, мы забываем изученные правила и поэтому

  • допускаем ошибки.


Проверь себя

  • 1 – С

  • 2 – В

  • 3 – С

  • 4 – В

  • 5 – А

  • 6 – В

  • 7 – С

  • 8 – А

  • 9 – В

  • 10 - С