prosdo.ru
добавить свой файл
1

Выступление на районной НПК

август 2005 год


РОЛЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСА И

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ


Тема моего выступления: роль домашних заданий в развитии интереса и творческих способностей учащихся. Думаю, что следует напомнить содержание понятий «творчество» и «способность».

Способность — психические свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способности не являются врожденными. Врожденными являются задатки, без которых невозможно развитие способностей. Определяющее значение для развития способностей имеют условия жизни и взаимоотношения человека с окружающим миром. У многих детей способности впервые начинают развиваться лишь в результате планомерного педагогического воздействия. Наличие одной какой—либо способности еще недостаточно для успешного занятия определенной деятельностью. Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от многих способностей. Вместе с тем слабость какой-нибудь одной способности не свидетельствует о непригодности человека к данной деятельности. В результате многообразия интересов, окружающих человека, эта отстающая способность может выравняться на столько, что от нее не останется и следа.

Способности у каждого человека индивидуальны, неповторимы, как те условия в которых они формировались. Они развиваются в процессе воспитания и обучения, в процессе труда, особенно когда труд становится жизненной потребностью.

Творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью. Творчество представляет собой сложную психологическую деятельность человека. Оно начинается с постановки задачи, еще не получившей решения, и расчленения на ряд частных задач. Затем идет основной этап — поиск нужного решения, которое обычно намечается сначала в виде общей идеи, затем она детально раскрывается, обосновывается доказывается.


Важнейшие, решающие моменты творческой деятельности связаны обычно с особым напряжением и подъемом сил и способностей человека. Творчество возможно только на основе интенсивного труда человека, систематической работы в определенном направлении. Творчество предполагает способности плюс запас знаний и умений.

Домашняя работа — это одна из форм обучения, важная его часть, а не формально введенная в школу.

Это необходимое звено, органически входящее в процесс обучения. Это одна из индивидуальных форм учебных занятий ученика: ученик сам планирует порядок выполнения этой работы, самоконтроль, время, используя свои излюбленные способы работы. Здесь играют роль индивидуальные особенности учеников (внимание, память, мышление), умения самостоятельно работать, характер заинтересованности предметом или самим процессом обучения; зависит это и от домашних условий и от общей направленности школьника.

Главная тенденция современной школы — доводить Домашние задания до разумного минимума путем максимального использования учебного времени в школе. Относительная свобода действий ученика при выполнении домашних заданий не всегда приводит к желаемым результатам, и потому многие учителя (путем советов, указаний, инструкций) рационально воздействуют на дом. задание учеников. Все учителя хорошо знают, что одной из методических задач подготовки к уроку является выявление трудностей, с которыми могут встретиться учащиеся дома, и выработка такого подхода, который бы предупреждал эти трудности. Учитель должен быть уверен, что заданное им домашнее задание будет выполнено учеником самостоятельно, что оно посильно ему, что он для этого развил у ученика необходимые ему навыки учебной деятельности. Дом. работа — это самостоятельная работа ученика по заданию учителя, но без его непосредственного участия.

Домашние задания кроме репродуктивных заданий должны включать чтение дополнительной литературы, ее анализ, собственные наблюдения, эксперименты, практические проверки истинности тех или иных научных утверждений, что способствует более глубокому и сознательному усвоению знаний, развивает мышление, в т.ч. творческое, формирует многие положительные качества ума, и в конечном итоге формирует научный взгляд на мир.


Самостоятельный поиск и самостоятельное решение вопросов воспитывает у учащихся убежденность в знаниях, уверенность в своих силах, формирует потребность заниматься учебной деятельностью, воспитывает навыки самообразования.

Выполнение домашних заданий, умело подготовленных учителем, способствует развитию инициативы учащихся, активизирует их познавательную деятельность и тем самым развивает их общий интеллект.

Очень важное место должны занять задания творческого характера. Они не только формируют стойкий интерес к знаниям, но и развивают интерес к самому процессу приобретения знаний, т.е. к познавательной деятельности.

Регулярное выполнение домашних заданий втягивает учащихся в постоянную умственную деятельность, развивает потребность в умственной работе, толкает школьников на поиски рационального использования времени, т.е. вырабатывает определенный стиль учебной деятельности.

Домашняя работа должна органически сочетаться с классной работой, служить формированию прочных умений и навыков. Домашняя работа служит самостоятельному овладению знаниями при подготовке различных сообщений, рефератов, при подготовке к зачетам и т.д. Учитывая различные возможности и наклонности учащихся, большое значение должна иметь индивидуализация домашних заданий учащихся. Содержание, объем и характер заданий на дом, степень их индивидуализации находятся в прямой зависимости от результатов работы учащихся на уроке. Правильная и целесообразная дозировка дом. заданий с учетом уровней подготовленности во много предопределяет успешность их самостоятельного выполнения в домашних условиях.

В зависимости от целей и видов домашних заданий его индивидуализация может осуществляться следующим образом:

1. Частичная индивидуализация общего задания для всего класса.

2. Применение вместо или кроме фронтальных заданий индивидуальных и групповых домашних заданий.

3. Применение наряду с обязательными дом. заданиями также необязательных (желательных) дом. заданий.


4. Применение текущих индивидуальных заданий и рек-ций в хода выполнения учащимися заданий, расчитанных на длительную подготовку.

Прежде чем учитель задаст Дом. задание, надо обеспечить учебную активность учащихся на уроке, в процессе усвоения материала.

Учитель должен использовать такие приемы работы, которые прокладывают путь к развитию у каждого ученика творческих способностей.

К таким приемам в учебном процессе можно отнести ситуации, в которых ученик должен:

- защищать свое мнение, приводить в.его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;

- задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;

- рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;

- делиться своими знаниями с другими;

- помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;

-выполнять задания-максимум, расчитанные на чтение дополнительной литературы, первоисточников, использование справочников, на длительные наблюдения;

- побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых;

- практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;

- создавать ситуации самопроверки, анализ собственных познавательных и практических действий;

-разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности;

- создавать заинтересованность коллективной деятельностью, на основе которой и происходит формирование активной позиции членов коллектива.

Проблема содержания дом. заданий рассматривается не только на уроках, но и на заседаниях МО. В прошедшем учебном году на заседаниях МО учителей математики нашей школы были рассмотрены вопросы:

“Работа с одаренными детьми”.


“Приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики”.

“Развитие математических способностей на уроках и во внеурочное время”..

Можно привести много примеров из работы учителей математики нашей школы по развитию творческих способностей учащихся: практикуют дом. задание в 5—б классах по карточкам с расшифровкой текста, раскрашиванием рисунка. Например, предлагается карточка с текстом, в которых есть пропущенные числа — результаты выполненных заданий. Пропуски заполняются в том порядке, в каком следует друг за другом задания. По геометрии, например, при изучении темы “Площадь трапеции” один из способов вывода формулы площади трапеции рассматривается на уроке, а на дом предлагается найти способы вывода этой формулы, разбивая трапецию на фигуры, площадь которых уже умеют вычислять. Учащиеся нашли еще четыре способа! В 9 классе по алгебре при изучении темы «Арифметическая прогрессия», «Геометрическая прогрессия» на дом даются задания прикладного характера. Например:

1. Турист, поднимаясь в гору, в первый час достиг высоты 800м, а каждый следующий час поднимался на высоту на 25м меньшую, чем в предыдущий. За сколько часов он достигнет высоты 5700м.

2. Рост дрожжевых слеток происходит делением каждой клетки на 2 части. Сколько стало клеток после десятикратного деления, если первоначально клеток было А.

Даются задание на самостоятельное составление задачи на тему и ее решение и затем использую их в своей работе. Примеров творческих заданий можно привести много.

В заключение хочу сказать: учитель, которого волнует то, как ученики относятся к его предмету, который хочет чтобы на его уроки дети шли с желанием и работали с интересом, подходит творчески к подбору домашних заданий, используя для этого свой опыт, опыт других педагогов, дополнительную литературу, которая сейчас имеется в достаточном количестве.