prosdo.ru
добавить свой файл
1

РАСОВАЯ, МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ РОЗНЬ КАК

УГРОЗА МИРОВОГО РАЗВИТИЯ


Наступило третье тысячелетие. Весь мир отметил этот переход с энтузиазмом и радостью – человечество надеялось на победу философии культуры мира и демократии, принципов толерантности и сотрудничества. Казалось, мы навсегда избавились от угрозы термоядерной войны, разделения мира на два враждующих лагеря. Казалось смешение культур, их разобщенность остаются в прошлом веке. Ведь к концу XX столетия наметились определенные закономерности и открылись обнадеживающие перспективы. Но проблема расовой дискриминации и межнациональной розни остается нерешенной.

«Расовая дискриминация» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни.

В мире проживает более 6 миллиардов человек, которые имеют одну Землю в качестве главного богатства и человеческую мысль как подходящее средство для собственного развития. Хотя по биологическим признакам мы ни чем не отличаемся друг от друга, существуют некоторые отличительные черты, положившие основу для классификации различных народностей, наций, этносов, рас, такие как культура, язык, социо–экономические характеристики, особенности телосложения, цвета кожи и др. Но все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона от всякой дискриминации и от всякого подстрекательства к дискриминации.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в ней, без какого бы то ни было различия, в частности без различия по признаку расы, цвета кожи или национального происхождения.


Всякая теория превосходства, основанного на расовом различии, в научном отношении ложна, в моральном – предосудительна и в социальном – несправедлива и опасна, и не может быть оправдания для расовой дискриминации, где бы то ни было, ни в теории, ни на практике. Дискриминация людей по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения является препятствием к дружественным и мирным отношениям между нациями и может привести к нарушению мира и безопасности среди народов, а также гармоничного сосуществования лиц даже внутри одного и того же государства,

Организация объединенных наций убеждена в том, что существование расовых барьеров противоречит идеалам любого человеческого общества. Особое беспокойство вызывают проявлениями расовой дискриминации, все еще наблюдающимися в некоторых районах мира, а также государственной политикой, основанной на принципе расового превосходства или расовой ненависти, как, например, политикой апартеида, сегрегации или разделения.

Устав Организации Объединенных Наций основан на принципах достоинства и равенства, присущих каждому человеку, и все государства – члены Организации обязались предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций для достижения одной из целей Организации Объединенных Наций, состоящей в поощрении и развитии всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка или религии.

Декларация Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 20 ноября 1963 г. (резолюция 1904 (XVIII) Генеральной Ассамблеи) торжественно подтверждает необходимость скорейшей ликвидации расовой дискриминации во всем мире, во всех ее формах и проявлениях, и обеспечения понимания и уважения достоинства человеческой личности.

ООН принимает все необходимые меры для скорейшей ликвидации расовой и религиозной дискриминации во всех ее формах и проявлениях, предупреждает и искореняет расистские теории и практику их осуществления с целью содействия взаимопониманию между расами и создания международного сообщества, свободного от всех форм расовой сегрегации и расовой и религиозной дискриминации.


«Нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод.

Одним из основных противоречий, существующих на протяжении многих веков, породивших множество споров и конфликтов является религиозная принадлежность. По данным ученых христианами являются 2 миллиарда человек (33 % населения Земли), ислам – исповедают 1,188 млрд. человек (19,6 %), индуизм – 811,3 млн. (13,4 %), буддизм – 360 млн. (5,9 %), этнические религии – 228,4 млн. (3,8 %), иудаизм – 14,4 млн. (0,2 %), неверующие – 641 млн., и атеисты – 220 млн. И это не полный перечень, ведь еще существуют различные секты и религиозные направления, все их не перечесть. Наряду с этим, с каждым годом усиливаются миграционные потоки. Вызванные миграцией межэтнические столкновения нередко приобретают конфессиональную окраску.

Нетерпимость и дискриминация в вопросах религии или убеждений, все еще наблюдается в некоторых районах мира, поэтому сегодня как никогда ранее актуальной является политика выстраивания основ взаимопонимания и сотрудничества мировых религий. Ни одна из них не относит себя к воинствующим, не призывает к религиозным войнам, и борьбе с инакомыслящими. Наоборот, представители всех религий подчеркивают свою терпимость и готовность к сотрудничеству. Настал момент продемонстрировать эту готовность на деле всем священнослужителям и верующим всех конфессий. Нельзя забывать, что взаимопонимание и уважение базируются на знании философской сути каждой из конфессий и ее роли в современном мире, что они вырабатываются в процессе общения и диалога.

Очень важно содействовать пониманию, терпимости и уважению в вопросах свободы религии и убеждений и добиваться недопущения использования религии или убеждений в целях, несовместимых с Уставом, другими соответствующими документами Организации Объединенных Наций и с целями и принципами Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений.


Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь религию или убеждения любого рода по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и выражать убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнения религиозных и ритуальных обрядов и учений. 

Никто не должен подвергаться дискриминации, принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору. Свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

Свобода религии или убеждений должна содействовать достижению целей всеобщего мира, социальной справедливости и дружбы между народами, ликвидации идеологии и практики колониализма и расовой дискриминации.

ООН выражает озабоченность тем, что уровень этнической и религиозной толерантности неуклонно снижается. Растет количество нападений по мотивам ненависти и нетерпимости к представителям других религий, наций и рас. Социологи констатируют общий рост ксенофобии. Снова активизируется пропаганда ненависти, в особенности – антисемитская пропаганда, служащая идеологической основой для многих других проявлений расовой дискриминации. И если насильственные преступления встречают противодействие правоохранительной системы, то пропаганда расизма и иных форм ненависти ведется практически безнаказанно.

Расистские преступления, пропаганда национальной и религиозной нетерпимости, возникший на этой почве терроризм, становятся все более серьезной угрозой для всего мира. Недостатки в противодействии им со стороны правоохранительных органов вызывают естественное стремление к модификации и, зачастую, к ужесточению законодательства в этой сфере. Однако изъяном некоторых государственных законодательств является не чрезмерная мягкость, а недостаточная гибкость. Любое национальное законодательство должно предоставлять судам достаточно широкий спектр санкций за пропаганду ненависти.


Никто не отрицает важность такой работы, как мониторинг преступлений на почве расовой дискриминации и пропаганды религиозной нетерпимости. Кордовская Декларация завершалась призывом усилить взаимодействие государств с НПО в этой сфере. Но очевидно, что пока механизм мониторинга, в том числе в части взаимодействия с НПО, оставляет желать лучшего.

В последнее время в мире наблюдалось развитие и реклама деятельности организованных праворадикальных групп. Совсем новым проектом стал Евразийский союз молодежи (ЕСМ), созданный весной 2005 года в качестве боевых дружин («опричного воинства») движения «Евразия». ЕСМ активно заявляет о себе как об альтернативе коммерциализованной и идеологически аморфной организации «фашистов», всячески подчеркивает лояльность действующей власти и эксплуатирует лозунги противостояния «оранжевой угрозе».

В 2005 году появилась еще одна, крайне тревожная тенденция. Все чаще становится известно о совместных мероприятиях право– и леворадикальных, а то и либерально ориентированных организаций.

Также волнующим является вопрос о существовании таких направлений как антисемитизм, исламофобия и вообще иная религиозная ксенофобия. Несмотря на полемику в среде праворадикалов о невостребованности антисемитской пропаганды, от нее не только не отказались, но и превратили антисемитизм в заметное направление праворадикальной деятельности.

Не спала в 2005 году и волна антиисламских проявлений. Если антисемитизм в общественном сознании по–прежнему неприемлем для публичной поддержки, то в отношении антимусульманских высказываний такая установка очень ослаблена и все более ослабевает.

Помимо антисемитских и антиисламских инцидентов, религиозно мотивированная ксенофобия преимущественно проявлялась в многочисленных актах вандализма в отношении кладбищ и культовых сооружений. От этого страдают практически все – от малочисленных и новых религиозных объединений до доминирующих.

Какие пути решения данной проблематики, кто должен этим заниматься? Противодействие росту национал–радикальной активности всегда было одним из основных направлений деятельности неправительственных организаций (НПО), однако их возможности крайне ограничены. В основном НПО остаются в рамках традиционных для них сфер деятельности: это организация научных, просветительских и образовательных мероприятий, экспертная работа. Направлена вся эта деятельность на самые различные целевые аудитории: студентов и журналистов, школьников и сотрудников правоохранительных органов, педагогов и чиновников.


А какова тогда роль государства? В идеале управление подобными процессами осуществляется сами обществом через систему социальных институтов – устойчивых комплексов формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.


РОЛЬ ГОСУДАРСТВ В РЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ НА ПОЧВЕ

РАСОВОЙ, МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ РОЗНИ


В мире в настоящее время усилилась тенденция, возлагающая решение проблем, вытекающих из этнических различий культур населения на центральные правительства. В большинстве стран, считающих себя цивилизованными, растет активность государства по регулированию межэтнических, межобщинных и межрелигиозных отношений в рамках идеологии толерантности. Более того, противодействие негативным тенденциям как дискриминация, апартеид, сегрегация, этнические чистки, геноцид, и т.д., все чаще переходит с национального на глобальный уровень.

В самых общих чертах содержание так называемого этнокультурного блока государственной политики должно включать:


  • анализ и прогноз идущих в стране этнокультурных процессов;

  • выявление сопутствующих им рисков;

  • поддержание в «рабочем состоянии» структурных элементов этнокультурной безопасности;

  • оптимизацию этнокультурного воспроизводства в условиях межгруппового обмена культурными навыками.

Но если быть более оптимистичными, необходимо выдвигать на первый план ряд конкретных целей и ценностей, которыми должны руководствоваться государства и народы всех стран мира в достижении идеала – гармоничного развития человечества. В рамках этих представлений, первостепенными задачами внутренней политики государства должны быть:

  • обеспечение всему населению планеты гарантированного уровня жизни;


  • участие каждого в управлении делами государства и общества в самых различных, доступных им формах;

  • соблюдение принципа социальной справедливости во всех сферах государственной и общественной жизни;

  • создание более равноправного общества на всех уровнях человеческой организации.

Основная задача внешней политики – обеспечение мира на Земле. Таким образом, во внутренней политике речь идет о повышении материального благосостояния населения, и о культурной эволюции общества.

Из этих и подобных позиций вытекает гипотеза о существовании корреляции между демократией и интолерантностью в межэтнических, межнациональных отношениях. Толерантность в сфере межэтнических взаимоотношений и взаимодействий находится в прямой пропорциональности к интолерантности в сфере межсословных взаимоотношений и взаимодействий, а толерантность в сфере межсословных взаимодействий прямо пропорциональна интолерантности в сфере межэтнических взаимоотношений и взаимодействий. Демократическое общественное устройство предлагает межсословную толерантность и межэтническую интолерантность, авторитарное общественное устройство, наоборот, предлагает межэтническую толерантность и межсословную интолерантность. Так как чисто демократические и чисто авторитарные общества представляют собой не реальные социальные организмы, а идеальные типизации, то степень толерантности или интолерантности в межэтнических и межсословных отношениях определяется тем, каков удельный вес, насколько велика сфера приложения и действия одного или другого способа политической организации в разных сферах жизни каждого данного государства.

Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.


Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

Терпимость – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно–процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой–либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

Для того чтобы сделать общество более терпимым, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей. Меры раннего предупреждения, направленные на решение существующих проблем, чтобы не допустить их эскалации и перехода в конфликты, включая поиск и поддержку структур, служащих укреплению межрасовой терпимости и стабилизации мира и тем самым препятствующих рецидиву конфликта там, где он имел место ранее. В этой связи к числу критериев для применения мер раннего предупреждения могли бы относиться следующие проблемы: отсутствие адекватной законодательной базы, которая бы определяла и приравнивала к уголовному преступлению все формы расовой дискриминации; недостаточное использование правоприменительных механизмов, включая отсутствие исковых процедур; систематический характер проявлений расовой неприязни и насилия на расовой почве; расистская пропаганда или призывы к расовой нетерпимости со стороны частных лиц, групп или организаций, в особенности со стороны официальных лиц на избираемых должностях или других представителей государственной власти; отражение систематического характера расовой дискриминации в социальных и экономических показателях; значительные потоки беженцев или перемещенных лиц в результате систематической расовой дискриминации или захвата земель, принадлежащих сообществам меньшинств;


Неотложные процедуры, направленные на решение проблем, срочно требующих внимания, чтобы предотвратить или ограничить масштабы или количество серьезных нарушений Конвенции. К критериям для применения неотложных процедур может относиться наличие серьезных, массовых или повторяющихся проявлений расовой дискриминации или тяжесть ситуации и риск дальнейшей расовой дискриминации.

В ООН было принято решение создать Комитет по ликвидации расовой дискриминации в июле 2002 г.

На первых после принятия этого решения сессиях Комитет в рамках пункта повестки дня, посвященного «мерам раннего предупреждения и неотложных действий», рассмотрел ситуацию в следующих государствах–участниках: Австралия, Алжир, Босния и Герцеговина, Бурунди, Демократическая республика Конго, Израиль, Кипр, Либерия, Мексика, Папуа Новая Гвинея, Российская Федерация, Руанда, Судан, Хорватия, бывшая Югославская республика Македония, Югославия. Комитет также принял два заявления: о ситуации в Африке и о правах человека курдского народа.

Государства–участники ООН осуждают расовую дискриминацию и обязуются безотлагательно всеми возможными способами проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации и способствовать взаимопониманию между всеми расами, и с этой целью:

а) каждое государство–участник обязуется не совершать в отношении лиц, групп или учреждений каких–либо актов или действий, связанных с расовой дискриминацией, и гарантировать, что все государственные органы и государственные учреждения, как национальные, так и местные, будут действовать в соответствии с этим обязательством;

b) каждое государство–участник обязуется не поощрять, не защищать и не поддерживать расовую дискриминацию, осуществляемую какими бы то ни было лицами или организациями;

c) каждое государство–участник должно принять эффективные меры для пересмотра политики правительства в национальном и местном масштабе, а также для исправления, отмены или аннулирования любых законов и постановлений, ведущих к возникновению или увековечению расовой дискриминации всюду, где она существует;


d) каждое государство–участник должно, используя все надлежащие средства, в том числе и законодательные меры, в зависимости от обстоятельств, запретить расовую дискриминацию, проводимую любыми лицами, группами или организациями, и положить ей конец;

е) каждое государство–участник обязуется поощрять в надлежащих случаях объединяющие многорасовые организации и движения, равно как и другие мероприятия, направленные на уничтожения расовых барьеров, и не поддерживать те из них, которые способствуют углублению расового разделения.

Государства–участники должны принимать, когда обстоятельства этого требуют, особые и конкретные меры в социальной, экономической, культурной и других областях, с целью обеспечения надлежащего развития и защиты некоторых расовых групп или лиц, к ним принадлежащих, с тем чтобы гарантировать им полное и равное использование прав человека и основных свобод. Такие меры ни в коем случае не должны в результате привести к сохранению неравных или особых прав для различных расовых групп по достижении тех целей, ради которых они были введены.

Терпимость как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

Терпимость необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.


В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

Для решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств–членов.

Особое значение для толерантности в отношениях между людьми, в том числе и межнациональных взаимоотношениях, представляют такие человеческие качества, как уступчивость, бесконфликтность, готовность к участию в решении общих дел, уважение к правам других людей. Бесспорно, в нашем обществе существуют предпосылки межнациональной и межрелигиозной толерантности. В культурном и политическом сознании индивида сочетается актуальное и историческое. Именно это сочетание составляет суть специфики современного этапа развития, именно это сочетание порождает множество противоречий. Лишь диалог культур, диалог цивилизаций открывает возможность перехода к новому гуманистическому этапу. Толерантность и диалог призваны стать основаниями гражданского мира и согласия. Все знают у мира – нет альтернативы!