prosdo.ru
добавить свой файл
1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


Утверждаю

Декан ПФ

Г.Ю. Титова_______________

«____» сентября 2012 года


рабочая Программа учебной дисциплины


Б.3.02 ПЕДАГОГИКА


Трудоемкость (в зачетных единицах) 12


Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Дошкольное образование и Дополнительное образование

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр



  1. Цели изучения дисциплины.


Цель: сформировать профессиональную направленность личности будущего педагога, на основе изучения современного состояния педагогической науки, развивать его педагогическое мышление, готовность к инновационной педагогической деятельности.


Задачи:

  1. Раскрыть предмет, задачи, функции, категориальный аппарат педагогики; факторы развития и социализации личности;

  2. Сформировать и расширить представления о цели, содержании и технологии организации педагогического процесса (учебно-воспитательный процесс);

  3. Познакомить с зарубежным и отечественным опытом воспитания культуры межнационального общения: цели, задачи, принципы: раскрыть понятия «патриотизм», «веротерпимость», «толерантность»;

  4. Развивать у студентов на практических занятиях мыслительные процессы, умение интерпретировать педагогические факты; способствовать определению собственной педагогической позиции;
  5. Расширить кругозор путём анализа специальной литературы и тем самым систематизировать педагогические знания, углубить профессиональную подготовку студентов.





  1. Место дисциплины в структуре ООП:


Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин ООП.

Для освоения дисциплины «Педагогика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Психология».

Освоение дисциплины «Педагогика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Дошкольная педагогика», «Этнопедагогика», «Методика обучения и воспитания в системе дополнительного образования».


  1. Требования к уровню освоения программы.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные (ОК):

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно-значимые философские проблемы (ОК-2);

способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);


способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Профессиональные (ПК):

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

в области педагогической деятельности:

способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

в области научно-исследовательской деятельности:

готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

Специальные компетенции (ОК):

способен ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста (СК-1);


готов определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты (СК-6);

способен обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего образования (СК-7).


В результате изучения дисциплины студент должен

знать:


  • основные понятия, категории педагогической науки, сознательно использовать их в организации и анализе целостного педагогического процесса;

  • теоретические основы, историю и перспективы развития системы образования.

уметь:

  • проявлять инициативу к инновациям в педагогической деятельности

владеть:

  • традиционными и новыми технологиями обучения и воспитания детей,

  • методами анализа, оценивания и прогнозирования современных образовательных процессов;

  • навыками самостоятельной работы с педагогической литературой.

  1. Общая трудоемкость дисциплины 12 зачетных единиц и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Всего часов

    Семестры – 2, 3, 4

    2

    3

    4


    Общая трудоёмкость дисциплины

    432

    144

    144

    144

    Аудиторные занятия

    220

    74

    74

    72

    Лекции


    110

    38

    36

    36

    Практические занятия

    110

    36

    38

    36

    Занятия в интерактивной форме

    44

    14

    16

    14

    Лабораторные работы

    -

    -

    -

    -

    Самостоятельная работа

    158

    52

    52

    54

    Курсовой проект

    -

    -

    -

    -

    Реферат

    +

    +

    -

    +

    Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

    Зачет — 3 сем.,

    экзамен — 2,4 сем.

    Экзамен

    (27 час)

    Зачет

    Экзамен (27 час)

  2. Содержание учебной дисциплины

5.1. Разделы учебной дисциплины

№ п/п


Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы(час)

(в соответствии с учебным планом)

лекции

ПР

Занятия в интерак.

СРС




Семестр II













1.

Общие основы педагогики.













Педагогика как научная дисциплина.

8

6

2

10

Методология и методы педагогических исследований.

8

6

2

10

Целеполагание в педагогике.

6

8

2

10

Человек как личность: источники, факторы и закономерности развития. Общая характеристика движущих сил.

8

8


4

12

Половозрастные и индивидуальные особенности человека. Специфика возрастного развития и социализации.

8

8

4

10







38

36

14

52

2.

Семестр III













Дидактика.













Дидактика как педагогическая теория обучения.

10



6

4

8

Процесс обучение как целостная система.

6

4

4

8

Принципы обучения.

2

2

-

6

Методы обучения.


4

4

2

4

Средства обучения.

2

2

-

4

Формы организации учебного процесса в школе.

4

4

2

4

Содержание общего образования.

8

6

2

8

Урок – основная форма организации обучения в современной школе.

-

6

2

4

Проверка и оценка результатов обучения

2

4

-

6







36

38

16

52

3.

Семестр IV











Теория воспитания.














Воспитание как педагогическое явление.

6

4

2

8

Общие закономерности и принципы воспитания.

4

4

2

6

Содержание воспитательного процесса.

4

2

-

4

Коллектив как фактор социализации личности.

2

2

-

4

Общие методы воспитания.

4

4

2

4

Средства и формы воспитательного процесса.

4

2

-

4

Основы теории и технологии семейного воспитания.

2

4

2

4

Педагогика межнационального общения.


2

2

-

6

Мастерство педагога.

4

6

2

6

Педагогические инновации.

4

6

2

8




36

36

14

54

Итого:

110

110

44

158




    1. Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Общие основы педагогики.

Тема 1. Педагогика как научная дисциплина.

Введение в педагогическую профессию. Объект и предмет педагогической науки. Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Задачи и функции педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс. Образование как ведущий механизм присвоения опыта. Становление научной педагогики. Связь педагогики с другими науками. Система научно-педагогических дисциплин.

Тема 2. Методология и методы педагогических исследований.

Основные понятия научно-педагогических исследований. Классификация педагогических исследований. Методологические принципы научно-педагогического исследования. Понятие «методология» педагогической науки. Уровни методологии. Методология педагогики: сферы её реализации. Методы научно-педагогического исследования. Структура и логика научно-педагогического исследования. Реализация исследовательского подхода в современных педагогических исследованиях.


Тема 3. Целеполагание в педагогике.

Религиозно-философская мысль о цели и назначении воспитания и образования в обществе. Актуальность проблемы целеполагания. Цели воспитания и потребности общества. Взаимосвязь цели и задач воспитания. Цель воспитания и мотив профессиональной деятельности педагога. Педагогические цели и государственный образовательный стандарт. Современные зарубежные педагогические концепции.

Тема 4. Человек как личность: источники, факторы и закономерности развития. Общая характеристика движущих сил.

Понятие «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность». Основные характеристики личности. Факторы развития человека: наследственность, среда, воспитание. Задатки как индивидуально-природные предпосылки развития способностей и таланта. Основные категории педагогики. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

Тема 5. Половозрастные и индивидуальные особенности человека. Специфика возрастного развития и социализации.

Основные закономерности психофизиологического и духовного развития человека.

Возрастная периодизация в педагогике. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании. Учёт индивидуальных особенностей.

Раздел 2. Дидактика.

Тема 6. Дидактика как педагогическая теория обучения.

Общее понятие о дидактике. Объект и предмет дидактики. Задачи и функции дидактики, её понятийный состав. Категории и понятия дидактики. Базовые образовательные (дидактические) теории .Основные дидактические концепции.

Тема 7. Процесс обучение как целостная система.

Понятие и сущность обучения. Характеристика процесса обучения как целостной системы. Единство преподавания и учения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Дидактические системы и модели обучения. Сущностная характеристика преподавания как деятельности. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения. Технология обучения.


Тема 9. Принципы обучения.

Принципы обучения как категории дидактики. Характеристика принципов обучения. Законы и закономерности обучения.

Тема 10. Методы обучения.

Понятие и сущность метода и приёма обучения. Из истории развития методов обучения. Методы и средства обучения. Выбор методов обучения. Классификация методов обучения.

Тема 11. Средства обучения.

Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения. Средства учебной деятельности. Оборудование учебного кабинета. Технические средства обучения.

Тема 12. Формы организации учебного процесса в школе.

Понятие о формах организации обучения и основания их классификации. Достоинства и недостатки. Формы организации внеучебной воспитательной работы. Современные модели организации обучения. Связь образования, самообразования и взаимообучения. Типология и многообразие образовательных учреждений.

Тема 13. Содержание общего образования.

Понятие и сущность содержания образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Источники и факторы формирования содержания школьного образования. Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе. Учебный план. Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий. Стратегия развития вариативного образования в России.

Тема 14. Урок – основная форма организации обучения в современной школе.

Урок как целостная система: сущность и назначение. Типология уроков. Структура уроков. Подготовка педагога к уроку. Анализ и самооценка урока. Нестандартные уроки.

Тема 15. Проверка и оценка результатов обучения.

Сущность контроля обучения как дидактического понятия. Виды контроля. Методы и формы контроля. Оценка знаний учащихся. Неуспеваемость учащихся. Причины школьных неудач. Средства устранения причин неуспеваемости.


Раздел 3. Теория воспитания.

Тема 16. Воспитание как педагогическое явление.

Понятие «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание». Сущность воспитания и его особенности. Формирование личности в воспитательном процессе. Цель воспитания – личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом. Критерии оценки воспитательного процесса. Сущность воспитания и его место в структуре целостного педагогического процесса. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс; процесс интеграции человеческих ценностей и целенаправленного развития личности. Воспитание – управление развитием человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. Педагогическое воздействие в воспитании.

Тема 17. Общие закономерности и принципы воспитания.

Характеристика закономерностей воспитания. Характеристика принципов воспитания.

Тема 18. Содержание воспитательного процесса.

Задачи, содержание и результат воспитания. Проблема содержания воспитательного процесса. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Понятие о воспитательных системах. Нравственное воспитание Эстетическое воспитание. Умственное воспитание. Трудовое воспитание. Технология воспитания.

Тема 19. Коллектив как фактор социализации личности.

Понятие «коллектив». Значение коллектива для человека. Коллектив как объект и субъект воспитания. Базовые теории воспитания и развития личности. Личностный подход в воспитании. Воспитание как самоопределение личности в культуре. Воспитание как фактор интегрирования личности в мировую культуру. Модели взаимоотношений между коллективом и личностью. Психологический климат группы. Динамика социального пространства воспитательного процесса. Типология коллективов. Детский (ученический) коллектив. Основные признаки. Основные концепции воспитательного коллектива. Личностный подход и коллективное воспитание.


Тема 20. Общие методы воспитания.

Понятие метода и приёма воспитания. Методы воспитания и их классификация. Система методов воспитания. Система методов педагогического воздействия.

Тема 21. Средства и формы воспитательного процесса.

Средства воспитательного процесса. Формы воспитательного процесса.

Тема 22. Основы теории и технологии семейного воспитания.

Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества. Правовые основы семейного воспитания. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей. Педагогические лектории, родительские собрания в помощь семейному воспитанию.

Тема 23. Педагогика межнационального общения.

Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Принципы воспитания культуры межнационального общения. Концепции народности воспитания. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. Зарубежный и отечественный опыт воспитания культуры межнационального общения.

Тема 24. Мастерство педагога.

Функции педагога. Требования к педагогу. Профессиональный потенциал педагога. Мастерство педагога. Педагогическая квалиметрия. Аттестация педагога. Педагогический такт. Изучение и обобщение положительного педагогического опыта.

Тема 25. Педагогические инновации.

Сущность и направленность нововведений. Инновационная педагогика. Инновационные образовательные процессы. Инновационные учебные заведения. Оптимизация педагогической системы.


5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


6.1. Основная литература:

1 Педагогика : учебное пособие для педагогических учебных заведений / П. И. Пидкасистый, В. И. Беляев, В. А. Миджериков, Т. А. Юзефавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого.- М. : Академия , 2010. – 510 с.



6.2. Дополнительная литература:

1 Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. – Минск, 1990.

2 Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. – М., 1988.

3 Берулаева, М. М. Гуманизация образования: проблемы и перспективы / М. М. Берулаева. – Бийск, 1995.

4 Безрукова, В. С. Педагогика // Проективная педагогика : учебное пособие / В. С. Безрукова. – Екатеринбург : Деловая книга, 1996.

5 Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М., 1989.

6 Борытко, Н. М. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко. – М. : Издательский центр «Академия», 2007.

7 Вульфов, Б. З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках : учебное пособие / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов.– М. : Изд. УРАО, 1997.

8 Декларация прав ребёнка // Нар. образование. – 1993. – № 5.

9 Журавлёв, И. К. Педагогика в системе наук о человеке / И. К. Иванов. – М., 1990.

10 Измайлов, В. Ф. Народная педагогика // Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / В. Ф. Измайлов. – М., 1991.

11 Конвенция о правах ребёнка // Нар. образование. – 1993. – № 5.

12 Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А.Б. Орлов. – М., 1990.

13 Подласый, И. П. Исследование закономерностей дидактического процесса / И.П. Подласый. – Киев, 1991.

14 Подласый, И. П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов / И. П. Подласый. – Киев, 1998.

15 Симонов, В. П. Педагогический менеджмент / В. П. Симонов. – М., 1997.

16 Симонов, В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. – М., 1995.

17 Смирнов, В. И. Общая педагогика : учебное пособие / В. И. Смирнов. – 2-е изд., перераб., испр. и доп. – М. : Логос, 2002.


18 Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – М., 1990.

19 Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2004.

20 Подласый, И. П. Педагогика : новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочие программы дисциплины, разработанные преподавателями кафедры дошкольного образования и логопедии ПФ ТГПУ. Книгафонд: http://www.knigafund.ru.


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийные средства, наборы слайдов или кинофильмов, демонстрационные приборы, дидактические материалы.


п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Педагогика как научная дисциплина

слайдовые презентации



медиатехника техника (проектор, ноутбук, экран)



2

Общие методы воспитания


тексты для обсуждения

раздаточный материал


  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации преподавателю

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.


7.2. Методические рекомендации для студентов

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной

учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Примерная тематика рефератов

  1. Имидж учебного заведения.

  2. Оптимизация педагогической системы.

  3. Экспериментальная педагогика.

  4. Педагогическая интерпретация акселерации.

  5. Характеристика идеального педагога как специалиста, работника, человека.

  6. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения: сообщающее, проблемное, программированное обучение.

  7. Искусство и технология воспитания.

  8. Диагностика воспитанности. Критерии воспитанности.

  9. Правила семейного воспитания.

  10. Гуманистическая педагогика.
  11. Мастерство педагогического общения.


  12. Диагностика и измерение педагогического профессионализма.


8.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Выбор педагогической профессии. Педагогическое призвание.

  2. Педагогическая наука и педагогическая практика: объект, предмет, способы деятельности.

  3. Социальная педагогика: история и современность. Метапедагогика.

  4. Роль самовоспитания с позиции различных философско-педагогических концепций: экзистенционализм, персонализм, неотомизм. Точка зрения отечественной науки на сущность самовоспитания и его роли в развитии человека.

  5. Деятельность и общение как способы бытия человека и факторы его развития.

  6. Мастерство педагогического общения.

  7. Невербальное педагогическое общение.

  8. Педагогическое руководство коллективом. Стили педагогического руководства.

  9. Наказание как метод воспитания. Педагогические условия, определяющие эффективность метода наказания.

  10. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания.

  11. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей.

  12. Педагогические лектории, родительские собрания в помощь семейному воспитанию.

  13. Информатизация обучения.

  14. Обучение как многомерное явление. Продукт процесса обучения.

  15. Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп.

  16. Общественное (социальное) воспитание.

  17. Многообразие целей воспитания. Разнообразие подходов, концепций.

  18. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения.

  19. Взаимосвязь развития и воспитания, развития и обучения.

  20. Становление современной дидактической системы.

  21. Мотивация учения. Стимулирование учения.

  22. Диагностика обучения.
  23. Мастерство педагога: функции педагога, требования к педагогу, профессиональный потенциал, педагогический такт.


  24. Изучение и обобщение положительного педагогического опыта.


8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз


1. Раскройте суть тезиса «Обучение ведет за собой развитие».

2. В чем выражается гуманизация пространства детства?

3. Каковы наиболее эффективные способы стимулирования учащихся?

4. Рассмотрите процесс обучения как многомерное явление.

5. Наказание – это необходимый атрибут воспитания?

6. Каковы наиболее эффективные способы, формы взаимодействия родителей и педагогов?

7. В чем выражается мастерство педагогического общения?


8.4. Примеры тестов


  1. 1. Идеальное представление о результате деятельности, которое формируется в сознании человека в процессе взаимодействия с окружающим миром

а) цель

б) итог

в) задача

  1. 2. Вид обучения, представляющий собой относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных информационных средств:

а) развивающее обучение;

б) программированное обучение;

в) проблемное обучение.

  1. 3. Процесс целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности, поведения, личностные качества – это:

а) учение

б )образование

в) обучение

  1. 4. Активность, направленность, способность, характер – это основные характеристики:

а) личности

б) индивида

в) индивидуальности
  1. 5. Упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели


а) обучение

б) учение

в) преподавание

  1. 6. Основная идея неотомизма:

а) человеческое поведение - управляемый процесс, оно обусловлено применением стимулов и требует положительного подкрепления.

б) сближение воспитания с жизнью; воспитание и обучение осуществляются в процессе выполнения конкретных практических дел.

в) главная задача воспитания - доброта, честность, любовь к ближнему, все предметы пронизаны религией.

  1. 7. Какая функция обучения характеризуется процессом обучения, направленным на получение знаний, умений, навыков, опыта деятельности?

а) образовательная

б) развивающая

в) воспитательная

  1. 8. Основные функции обучения

а) образовательная, развивающая, воспитательная

б) обучающая, формирующая, психологическая

в) культурная, моральная, этическая

  1. 9. Коменский, Песталоцци – представители какой дидактической системы?

а) педоцентрической

б) традиционной

в) современной

  1. 10. В каком веке произошло оформление педагогики в самостоятельную отрасль?

а) XVI

б) XVII

в) XVIII

  1. 11. Человек становится личностью только в процессе

а) адаптации

б) демократизяции

в) социализации

  1. 12. Выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области – это:

а) вундеркинизм

б) талант

в) гениальность

  1. 13. Переменными составляющими процесса обучения являются:

а) цель и результат обучения

б) деятельность преподавания и учения


в) содержание, методы, средства, форма обучения


  1. 14. Что является определяющим фактором цели воспитания?

а) политика государства

б) технический прогресс

в) способ производства

  1. 15. Программа, которая строится по принципу малых шагов и немедленного ответа, постепенном усложнении:

а) разветвленная программа Краудера 

б) линейная программа Скиннера

в) системная программа Локка

  1. 16. К фактором среды не относится:

а) микрофакторы

б) мезофакторы

в) антифакторы

  1. 17. Возникновение этих задач диктуется потребностями практики, самой педагогической науки и многие из них не поддаются прогнозированию.

а) избирательные задачи

б) постоянные задачи

в) временные задачи

  1. 18. Основные представители идеи бихевиоризма:

а) Уотсон, Скиннер

б) Маслоу, Комбс, Роджерс

в) Маритен, Казотти, Ливигстон

  1. 19. Наука о воспитании, образовании, обучении:

а) философия

б) дидактика

в) педагогика


8.5. Вопросы к экзамену

Примерный перечень вопросов к экзамену (семестр 2)


  1. Педагогика как научная дисциплина. Предмет педагогической науки. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания.

  2. Задачи и функции педагогической науки.

  3. Связь педагогики с другими науками.

  4. Система научно-педагогических дисциплин.

  5. Методологические принципы научно-педагогического исследования.
  6. Понятие «методология» педагогической науки. Уровни методологии. Методология педагогики: сферы её реализации.


  7. Методы научно-педагогического исследования.

  8. Структура и логика научно-педагогического исследования.

  9. Реализация исследовательского подхода в современных педагогических исследованиях.

  10. Современные зарубежные педагогические концепции.

  11. Педагогические цели и образовательные стандарты.

  12. Цель воспитания и мотив профессиональной деятельности педагога.

  13. Цели и задачи воспитания, их взаимосвязь. Цели воспитания и потребности общества.

  14. Понятие цели воспитания. Актуальность проблемы целеполагания.

  15. Половозрастные и индивидуальные особенности человека. Специфика возрастного развития и социализации.

  16. Основные закономерности психофизиологического и духовного развития человека.

  17. Учёт индивидуальных особенностей.

  18. Основные категории педагогики.

  19. Общая характеристика движущих сил. Основные закономерности развития человека.

  20. Понятие «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность». Основные характеристики личности.

  21. Влияние семьи на становление личности ребенка.

  22. Факторы развития человека. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.

  23. Возрастная периодизация в педагогике.

  24. Задатки как индивидуально-природные предпосылки развития способностей и таланта.


Примерный перечень вопросов к зачёту (семестр 3)


  1. Дидактика как педагогическая теория обучения: понятие, объект, предмет, задачи и функции дидактики.

  2. Категории и понятия дидактики.

  3. Основные дидактические концепции.

  4. Принципы обучения как категории дидактики. Характеристика принципов обучения.

  5. Понятие и сущность обучения. Характеристика процесса обучения как целостной системы.
  6. Законы и закономерности обучения.


  7. Характеристика преподавания и обучения.

  8. Виды обучения.

  9. Понятие и сущность метода и приёма обучения. Выбор методов обучения.

  10. Классификация методов обучения.

  11. Система методов педагогического воздействия (методы тактического плана). Классификация.

  12. Система методов педагогического воздействия (методы стратегического плана): понятие, виды.

  13. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.

  14. Формы организации учебного процесса.

  15. Понятие и сущность содержания образования.

  16. Урок – основная форма организации обучения в современной школе: понятие, типология и структура уроков. Нестандартные уроки.

  17. Проверка и оценка результатов обучения: сущность, методы, формы контроля.


Примерный перечень вопросов к экзамену (семестр 4)


  1. Педагогика как научная дисциплина. Предмет педагогической науки. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания. Его видные деятели.

  2. Задачи и функции педагогической науки.

  3. Связь педагогики с другими науками.

  4. Система научно-педагогических дисциплин.

  5. Основные понятия научно-педагогических исследований. Классификация педагогических исследований.

  6. Методологические принципы научно-педагогического исследования.

  7. Понятие «методология» педагогической науки. Уровни методологии. Методология педагогики: сферы её реализации.

  8. Методы научно-педагогического исследования.

  9. Структура и логика научно-педагогического исследования.

  10. Реализация исследовательского подхода в современных педагогических исследованиях.

  11. Современные зарубежные педагогические концепции.

  12. Педагогические цели и образовательные стандарты.
  13. Цель воспитания и мотив профессиональной деятельности педагога.


  14. Цели и задачи воспитания, их взаимосвязь.

  15. Цели воспитания и потребности общества.

  16. Понятие цели воспитания. Актуальность проблемы целеполагания.

  17. Половозрастные и индивидуальные особенности человека. Специфика возрастного развития и социализации.

  18. Учёт индивидуальных особенностей.

  19. Общая характеристика движущих сил. Основные закономерности развития человека.

  20. Понятие «личность». Основные характеристики личности.

  21. Факторы развития человека. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.

  22. Задатки как индивидуально-природные предпосылки развития способностей и таланта.

  23. Дидактика как педагогическая теория обучения: понятие, объект, предмет, задачи и функции дидактики.

  24. Категории и понятия дидактики.

  25. Основные дидактические концепции.

  26. Принципы обучения как категории дидактики. Характеристика принципов обучения.

  27. Законы и закономерности обучения.

  28. Понятие и сущность метода и приёма обучения. Выбор методов обучения.

  29. Классификация методов обучения.

  30. Система методов педагогического воздействия (методы тактического плана). Классификация.

  31. Система методов педагогического воздействия (методы стратегического плана): понятие, виды.

  32. Средства и формы обучения.

  33. Урок – основная форма организации обучения в современной школе: понятие, типология и структура уроков. Нестандартные уроки.

  34. Проверка и оценка результатов обучения: сущность, методы, формы контроля.

  35. Понятие «воспитание», «перевоспитание», «самовоспитание».

  36. Содержание воспитательного процесса. Ценностные отношения. Иерархическая пирамида наивысших ценностей.

  37. Общие закономерности и принципы воспитания.

  38. Методы воспитания.

  39. Средства и формы воспитательного процесса. Формы организации внеучебной воспитательной работы.


  40. Семейное воспитание: понятие, функции, содержание. Специфика и факторы формирующего влияния личности.

  41. Роль семьи в социализации личности. Типология семьи. Стили семейного воспитания.

  42. Нравственное воспитание: понятие, задачи, содержание, пути осуществления.

  43. Эстетическое воспитание: понятие, задачи, содержание, пути осуществления.

  44. Умственное воспитание: понятие, задачи, содержание, пути осуществления.

  45. Трудовое воспитание: понятие, задачи, содержание, пути осуществления.

  46. Воспитание гражданственности: понятие, задачи, содержание, пути осуществления. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости, толерантности.

  47. Пед. процесс: понятие, функции, принципы организации и функционирования пед. процесса.

  48. Коллектив как фактор социализации личности: понятие, типология коллектива.

  49. Детский (ученический) коллектив: понятие, основные признаки. Личностный подход и коллективное воспитание.

  50. Коллектив как фактор социализации личности: понятие, значение, модели взаимоотношений между коллективом и личностью.

  51. Мастерство педагога: функции педагога, требования к педагогу, профессиональный потенциал, педагогический такт. Изучение и обобщение положительного педагогического опыта.

  52. Педагогические инновации: сущность и направленность нововведений. Инновационная педагогика.

  53. Инновационные учебные заведения. Оптимизация педагогической системы.

  54. Цель, задачи и принципы воспитания культуры межнационального общения. Зарубежный и отечественный опыт воспитания культуры межнационального общения.


8.6. Темы для написания курсовой работы

Не предусмотрено рабочим планом

8.7. Формы контроля самостоятельной работы.



Контроль осуществляется в виде:

- опросов;

- тестов, контрольных работ;

- проверки письменных домашних заданий;

- проверки и оценки подготовленных докладов, рефератов, выступлений


Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профили подготовки: Дошкольное образование и Дополнительное образование.

.


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

ассистентом кафедры ДОиЛ ________________Студенниковой И.С.


Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ

протокол № ________от «_____» ___________ 2012 г.


Зав. кафедрой ____________________________Файзуллаева Е.Д.


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ.

протокол № ________от «_____» ___________ 2012 г.

Председатель методической комиссии ПФ ______________Яркина Т.Н.