prosdo.ru
добавить свой файл
1

МАЛАЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ



П.П. Дьячук, Е.В. Лариков, Г.В. Лукьяниенко


Красноярский государственный педагогический университет

e-mail: pak@mail.kts.ru

Под малой компьютеризацией понимается специально оборудованные школьные кабинеты, в которых учителя предметники проводят учебные занятия с компьютерной поддержкой. В комплект оборудования входит мультимедийный компьютер, телевизор, программное и методическое обеспечение для проведения уроков. Связь между телевизором и компьютером обеспечивается либо специальной видеокартой, либо ТVкодером. Опыт работы на протяжении ряда лет в сельских школах Красноярского края и Эвенкии показал, что использование такой установки в учебном процессе неизмеримо выше по эффективности любого технического средства применяемого в школах. Это связано с огромными возможностями информационных технологий.

К таким возможностям относится создание анимационных учебных клипов, компьютерных презентаций нового учебного материала, компьютерных манипуляторов и тренажеров, разработка сценариев уроков с серией компьютерных демонстраций. При этом используется полимодальность воздействия компьютерных образов на эмоциональную сферу, как учащихся, так и учителя. Активизируется внутренний диалог между образным и абстрактным мышлением. Реализуется высший принцип наглядности – принцип моделирования.

Опыт проведения уроков с компьютерной поддержкой в школах (например в экспериментальной площадке краевого статуса средней школе № 15, г. Красноярска), семинары с учителями предметниками и директорами школ (Байкит, Тура, Емельяновский район) показал, что такие уроки обладают педагогической экологичностью, экономят время и силы учителя и позволяют достичь хороших результатов в знаниях учеников. Особенно перспективна малая компьютеризация для малокомплектных сельских школ, так как в ближайшей перспективе поставка компьютерных классов в такие школы нереальна.


При внедрении такого рода технологий и методик учитывалось то обстоятельство, что основная масса учителей предметников не владеет компьютерной техникой. Поэтому система управления работой программы и, соответственно интерфейс программ, делался предельно простым. На бытовом уровне он соответствовал, по сложности, управлению видеомагнитофоном или телевизором.

Основное внимание учителя предметника, при использовании компьютера, по замыслу разработчиков программного обеспечения, должно быть сосредоточено на учебном материале предмета. Соответственно обучение учителей, независимо от стажа работы и предыдущего опыта общения с компьютером, проводилось в процессе подготовки к уроку. При этом у учителя формируется отношение к компьютеру такое же, как к обычному техническому средству. В тоже время учитель видит фантастические возможности информационных технологий в оптимизации учебного процесса, причем он их использует сразу, не тратя время на длительное освоение компьютера.

В настоящее время мы можем предложить программное обеспечение и методические разработки для компьютерной поддержки курса школьной алгебры и физики, обучить в кратчайшее время учителей края, провести серию открытых уроков, как силами преподавателей педуниверситета, так и силами учителей, желающих освоить эти технологии. Опыт проведения подобных занятий и курсов имеется.