prosdo.ru 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский социально-гуманитарный институт»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________В.В. Борисова



«_____» ________________20__

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины Б.3.3.21.2.1 Коррекционно – педагогическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата раннего возраста.


По направлению подготовки _050700.62 Специальное (дефектологическое) образование.


По профилю подготовки Логопедия.


Кафедра специального дефектологического образования


Квалификация (степень) выпускника бакалавр


Москва


2012



Разработчики:


Зав.кафедры СДО г.Зеленоград к. п. н. Пронина Л.В.

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)


Рецензенты:

___________________ __________________ _____________________

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)


___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)



    Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

    «___________________________________»

    «_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.

    наименование кафедры


    Зав. кафедрой Шашкина Г. Р./ ____________________ /

    Рабочая программа одобрена Ученым советом МСГИ


    «_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.






Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.3.3.21.2.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл










Математический и естественно – научный цикл










Профессиональный цикл







+




Форма

обучения

курс

семстр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов


Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа




Заочная

IV

V

8-9

108

12

8

2

2

-

64

зачёт


Цели и задачи дисциплины:

  • знакомство с организацией ранней помощи детям с двигательной патологией деятельности современных организационных форм дошкольного воспитания;

  • формирование базисных навыков ранней диагностики детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

  • развитие умений составления индивидуально-ориентированных программ воспитания и развития, определения индивидуального образовательного маршрута детей с детским церебральным параличом;

  • формирование готовности к применению эффективных, современных технологий коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого и раннего возраста с двигательной патологией в условиях современных организационных форм дошкольного воспитания;



Дисциплина курс по выбору «Коррекционно – педагогическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата раннего возраста».

направлена на подготовку студентов к выполнению основных видов профессиональной деятельности по профилю подготовки «Логопедия» (коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской), к решению типовых профессиональных задач в современных организационных формах(коррекционных) образовательных дошкольных (лекотеках, службах ранней помощи, группах кратковременного пребывания для детей с проблемами развития) и медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях.


В ходе освоения учебной дисциплины «Коррекционно – педагогическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата раннего возраста».

должны решаться следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:


  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • познакомить студентов клиническо-педагогическая характеристиками группы детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

  • показать необходимость ранней комплексной (медико-психолого-педагогического) помощи детям первых лет жизни с ДЦП;

  • сформировать практические умения проектирования индивидуальных программ развития, учитывая структуру дефекта;

  • научить студентов использовать в коррекционной работе существующие зарубежные и отечественные диагностические и развивающие методики, программы раннего вмешательства;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

  • сформировать умения проведения психолого-педагогической диагностики, анализа полученных данных, определение уровня развития ребенка младенческого и раннего возраста с двигательной паталогией,

  • сформировать практические навыки организации психолого-педагогического сопровождения семьи воспитывающей ребёнка с двигательной патологией

  • в области исследовательской деятельности:

  • ознакомить студентов с правилами сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности;

  • сформировать умения планировать диагностическую и консультативную, коррекционную деятельность с учётом структуры нарушений;

  • в области культурно-просветительской деятельности:
  • выработать умения соблюдать деонтологические (юридические, профессиональные и моральные) принципы работы с семьёй воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии.




  1. Место дисциплины в структуре ООП:

Программа данной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010г. № 49).

Дисциплина «Коррекционно–педагогическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата раннего возраста» (Б.3.3.21.1) относится к профессиональному циклу (Б.3), дисциплины профиля по выбору студента (Б3.3).

1.Она следует за циклом дисциплин профессионального цикла базовой части, как «Педагогика», «Специальная педагогика», «Психология», «Специальная психология», «Медико-биологические основы дефектологии», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»,а также с дисциплинами вариативная части (профиля Логопедия), такими как «Закономерности психомоторного и речевого развития детей» ,«Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», « Основы олигофренопедагогики, сурдопедагогики и тифлопедагогики».

2. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    общекультурных компетенции (ОК):

  • способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
  • способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);


  • способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

  • способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7).

    профессиональных компетенций:

    в области общепрофессиональных способностей и готовности

  • способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной
    деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц лицам с ОВЗ (ОП-1) ;

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2).

    в области коррекционно-педагогической деятельности

  • способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

  • готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

  • способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);
  • готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);


    в области диагностико-консультативной деятельности

  • способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

  • готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

    в области исследовательской деятельности

  • готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

  • способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

  • способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

    в области культурно-просветительской деятельности

  • готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

  • способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).


В результате изучения дисциплины студент должен:


знать:

  • особенности моторного, познавательного, доречевого и речевого развития ребёнка первых лет жизни с двигательной патологией;

  • методы проведения психолого-педагогического обследования детей младенческого, раннего возраста с нарушенным психофизическим развитием;

  • методы и приемы коррекционной работы с детьми первых лет жизни с двигательной патологией;

уметь:

  • осуществлять психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста тдвигательной патологией;


  • обосновывать выбор диагностических методов, средств и формы организации психолого-педагогического изучения с целью получения необходимой информации;

  • составлять психолого-педагогические характеристики на ребёнка младенческого и раннего возраста с нарушениями развития;

  • определять образовательный маршрут ребёнка в соответствии с его индивидуальными потребностями;

  • осуществлять выбор методов и приемов коррекционной работы с данной категорией детей, учитывая специфику структуры дефекта;

  • применять современные педагогические технологии раннего вмешательства.


владеть:

  • специфичными приёмами и методами обследования детей раннего возраста с двигательной патологией;

  • навыками организации коррекционно-развивающих занятий с детьми первых лет жизни с различной степенью тяжести двигательной патологии;

  • навыками организации психолого-педагогического сопровождения семьи, консультативной помощи родителям или законным представителям, воспитывающим ребёнка раннего с детским церебральным параличом;

  • владеть методами функционального взаимодействия спе­циалистов: врачей, дефектологов, логопедов, специалистов ЛФК, специальных психологов, педагогов, участвующих в реабилитации детей младенческого и раннего возраста с нарушениями в двигательной сфере (на примере работы консилиума, диагностического разбора, консультативного приема и т.д.);

4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.

Вид учебной работы


ВСЕГО

в том числе по семестрам

зач. ед.

час.

IX







зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

Аудиторные занятия (всего)

0.3

12

0.3

12













в том числе:

























Лекции

0.2

8

0.2

8













Практические занятия

0.05


2

0.05

2













Семинары

-

-

-

-













Лабораторные работы

0.05

2

0.05

2













Самостоятельная работа (всего)

2.7

96

2.7

96













в том числе:

-

-

-

-













Курсовой проект (работа)

-


-

-

-













Расчетно-графические работы

-

-

-

-













Реферат

























Другие виды самостоятельной работы

0.8

28

0.8

28













Подготовка к практическим занятиям

1

36

1

36











Подготовка к промежуточной аттестации

0.7

24

0.7

24













Вид промежуточной аттестации - зачёт

0.2

8

0.2

8













Общая трудоемкость

3

108

3

108














5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Современные концепции и подходы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, реализуемые в новых организационных формах помощи.

Актуальные вопросы развития системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Причины перехода к новым моделям функционирования специальных детских образовательных учреждений. Концепция модернизации российского образования. Концепция ранней комплексной помощи детям с различными отклонениями в развитии. Суть и значение, абилитации и реабилитации средствами образования.


Нормативно-правовые основы вариативных подходов к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Принципы коррекционно-педагогического процесса.

Раздел 2. Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе (ДЦП). Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата». Группы детей по степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков: дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сформировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений и навыками самообслуживания владеют частично; дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние, они владеют навыками самообслуживания, которые, однако, недостаточно автоматизированы; дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения и др.

Причины ДЦП: в пренатальный период: инфекционные заболевания матери во время беременности; интоксикации; ушибы и травмы (в том числе и психические травмы); несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности; внутриутробная гипоксия или асфиксия плода и др.; в интранатальный период: родовые травмы, в том числе и акушерские ( кровоизлияния в мозг, асфиксия новорожденного и др.); в ранний постнатальный период: нейроинфекции; травмы и др.

Структуру двигательного дефекта при ДЦП: 1. параличи и парезы, тетраплегия — общее поражение всех четырех конечностей; диплегия (параплегия) — поражение либо верхних, либо нижних конечностей; гемиплегия — поражение либо правой, либо левой половины тела; моноплегия —поражение одной конечности. 2. .Нарушение мышечного тонуса: повышение мышечного тонуса (спастичность, мышечная гипертония), понижение мышечного тонуса (мышечная гипотония), дистония.3.Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных) рефлексов (гиперрефлексия). 4. Синкинезии (содружественные движения). 5.Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов. 6.Несформированность реакций равновесия и координации движений. 7.Нарушение ощущения движений (кинестезии). 8.Насильственные движения. 9.Защитные рефлексы. 10.Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные).


Формы детского церебрального паралича: 1. Спастическая диплегия. 2.Двойная гемиплегия. 3.Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия). 4. Гиперкинетическая форма. 5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая).

Раздел 3. Сравнительная характеристика развития детей первых лет жизни при нормальном и нарушенном психофизическом развитии (дети с ДЦП).

Основные физиологические и нервно-психические особенности ребенка первого года жизни. Наиболее значимые на первом году жизни показатели: зрительные и слуховые ориентировочные реакции (слуховое и зрительное сосредоточение, локализация звука в пространстве, формирование слежения, формирование зрительно-двигательной координации, зрительное предвосхищение), положительные эмоции (первая улыбка, комплекс оживления, реакции смеха и плача), общие движения ( формирование вертикализации), движения руки и действия с предметами, понимание речи, показатели, которые могут быть отнесены к социальным (этапы развития активной речи, первые формы общения детей друг с другом, навыки в процессах). В период новорожденности: различные варианты нарушения мышечного тонуса. У детей с двигательной патологией не формируется лабиринтнтный установочный рефлекс на голову. Отсутствие зрительного и слухового сосредоточения, прослеживания движения предметов. Голосовые реакции бедны либо отсутствуют совсем, угнетение орального автоматизма. От одного до трёх месяцев: реакции выпрямления отсутствуют или развиваются недостаточно. Активизации рефлексов врождённого автоматизма, вместо их угасания. Преобладание отрицательных эмоциональных реакций, несформированность «комплекса оживления», Неполноценность зрительные и слуховые реакции. Задержка формирования произвольных голосовых реакций. От 3 до 6 месяцев: нарастает отставание в моторном развитии, сохранение патологической позы, безусловных рефлексов, задержка цепных выпрямительных реакций. Часто задержка зрительно-моторной координации (не тянется, не захватывает предметы). Отсутствие либо со специфическими особенностями произнесение звуков гуления. К концу первого года жизни у детей снижена возрастная спонтанная двигательной активности. Отсутствие готовности к совместной деятельности со взрослым, стремление к подражанию. Отсутствуют манипуляции с предметами. Снижение в речевом общении и низкая голосовая активность.


К концу раннего детства самостоятельная ходьба для большинства детей оказывается недоступной. Не сформированы манипуляции с предметами, В познавательном развитии у детей выражены астенические проявления утомляемость, быстрая истощаемость, снижен запас знаний и представлений об окружающем, нарушена координация деятельности различных анализаторов. Наблюдаются разнообразные эмоционально-волевые расстройства. Повышенная возбудимость, у некоторых детей наблюдается безразличие, безучастное отношение к окружающему. Отмечается общая задержка речевого развития, дзартрические расстройства (патологические изменения в строении артикуляционного аппарата. Нарушение дыхания, голосообразования, гиперсаливация, оральные синкенезии, наличие рефлексов орального автоматизма.


Раздел 4. Методы психолого-педагогического обследования детей младенческого, раннего возраста сдвигательной паталогией..

Этапы диагностика нарушенного развития должна: скрининг-диагностика;дифференциальная диагностика; углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы (выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка; разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения; определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений).

Комплексное изучение детей с двигательной патологией раннего возраста проводится по основным линиям развитии: двигательное( общая мотрика, функциональные возможности кистей рук, артикуляционная моторика),социальное развития (контактность, эмоциональная сфера, навыки самообслуживании), познавательное (уровень познавательной активности, уровень развития деятельности запас знаний об окружающем, обучаемость,) сенсорное (слуховое, зрительное, тактильно-кинестетическое восприятие) речевое (уровень понимания речи, уровень активной речи). При психолого-педагогическом обследовании используются методы: наблюдения, обучающий эксперимент. Карта-схема комплексного обследования детей раннего возраста (О.Г. Приходько). Варианты психолого-педагогического заключения в младенческом и раннем возраста.


Алгоритм разработки индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Структура индивидуальной программы. Принципы и требования к построению индивидуальной программы. Программа состоит из трех основных частей. Первая часть - общие рекомендации к проведению занятий с ребенком (уточняются педагогические условия для проведения занятий: организация режима занятий с ребенком, уточнение места проведения занятий и подбор игрового материала). Вторая часть – содержание коррекционной работы с ребенком. Прописываются направления, задачи коррекционно-педагогической работы с ребенком, предлагаются игры и игровые упражнения. Задачи выстраивается по направлениям, ориентированным на основные линии развития детей: социальную, физическую и познавательную. Наряду с этим, дается содержание коррекционной работы по формированию ведущей и продуктивных видов деятельности. Третья часть – работа специалиста с родителями. В ней представлены рекомендации специалистов к воспитанию и обучению ребенка, адресованные его близким. Дифференцированный подход к разработке индивидуальной программы.


Раздел 5. Коррекционно-педагогической помощь детям первого года жизни с двигательной патологией в системе комплексной реабилитации.

Организация коррекционно-педагогической помощи детям первого года жизни с поражением ЦНС в системе комплексной реабилитации. Этапы коррекционно-педагогической помощи. Педагогические условия для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми первого года жизни. Требования к созданию предметно-развивающей среды. Режим педагогических нагрузок. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми первого года жизни в системе комплексной реабилитации: развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», развитие сенсорных процессов, формирование подготовительных этапов понимания речи, стимуляция голосовых реакций, речевой активности, формирование движений рук, действий с предметами, нормализация тонуса артикуляционной моторики., коррекция кормления, стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые три месяца), подавления рефлексов орального автоматизма после трёх месяцев, развитие дыхания, голоса. Этапы коррекционной работы. Педагогическая документация специалиста дефектолога. Организация процесса обучения родителей педагогическим технологиям воспитания ребёнка первого года жизни.


Раздел 6. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в службе ранней помощи, лекотеке.

Основные направления коррекционно-педагогического процесса в работе с детьми с службах ранней помощи, лекотеках. Требования к проведению коррекционно-педагогической работы. Содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей раннего возраста с двигательной патологией:развитие познавательной деятельности (познавательной активности, стимуляция сенсорной активности, формирование предметной деятельности, формирование навыков самообслуживания), стимуляция речевой активности и развитие речи, стимуляция двигательной активности (общий массаж занятия ЛФК, ортопедические мероприятия, использование комплексных аффернтных стимулов (зрительных, тактильных, проприоцепнивных, температурных. При коррекции дизартрических расстройств активно применяются методы логопедического воздействия: диффиринцированный логопедический массаж, точечный массаж, пассивная и активная гимнастика, локальную контрастотермию. Рекомендации по составлению индивидуально-ориентированных программ психолого-педагогического сопровождения ребёнка с двигательными нарушениями.. Организация взаимодействия специалистов Службы ранней помощи или Лекотеки со специалистами ДОУ. Характеристика основных программ раннего вмешательства: «Абилитация младенцев» (Кожевникова Е.В., Чистокович Л.А., 1993) «Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки»,

«Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста»

«Программа ранней педагогической помощи «Портедж».


Раздел 7. Работа специалистов по психолого-педагогическому сопровождению семьи, воспитывающей ребёнка с двигательной патологией.

Теоретические подходы к психолого-педагогическому сопровождению семьи, воспитывающего ребёнка младенческого и раннего возраста с отклонениями в развитии.


Основные принципы современной педагогики: адаптация и интеграция. Учебно-теоретическая модель (Б. Скиннер, 1986), психоаналитическая модель (J. Bowlby, Э. Эриксон, R. Spitz, Адлеро, Р. Дрейкурс, В. Сатир), Модель, основанная на трансакциональном анализе (Э. Берн, М. Джеймс, Д. Джонгвард), Модель чувственной коммуникации (Gordon F), Модель групповых консультаций (Х. Джайнотт), Христианская модель (Р. Кэмпбелл), Родительские ассоциации. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих ребёнка с проблемами в развитии. Методы психолого-педагогической диагностики детско-родительских отношений: опрос («Опросник родительского отношения» ОРО (А.Я. Варга, В.В… Столин, «Измерение родительских установок и реакций» PARI (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл), «Анализ семейного воспитания» АСВ (Э.Г. Эйдемиллер), «Шкала семейного окружения» ШСО ( в адаптации С.Ю. Куприянова) и др.

Задачи, принципы и формы работы специалистов с родителями. Основные задачи: формирование установки к положительным формам общения и взаимодействия с ребенком, активной позиции к его воспитанию в семье; обучение приемам адекватного взаимодействия с ребенком, приемам организации игр с несколькими детьми; формирование уверенного и спокойного стиля воспитания. Формы организации работы специалистов с родителями: консультативно-рекомендательная; лекционно-просветительская; практические занятия; организация «круглых столов» и пр. Организация индивидуальной педагогической работы с родителями. Варианты включения родителей в проведение занятий с ребенком (Г.А.Мишина)

5.2 Разделы дисциплин и междисциплинарные связи с базовыми (предшествующими) дисциплинами

№ п/п


Наименование базовых (предшествующих) дисциплин.

№ № разделов данной дисциплины, базирующиеся на изучении предшествующих дисциплин








































1

Специальная психология

1

7


































2

Специальная педагогика

1

5

6

7


























3

Невропатология

2

3


































4

Психопатология

2

3


































5

Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья

2

3

4































6

Педагогические системы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями


2

3

4































7

Закономерности психомоторного и речевого развития детей

2

3

4































8

Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста

3

5

6































9

Основы олигофренопедагогики, сурдопедагогики и тифлопедагогики

3


4

6































10

Семейное воспитание детей с нарушениями речи

4

5

6

































5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семинары

СРС

Все-го

час.

IXсеместр

1.

Современные концепции и подходы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, реализуемые в новых организационных формах помощи.


0.5

1







8

9.5

2.

Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе (ДЦП). Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича


1










8

9

3.

Сравнительная характеристика развития детей первых лет жизни при нормальном и нарушенном психофизическом развитии (дети с ДЦП).


1










10

1

4.

Методы психолого-педагогического обследования детей младенческого, раннего возраста с двигательной патологией..

1

1

1




15

17

5.

Коррекционно-педагогической помощь детям первого года жизни с двигательной патологией в системе комплексной реабилитации.


1,5








20


22.5

6.

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в службе ранней помощи, лекотеке.

2




2




30

33

7.

Работа специалистов по психолого-педагогическому сопровождению семьи, воспитывающей ребёнка с двигательной патологией.


1










10

11


6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика лабораторных занятий

Трудо-емкость

(час.)

VIII семестр

1

1

Тема: Организация предметно-развивающей среды занятий для детей младенческого возраста и раннего возраста с двигательной патологией.

Задание: подготовить презентации по следующим темам:

  1. Требования к созданию предметно-развивающей среды занятий с детьми младенческого возраста с двигательной патологией.
  2. Требования к созданию предметно-развивающей среды занятий с детьми младенческого возраста с двигательной патологией.


  3. Удобная организация жизни ребёнка с двигательной патологией в семье.

Защита и обсуждение презентаций. По итогам оформляется и сдаётся контрольная работа №1: Рекомендации родителям по организации предметно-развивающей среды для ребёнка младенческого и раннего возраста.


1

2

4

Тема: Организация психолого-педагогического обследования ребёнка младенческого и раннего возраста.

Задание:

Наблюдение за обследованием ребёнка раннего возраста с ДЦП по шкале Гриффитс ( по видеоматериалам).

Задание: сопоставление полученные данные с условной нормой суммы баллов в соответствии с возрастом.

Составление графика профиля психомоторного развития обследованного ребенка 1,5-2 лет.

Сопоставление полученных графические данные с условной нормой для данного возраста.

Составление логопедического предварительного заключение о речевом и психическом развитии, отталкиваясь от нормы.

Составление примерного плана рекомендуемых стимулирующих и коррекционных мероприятий для родителей.







7. Практические занятия (семинары).

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

VIII семестр

3

6

Тема: Принципы планирования и организации коррекционных занятий с детьми третьего года жизни с двигательной патологией.


Просмотр логопедического занятия с ребёнком раннего возраста с ДЦП.

Задание: обсуждение, определение целей и задач логопедического занятия, специфических методов работы с ребёнком раннего возраста с двигательной патологией.


1

4

6

Тема: Технология работы с программа раннего вмешательства.

Изучение алгоритма работы с программой «Каролина» для младенцев и детей младенческого возраста.

Задание:

Проанализировать адаптации процедур, рассчитанных на ребёнка с ДЦП. Составить индивидуальную программу воспитания и развития, используя данное руководство.

Оформляется в виде контрольной работы №2: Индивидуальная программа воспитания и развития ребёнка раннего возраста с двигательной патологией.

1


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. -- М.: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.

  2. Браткова М.В. Особенности развития предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС // Дефектология. - 2006. - № 2. - С. 63-71.

  3. Закрепина, А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение. – 2008. – № 2. – С. 9- 9.

  4. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания: Метод. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Экзамен, 2004. – 128 с.
  5. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Метод.пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с.


  6. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие для педагогов и психологов, врачей и родителей. М.: Экзамен, 2004.-96с.

  7. Финни Н.Р. Ребёнок с церебрадьным пораличом. Книга для родителей. М.: «Теревинф», 2009.-233с.

б) дополнительная литература

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). - М.: Просвещение, 1989. – 79 с.

  2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровье,1988.

  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г.. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Академия, 2001. – 186 с.

  4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.

  5. Мишина Г.А. Особенности организации предметно-игровой деятельности родителей с ребенком раннего возраста с нарушениями психофизического развития // Дефектология. – 2000 - № 5. – С. 48 - 55.

  6. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития // Дефектология. - 2001. - № 1.- С. 60 – 64.

  7. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2005. – №1. – С. 3 – 10.

  8. Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 25 – 34.

  9. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. - М.: ЦОЛИУВ, 1983. – 84 с.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: – Microsoft Office (Word, Power Point). Презентации к лекциям, видеофрагменты проведения диагностических мероприятий и коррекционно-развивающих занятий.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Указанная в программе тематика раскрывается в ходе проведения лекционных занятий, конкретизируется, уточняется и систематизируется на практических, а также в процессе самостоятельных работ.

В процессе лекционных занятий у студентов материал уточняется материал освоенный методом самостоятельной работы. Лекционный курс предполагает иллюстрацию теоретического материала презентациями, видеоматериалами диагностических процедур, коррекционных занятий с детьми раннего возраста с двигательной патологией.


Практические занятия проводятся без чтения лекционных материалов, но предполагают предварительное выполнение заданий самостоятельной работы. Студентам в начале семестра предоставляется пакет заданий для самостоятельной работы, предельные сроки их выполнения и сдачи диктуются проведением практических занятий.

Практические занятия проводятся после лекционного занятия по данной тематике. Определяющей особенностью любого практических занятий является наличие элементов дискуссии, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. Практические занятия ставят целью формирование умений и навыков по подбору, применению, интерпретации методик, анализа протоколов обследования, документации психолого-медико-педагогических комиссий, составлению индивидуально-ориентированных программ воспитания и развития ребёнка младенческого и раннего возраста с проблемами развития. Часть практических занятий уделяется анализу существующих зарубежных программ раннего вмешательства, технологии работы по изучаемым программам. В ходе проведения занятий предполагается выполнение двух контрольных работ: №1: «Рекомендации родителям по организации предметно-развивающей среды для ребёнка младенческого и раннего возраста»; №2:«Индивидуальная программа воспитания и развития ребёнка раннего возраста с двигательной патологией».

Лабораторные занятия предполагают просмотр и анализ презентаций, видеофрагментов диагностических процедур, предоставляемыми преподавателем, либо отснятыми в ходе прохождения практики студентов. Подготовка и защита презентаций.

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом, способствует более глубокому усвоению изучаемого курса, стимулирует формировать навыков исследовательской работы и ориентирует студентов на умение применять теоретические знания на практике. Большая часть заданий для самостоятельной работы выполняется до проведения практических (семинарских). Задания для самостоятельной работы требуются дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый в ходе аудиторных занятий материал в объеме запланированных часов.


Текущий контроль является обязательной формой контроля успешности усвоения дисциплины для всех студентов. К прохождению указанных видов текущего контроля допускаются студенты, регулярно посещавшие занятия и предоставившие все формы отчетности, предусмотренные программой по изученным разделам. Неудовлетворительное прохождение текущего контроля является основанием для не допуска студента к формам промежуточного контроля.

Итоговый контроль по предмету - зачёт.

Экзамен проводится непосредственно после изучения курса «Коррекционно – педагогическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата раннего возраста» . Зачёт проводится в устной форме по представленным ниже вопросам.

При оценке ответа студента на зачёте учитываются следующие аспекты: логичность, последовательность изложения, степень раскрытия вопроса, умение ориентироваться и использовать практический материал по изученной дисциплине.


12. Вопросы для подготовки к зачету.


  1. Комплексное обследование детей с неврологической патологией.

  2. Основные виды речевой деятельности.

  3. Логопедическое обследование детей с дизартрией.

  4. Понятие о ДЦП. Этиопатогенетические механизмы возникновения.

  5. Классификация речевых нарушений при ДЦП.

  6. Особенности доречевого развития детей с ДЦП в младенческом и раннем возрасте.

  7. Классификация ДЦП.

  8. Какие диагностические методики детей раннего возраста с ДЦП вам известны?

  9. Проанализируйте опыт реализации отечественных и зарубежных программ по раннему вмешательству в аспекте коррекционной работы с детьми с двигательной патологией.

  10. Охарактеризуйте методики используемые для обследования познавательного развития детей раннего возраста с ДЦП детей.
  11. Дайте характеристику этапам развития двигательных функций в онтогенезе.


  12. Охарактеризуйте структуру двигательной патологии при ДЦП.

  13. Каковы направления коррекционной работы с ребёнком младенческого возраста с ДЦП?

  14. Каковы направления коррекционной работы с ребёнком раннего возраста с ДЦП?

  15. Каково развитие детей с двигательной патологией в младенческом возрасте?

  16. Каково развитие детей с двигательной патологией в раннем возрасте?

  17. Этапы работы по развитию функциональных кистей рук у ребёнка раннего возраста с двигательной патологией.

  18. Этапы развития предметных действий в онтогенезе.

  19. Коррекция речедвигательных (дизартрических) расстройств при ДЦП.

  20. Принципы, определяющие систему и последовательность коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка раннего возраста с двигательной патологией.

  21. Что включает в себя стимуляция сенсорной активности в коррекционной работе с ребёнком раннего возраста С ДЦП?

  22. Какова специфика формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста с двигательной патологией?

  23. Каковы принципы и задачи коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с ДЦП на разных уровнях доречевого развития?

  24. Как Вы охарактеризуете стили воспитания в семьях, воспитывающих ребёнка с ДЦП?

  25. Каковы цели, задачи, содержание работы различных специалистов с семьёй воспитывающей ребёнка раннего возраста отклонениями в развитии?

  26. Коррекционно-педагогическая работа по развитию и коррекции нарушений дыхания, голоса и просодики у ребёнка раннего возраста с ДЦП.

  27. Задачи, принципы и формы работы специалистов с родителями в новых организационных формах.

  28. Этапы включения родителей в коррекционно-педагогический процесс.



Дополнения и изменения в рабочей программе

на 20__ / 20__ учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании

Кафедры « »____________________20___ г.


    Заведующий кафедрой ___________________/ /



Внесенные изменения утверждаю

Проректор по учебной работе МСГИ

_______________В.В. Борисова


«_____»___________20___ г.