prosdo.ru
добавить свой файл
1

МЕтодическая разработка урока

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ЦАРСТВЕ НЕПТУНА»


Учитель: Кислицына Наталия Геннадьевна, учитель физики


Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской республики


Предмет: Физика (с элементами географии, истории, биологии и ОБЖ)


Краткая аннотация урока:

Класс, профиль: 7, общеобразовательный

Тема: Давление (Гидродинамика)

Тема урока: Решение задач по теме «Безопасность и движение»

Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала

Продолжительность: 1 урок (40 – 45 минут)


Цель урока:

- Формирование у учащихся прочного знания основных понятий и законов гидродинамики и умения применять их в конкретных ситуациях.


Задачи урока:

- Актуализировать жизненного опыта учащихся и знаний, полученных в ходе изучения тем «Гидростатическое давление», «Атмосферное давление», «Выталкивающая сила» раздела «Давление» курса физики, тем «» курса географии, «» курса биологии, «» курса истории, «Безопасность на воде» курса предмета ОБЖ.

- Закрепить навыки применений законов гидродинамики при решении текстовых и интерактивных задач практического содержания.

- Развивать творческое мышление, пространственное воображение, монологическую речь, практические навыки работы на компьютере при выполнении интерактивных заданий.

- Воспитывать чувство коллективизма и ответственности за принятие индивидуальных и общих решений, формировать навыки групповой и индивидуальной работы.

- Продолжить работу по профориентации и здоровьесбережению.


Приобретаемые навыки детей:

- умение применять законы гидродинамики при решении задач;


- навыки работы на компьютере при организации поиска информации и её введении;

- умение работать с цифровыми ресурсами – тестами, слайдами;

- навыки работы с сайтом в Интернете, поиска информации, получение результата;

- умение работать в группе и индивидуально, отстаивать своё мнение, оценивать чужую работу, представлять полученную информацию.


Формы организации детей: индивидуальная и групповая работа с печатными источниками, цифровыми ресурсами, фронтальный и индивидуальный опрос, консультационная и контролирующая деятельность.


Форма организации педагога: ведение дискуссии, консультирование, организация опроса, контроль за оцениванием работы.


Технологические особенности:

Технические условия: работа организуется в компьютерном кабинете.

Используемое оборудование:

1) компьютеры (11 - 15 шт.), подключённые в локальную сеть с выходом в Интернет

мультимедиапроектор

интерактивная доска

презентация к уроку «В гостях у Нептуна» (по желанию)

лист достижений (по количеству учащихся)

справочный раздаточный материал «Всё о гидростатическом давлении» (Word)

раздаточный материал «Ловушки Нептуна» (Word)

раздаточный материал «Задание на дом» (Word)

канцелярские принадлежности

2) Цифровые ресурсы из Единой коллекции ЦОР:

  1. «Слайд - шоу «Водолазы» (№ 124206), «Видеоролик - анимация «Действие силы давления на тело, погруженное в жидкость» (N 124326), «Слайд-шоу «Зависимость давления жидкости от глубины» (№ 123909), «Слайд - шоу «Кессон» (№ 123927), «Подборка заданий «Гидростатическое давление» (№ 124269), «Тестовая работа «Гидростатическое давление» (№ 123914), «Задача по физике № 1003» (№ 60774), «Задача по физике № 1043» (№ 60807), «Анимация «Вывод формулы гидростатического давления» (№ 124248), «Интерактивная задача «Давление на большой глубине» (№ 123862), Видеоролик - анимация «Измерение давления внутри жидкости». (N 123879), «Давление жидкости в колбе» (№ 133841);


  2. CD «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий»; «Физика 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий»



Подготовительный этап:


Учащиеся класса заранее делятся на 8 - 10 групп по 3 человека (по психологической совместимости, с разнообразным уровнем знаний). Из наиболее подготовленных ребят выбираются 3 – 4 помощника учителя. Они координирует работу 2 – 3 групп, консультирует членов группы, осуществляют контроль за выполнением учащимися заданий и заполнения листа достижений. Часть учащихся подготавливает «домашнее задание» - презентацию – рассказ о боге Нептуне или театрализованную сценку; физрук класса готовит специальную (морскую) зарядку; остальные готовят раздаточный справочный материал для себя и соседа (определение гидростатического давления, обозначение, единицы измерения и т.п.; зависимость гидростатического давления от глубины погружения тела). При подготовке учащимися домашнего задания рекомендуется использовать цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции ЦОР: CD «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий», CD «Физика 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий» и др.

Учитель заранее знакомит учащихся с данной коллекцией и учит пользоваться системой быстрого поиска ресурсов по их номерам и названиям. К началу урока на компьютерах загружается главная страница сайта Единой коллекции ЦОР.

Ход урока:


1. Актуализация теоретических знаний учащихся по темам раздела «Давление».

Учитель: – Здравствуйте, ребята! Посмотрите, на улице весна! А за весной следует лето: наступят тёплые деньки, нагреется вода, и все мы отправимся на речку или поедем отдыхать к морю. Вот мы сегодня на уроке и отправимся в виртуальное путешествие к морю. Но, отправляясь в путешествие, надо помнить о своей безопасности, о сохранении здоровья. Здоровье каждого из вас – самое главное для меня и всех учителей. Как вы думаете, что надо помнить, отправляясь на море?



/далее следуют высказывания мнений учащихся по правилам поведения на воде, сохранности экологии и т.д.; учитель наводящими вопросами может направлять детей к формулировке вывода/


Учитель: – Очень хорошо, вы готовы к путешествию! Многие мечтают, чтобы у моря жили их знакомые, к ним можно было бы наведаться в гости… А давайте, ребята, отправимся в гости к самому хозяину морей! Кто это?




/ребята отгадывают: Нептун или Посейдон/


Учитель: – Правильно, это Нептун – бог морей. О нём нам сейчас расскажут ваши одноклассники.


/выступают ребята с «домашним заданием» о Нептуне. Приложение № 1. Учащиеся оценивают выполнение данного задания. Помощники учителя контролируют выставление отметок в пункт № 1 их листа достижений./


Учитель: – Итак, мы отправляемся в гости к Нептуну. Но, в гости без подарков не ходят. А что могут подарить ученики - физики 7 класса?


/мнения учащихся направляются учителем к ответу: знания, знание законов, правил, определений и т.д./

– Самое ценное – это наши знания. К тому же, отправляясь к кому-то в гости, важно знать, как себя вести, какие там традиции, правила, законы. А какие правила и законы действуют в доме Нептуна – море?


/далее следует фронтальный опрос учащихся по темам «Строение вещества», «Гидростатическое давление»; учитель наводящими вопросами может направлять детей к формулировке ответа/


Учитель: – Море бывает опасно. А знание законов может помочь предугадывать возникновение ситуаций, опасных для жизни человека. О законах гидродинамики нам будут напоминать подготовленные вами справочные материалы. Поменяйтесь ими со своими соседями. И не забудьте о нашей «команде Нептуна»!

/ребята обмениваются справочными материалами о гидростатическом давлении и т.п. раздают подготовленный ими справочный материал, дают друг другу рекомендации по его использованию, выставляют друг другу отметки. Приложение № 2./





– Давайте проанализируем, как мы смогли вывести формулу гидростатического давления. Внимание на интерактивную доску.


/на центральном компьютере загружается ресурс Единой коллекции ЦОР «Анимация «Вывод формулы гидростатического давления» (№ 124248). Учащиеся работают устно, поясняя этапы вывода формулы./

2. Закрепление практических навыков учащихся при решении задач.


Учитель: – Для того чтобы закрепить и обобщить наши знания мы сегодня будем решать задачи по теме «Давление на тело, погруженное в жидкость» и свои решения будем посвящать Нептуну. Наша слаженная работа поможет достичь наилучших результатов в работе на уроке и безопасности в жизни. А теперь давайте вспомним, от чего зависит давление на тело, погруженное в жидкость.


/ребята высказывают свои мнения, формулируется вывод/


Учитель: – Давайте посмотрим, в чём проявляется изменение давления с изменением глубины. Внимание на экран.


/на центральном компьютере загружается ресурс «Слайд-шоу «Зависимость давления жидкости от глубины» (№ 123909) и анализируется./

Учитель: – А теперь несколько желающих испытают свои силы при решении исследовательской задачи за компьютером. Займите рабочие места и с помощью поисковой системы сайта ЕК ЦОР найдите ресурс «Интерактивная задача «Давление на большой глубине» (№ 123862). Вам необходимо произвести расчёты для глубины 500 м в морской воде. Свои вычисления вы выполняете в тетрадях, а ответы вносите в пустые графы ресурса. Мои помощники проверят ваши результаты.


/10 – 12 человек занимают места за компьютерами, находят указанный ресурс и преступают к работе; по мере выполнения задания помощники учителя контролируют работу 3 – 4 ребят, оценивают работу и выставляют отметку в пункт № 2 листа достижений./


Учитель: – Все остальные в это время рассматривают задание «Давление жидкости в колбе». Преступаем. Внимание на экран.


/на центральном компьютере загружается ресурс ЕК ЦОР «Давление жидкости в колбе» (№ 133841). Учащиеся работают индивидуально. Ребята обмениваются решениями и оценивают работу друг друга; отметку ставят в пункт № 3 листа достижений/

Задание «Давление жидкости в колбе»: Отсортируйте рисунки в порядке возрастания величины p – p0 в указанных точках, где p – давление в указанной точке, p0 – атмосферное давление.


Учитель: – Человек всегда стремится узнать что-то новое о мире, в котором живёт. Поэтому нас интересует и царство Нептуна – подводный мир. Давайте посмотрим, как люди добывают о нем информацию.


/на центральном компьютере загружается ресурс ЕК ЦОР «Слайд - шоу «Водолазы» (№ 124206). Учащиеся обсуждают увиденное./


Учитель: – Вы видите ребята, что на небольшую глубину (до 100 м) человек может погружаться с аквалангом. А любой ли человек способен это сделать?


/учащиеся делают выводы, что это могут только люди с хорошим здоровьем/

Учитель: – Только люди с крепким здоровьем могут без опасности для жизни исследовать подводный мир с аквалангом. Что необходимо делать, чтобы наше здоровье было крепким? /зарядку/. Давайте же сделаем зарядку – разминку и мы.



/проводится физкультминутка физруком класса/


Учитель: – Но исследование морского дна даже в батискафе может быть опасным. Почему? А вот посмотрите следующий сюжет.


/на центральном компьютере загружается ресурс «Слайд - шоу «Кессон» (№ 123927). Учащиеся обсуждают увиденное./


Учитель: – Теперь вы знаете, как помочь избежать этих осложнений со здоровьем после погружения на глубину.

– А теперь несколько желающих, не работавших на компьютерах, испытают свои силы при решении задачи за компьютером. Займите рабочие места и с помощью поисковой системы сайта ЕКЦОР найдите ресурс «Тестовая работа «Гидростатическое давление» (№ 123914). Внимательно читайте задание в каждом упражнении. Свои вычисления вы выполняете в тетрадях, а ответы вносите в пустые графы ресурса. Мои помощники проверят ваши результаты.

/10 – 12 человек занимают места за компьютерами, находят указанный ресурс и преступают к работе; по мере выполнения задания помощники учителя контролируют работу 3 – 4 ребят, оценивают работу и выставляют отметку в пункт № 2 листа достижений./


Учитель: – Все остальные в это время постараются не попасть в «Ловушку Нептуна», выполнив его задания, которые раздают вам мои помощники.

/учащиеся получают раздаточный материал «Ловушка Нептуна» (Приложение № 3), выполненный с использованием ресурса «Подборка заданий «Гидростатическое давление» (№ 124269); учащиеся работают индивидуально; обмениваются решениями и оценивают работу друг друга; отметку ставят в пункт № 4 листа достижений /


3. Задание на дом.


Учитель: – Молодцы ребята! Сегодня вы потрудились на славу и показали всё, что знаете и чему научились, и теперь пора дать вам задание на дом. Вам необходимо найти на сайте Единой коллекции ЦОР задания «Задача по физике № 1003» (№ 60774), «Задача по физике № 1043» (№ 60807). Решение представляете в тетрадях в письменном виде. Успехов!


/учащимся, не имеющим доступ в Интернет, предлагаются раздаточные материалы «Задание на дом» (Приложение № 4)/


Задания:


1) «Задача по физике № 1003» (№ 60774)

Условие:

Цилиндрический тонкостенный сосуд массой m = 100 г, высотой Н = 0,3 м с площадью основания S = 102 м2 плавает в бассейне с водой. В дне сосуда оказалось отверстие, и он заполняется водой. Чему равна масса воды М, натекшей в сосуд до затопления?  


2) «Задача по физике № 1043» (№ 60807)

Условие:

Подводный аппарат сделан в форме цилиндра высотой d = 2 м, составленного из двух одинаковых половинок. Давление внутри аппарата равно атмосферному давлению. Аппарат находится в равновесии на глубине H = 10 м, равной расстоянию от поверхности воды до средней плоскости поперечного сечения цилиндра. Величина выталкивающей силы, действующей на аппарат, F = 98 кН. Чему равна величина силы давления FL, действующей на нижний торец цилиндра?  


/при подготовке домашнего задания в качестве повторения учащимся предлагается (по желанию) воспользоваться ресурсами «Видеоролик - анимация «Измерение давления внутри жидкости» (N 123879) и «Видеоролик - анимация «Действие силы давления на тело, погруженное в жидкость» (N 124326)/


4. Подведение итогов урока. Подсчёт баллов учащихся, нахождение средниго балла. Выставление отметок.