prosdo.ru
добавить свой файл
1

РОЛЬ ШКОЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

Беглова К.Р.

КГУ им. Н.А. Некрасова, Институт педагогики и психологии

Научный руководитель: д.п.н., профессор Басова В.М.

Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения подростка и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социального педагога состоит в том, чтобы стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому, воспитывать в себе качества приемлемые обществом; стимулировать постоянное самосовершенствование, умение организовать себя. Большой вклад в решение этих задач могут внести школьные традиции, если уделять им достаточное внимание.

В современной философской литературе выделяются два концептуальных подхода к определению феномена «традиция», вокруг кото­рых группируются мнения большинства авторов, обращающихся к этой проблеме. Традицию, с одной стороны, определяют как механизм передачи социального "наследия", с другой - как само это наследие.

На основании анализа исследования различных аспектов традиций (А.Ю. Аксенова, Г.Н. Волков, Т.Ю. Купач, А.Г. Козлова, Т.А. Маркова и других) можно выделить ряд признаков, присущих традициям: 1) с их помощью воспроизводятся взгляды, идеи, образы действий, сохраняются ценностные ориентиры и технологии; 2) они обеспечивают стабильность, придают любой системе или явлению самобытность, составляют один из важнейших элементов любого уклада жизни; 3) они несут в себе эталоны действий, которые формируют первоначальные представления личности о системе отношений внутри образовательного учреждения, способствуют их интериоризации.

Традиции трудно создаются, но столь же трудно исчезают. В основу каждого направления системы традиций заложены определённые целевые установки, способствующие формированию тех или иных культурных ценностей. Каждая традиция несёт в себе конкретный культурный потенциал и, следовательно, способствует формированию у детей определённой базовой культуры.


Роль школьных традиций в социальном воспитании подростков мы проследили в школе-интернате №3 и ее преемнике ГОУ «Костромская областная кадетская школа-интернат».

По решению Горисполкома в 1961 г. было начато строительство школы-интерната №3 с обязательством открытия его к XXII съезду КПСС.

За годы существования данного учреждения в нем сложилась своя культура и свои традиции: день Знаний (1 сентября), день интерната (ноябрь), встреча русских деда Мороза и Снегурочки, показательные выступления работников пожарной безопасности, Новый год (для младшего, среднего, старшего звеньев отдельно), день учителя, восьмое марта, 23 февраля, день рожденья (отдельно праздновались дни рожденья летних, осенних, зимних, весенних), последний звонок, выпускной вечер.

Основными формами, через которые реализуются данные традиции стали: концерт, дискотека, кросс, сценки, соревнования, кружки.

На протяжении длительного времени в школе-интернате №3 для развития индивидуальных способностей учащихся существовали кружки и секции:


  1. «Пчелка» - вышивка.

  2. Юный натуралист.

  3. Юный эколог.

  4. Судомоделирование.

  5. Ансамбль баянистов.

  6. Друзья театра.

  7. Футбольно-волейбольная секция.

  8. Духовой оркестр.

  9. Танцевальный кружок «Music street».

С их помощью создавалось уникальное пространство для самореализации воспитанников.

Преемником школы-интерната в 2010 году становится Костромская областная кадетская школа-интернат. Основной целью деятельности которой является интеллектуальное, культурное, физическое и духовно-нравственное развитие кадет, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной, правоохранительной службы, а также несению государственной службы российского казачества.


В современной России идея возрождения кадетского образования вызвана к жизни потребностями государства и состоянием общества и органично вписывается в процесс изменений в системе образования страны, обозначенный как модернизация образования, строится в соответствии с общероссийской концепцией кадетского образования и воспитания. Особое место в модели кадетского воспитания отводится традициям.

Одним из традиционных мероприятий, проводимых в кадетских корпусах, является посвящение в кадеты, которое дает мощный эмоциональный заряд для личностного роста воспитанников. Торжественное построение всего корпуса, вынос знамени, приглашение гостей – ветеранов, выпускников кадетского корпуса прежних лет, прохождение торжественным маршем на глазах у родителей, друзей, одноклассников, педагогов, обещание соблюдения законов товарищества и верности кадетской клятве, вручение красных погон и удостоверений кадета – это все, что надолго остается в памяти подростка. В дальнейшем это закрепляется в традиционных направлениях воспитательной деятельности: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое.

Их цели и задачи решаются посредством традиционных ключевых воспитательных мероприятий: торжественной линейки, посвящённой Дню знаний, общешкольного конкурса «Смотр строя и песни», концертной программы, посвящённой Дню учителя и воспитателя, спортивных состязаний, всероссийского конкурса «Святые заступники Руси», посвящения в кадеты, спортивно-оздоровительным мероприятиям «Кадетское многоборье», фестиваля патриотической песни «Служение Отечеству».

Особую роль в воспитании кадета играют традиционные военно-полевые сборы, которые проходят в конце августа. Они призваны сформировать у обучающихся профессиональный интерес к воинской службе и такие качества, как дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, уважение к законам Российской Федерации, любовь к Отечеству. Их содержание включает элементы военно-специального, правового, этико-эстетического и физического воспитания.


На протяжении всех лет обучения каждому кадету предоставляется возможность удовлетворять свои интересы и потребности через систему дополнительного образования, традиционными из которых становятся:


  • художественно-эстетическое направление: ИЗО студия «Калейдоскоп», музыкальный театр «MUSIC STREET» (хореография, классический танец, музыкальная игротерапия, актёрское мастерство, современный танец), кадетский хор, вокальная студия, студия спортивного бального танца, театральная студия «Друзья театра», духовой оркестр, студия игры на гитаре.

  • спортивно-оздоровительное направление: рукопашный бой, футбол, баскетбол, волейбол.

  • техническое направление: техническое моделирование (судомоделирование, авиамоделирование и т.д.).

  • экологическое направление: юный эколог, юный натуралист и юные инспектора движения

Таким образом, анализируя работу образовательных учреждений можно сделать вывод о том, что школьные традиции играют очень важную роль в социальном воспитании подростков.


Библиографический список

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000.

  2. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиции // Традиция в истории культуры. – М., 1978.

  3. Шубин В.А. Преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза. – Ярославль, 2001.