prosdo.ru
добавить свой файл
1

СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

М.Б.Амзараков

Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова, Абакан

Тел.: (39022) 6-86-85, факс: (39022) 6-22-77, e-mail: shvetc@khsu.khakassia.ru

В последние десятилетия получил значительное развитие новый метод контроля знаний – педагогические тесты.

Педагогические тесты – это совокупность контрольных заданий, результаты ответов на которые поддаются количественному измерению и служат показателем степени развития к данному моменту уровня знаний испытуемых, совокупности их представлений, знаний, умений и навыков. Данный метод имеет ряд преимуществ, по сравнению с традиционной письменной работой, некоторыми из которых являются:


  • Более высокая объективность контроля. Как известно, при традиционных методах оценки, за один и тот же результат экзаменатор может поставить разный балл. Данный субъективный фактор исключен в тестировании за счет автоматизации обработки результатов.

  • Тестовые оценки более дифференцированы, что позволяет качественно разделять испытуемых по уровням знаний.

  • Эффективность тестирования значительно выше, чем у традиционных методов контроля. При наличии довольно простых средств проведения контрольного испытания, аудитория тестирования может быть достаточно обширной.

  • Количество тестовых заданий существенно больше нежели, например, заданий в контрольной работе, и по содержанию тест может охватывать весь объем контролируемых знаний испытуемого.

Таким образом, педагогические тесты занимают определенную нишу в образовательной сфере и на сегодняшний день в рамках существующих ограничений являются наиболее мощным, надежным и объективным методом контроля и оценки.

В Хакасском госуниверситете разработана система компьютерного дистанционного тестирования (СДКТ). Отличительной чертой СДКТ является открытость системы с точки зрения пользователя и администратора. Такой подход позволяет использовать систему дистанционного компьютерного тестирования в масштабах образовательных систем с децентрализованным управлением контролирующими материалами и прохождением тестирования с рабочих мест пользователей.

Структура реляционной базы данных тестирования позволяет:


  • использовать и производить обработку различных типов тестовых заданий;

  • производить генерацию тестов по заданным шаблонам с разным уровнем сложности датчиком случайных чисел;

  • проводить адаптивное тестирование с динамическим подбором вопросов в тест;

  • хранить результаты тестирования для последующей обработки.

Система тестирования, основанная на технологии "клиент-сервер", позволяет:

  • проводить автоматизированную статистическую обработку результатов тестирования с целью повышения качества теста, поиска неоднозначных, плохо сформулированных вопросов;

  • оценивать сложность заданий и тестов на основе статистической обработки результатов тестирования;

  • автоматически ранжировать оценки, сравнивать характеристики групп испытуемых;

  • генерировать большое число вариантов теста по шаблону с возможностью задания уровня сложности для каждого теста;

  • организовать прохождение одного теста неограниченным числом испытуемых;

  • пополнять, обновлять и управлять данными тестирования в масштабах глобальных сетей.

Тестирование проводится по сети Интернет с использованием стандартных средств навигации (Microsoft Internet Explorer, Netscape Navigator), что повышает эффективность использования системы и уменьшает затраты на внедрение.

Система дистанционного компьютерного тестирования прошла апробацию при прохождении вступительных испытаний на информационные специальности университета. Кроме того, она используется в образовательном процессе республиканской экспериментальной площадки по внедрению новых информационных технологий на базе средней школы №19 г.Абакана для входного, текущего и итогового контроля знаний обучающихся.

В настоящее время разрабатывается программа и тестовые задания по курсу "Информатика", "Математика", "Русский язык". Ведутся разработки алгоритмов проведения компьютерных адаптивных тестов, где каждое последующее тестовое задание выбирается в зависимости от ответов на предыдущие задания. Данная технология представляется наиболее адекватной для оценки успеваемости, поскольку позволяет создавать индивидуальную траекторию контроля знаний каждого учащегося, таким образом снижая вероятность ошибки при выставлении оценок.