prosdo.ru 1

Сватовая В. Г.

МОУ СОШ №11 г. Белгорода

Учитель географии


Практические работы на уроках географии


Преобразования в жизни современного общества связаны с особым периодом его развития - эпохой информатизации и глобализации. Возрастающий быстрыми темпами объём информации, появление новых технологий в науке и на производстве, увеличение роли всемирных экономических, политических, социокультурных и других форм отношений проникают во все сферы деятельности, в том числе в географическую науку. В настоящее время географическая наука всё больше приобретает геоэкологическую направленность и существенное практическое значение. Практическая направленность содержания школьной географии, по словам академика РАО Максаковского В.П., выражена в формировании специфических для географии умений и навыков, в тесном единстве теоретических и эмпирических знаний.

Сегодня практическая направленность школьной географии - это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение географических знаний в повседневной жизни.

Реализация практической направленности школьной географии должна осуществляться в единстве современных требований и сложившихся традиций, методического опыта. Её усиление направлено не только на усвоение системы изучаемых географических знаний и увеличение прочности формируемых умений учащихся, но и на повышение качества географического образования, и на увеличение его роли в формировании способностей учащихся организовывать свой процесс познания до творчески самостоятельной деятельности. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость.

Практические работы - неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружать жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. д. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности. Специфика географии заключается в том, что необходимым условием её усвоения является наличие у обучаемых умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими. Практические программные работы ориентированы на формирование умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами; определять направления, географические координаты; измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными процессами, явлениями на местности; объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экономические ситуации; прогнозировать возможные направления различных явлений и процессов.


В современной методике практическая работа определяется как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков. Причём, являясь составной частью других видов человеческой деятельности, умения, наряду со знаниями, определяются как основной компонент содержания школьного образования. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция – компетенция.

Проблема компетентности личности обозначена как приоритетная цель современного образования в «Стратегии модернизации содержания общего среднего образования» (2001), а в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006- 2010 гг.» в разделе «Совершенствование и технологии образования» используется компетентностный подход и его ключевые понятия «компетентность» и «компетенции». На современном этапе школа должна научится формировать у учащихся целый спектр ключевых компетенций, одной из которых являются учебно-познавательные компетенции, понимаемые как совокупность умений и навыков познавательной деятельности.

Компетентностный подход к образованию невозможен без практико- и личностно ориентированного характера обучения. Практические работы особенно уместны на культурно- смысловом и культурно- творческом этапах формирования культурно- географической компетентности. В процессе их выполнения у учащихся формируется информационно- познавательная (знания, умения их применять) и практико- созидательная компетенции (опыт постановки и достижения цели).

Важнейшая задача современного учителя географии – реализация на практике компетентностного подхода.

В нормативных документах новые требования к результатам обучения по географии заданы по двум уровням:


- знать, понимать,

-уметь выделять, описывать, составлять, определять, применять.

Особое внимание акцентируют на содержании рубрики «Применение географических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни» как новом элементе деятельностного компонента. Одним из путей достижения указанных перспектив является усиление практической направленности школьной географии через практические работы.

Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонента стандарта по географии - анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать. Вторая задача – обеспечение формирования специфических умений (чтение, анализ карт различной тематики). В-третьих, система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки. Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Например:

- для ориентирования на местности и проведения съёмок;

- определения поясного времени;

- проведения наблюдения за объектами, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха.

Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации, по уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов. Это разнообразие определяется, прежде всего, особенностями содержания изучаемого материала, используемыми источниками, уровнем предшествующей подготовки школьников.

Практические работы представляют собой усложняющуюся систему. В 6 классе используются физическая карта полушарий и физическая карта РФ. В 7- 8 классах учащиеся овладевают умениям комплексного использования различных тематических карт атласа, их сопоставления, анализа. В процессе изучения курсов экономической и социальной географии у учащихся формируются умения анализировать экономические карты, статистические таблицы, работать с дополнительным справочным материалом, с первоисточниками. Уровень самостоятельности учащихся увеличивается от класса к классу по мере расширения и углубления основных умений и навыков.


Для достижения лучших результатов по усилению практической направленности на уроках географии необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

1 - продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности школьников, планировать результаты обучения.

2 - поддерживать постоянный контакт с учителями- предметниками, который позволяет учитывать не только общую подготовку учащихся, но и создавать преемственность образования, реализовывать межпредметные связи в обучении.

3 - при планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу

4 – организация работы учащихся должна быть с чётко заданной целью.

5 – сообщать или ставить перед учащимися проблему о практическом значении данной работы и применении умений в науке и практике.

6 – осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы.

7 – использовать рекомендации, карточки для учащихся с целью создания ориентировочной основы действий.

8 – усвоение каждой системы географических знаний должно осуществляться в комплексе работ «обучающие – тренировочные – итоговые – творческие», которые должны быть взаимосвязаны и усложнятся от одного курса к другому. К выполнению итоговых практических работ, рассчитанных на применение новых знаний и умений, целесообразно приступать только после того, как учащиеся овладеют необходимыми приёмами, которые важно сформировать при выполнении работ обучающего и тренировочного характера. После качественного выполнения итоговой практической работы всеми учащимися может быть проведена одна или несколько самостоятельных работ творческого характера, позволяющих применять знания в новой учебной ситуации. При выполнении самостоятельных работ они сами отбирают необходимые источники, последовательность выполнения и форму обобщения новых для них результатов.


9 – использовать игровые элементы, творческие задания.

10 – использовать возможности урочной и внеурочной форм организации обучения географии.

11 – включать школьников в групповые формы учебной проектной деятельности.

12 – использовать современные технологии и подходы обучения.

13 – проводить постоянную диагностику и своевременную коррекцию результатов обучения.

Использование методических рекомендаций зависит от вида практической работы (тренировочной, закрепляющей, итоговой), целей и задач. Но любая практическая работа должна быть направлена на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков.


Библиографический список

1.Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы.- Дрофа,2002.т

2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.- М.: Министерство образования РФ, 2004.

3.Душина И. В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин - тов и ун- тов.- М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2002.

4.Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии(6-10 классы)- М.: Просвещение,1991.

5.Козырев В. А. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография.- СПб.: изд. РГПУ им. Герцена,2004.