prosdo.ru
добавить свой файл
1





СОВРЕМЕННЫЙ

  • 1.Относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-либо, чем-либо.

  • 2. Относящийся к настоящему, текущему времени, к настоящей, данной эпохе.

  • 3. Стоящий на уровне своего века, отвечающий требованиям своего века.



Современный урок – это учебное занятие, отвечающее требованиям своего времени и помогающее учителю и ученику самостоятельно делать поучительные для себя выводы на будущее, извлекать полезное

  • УРОК – это целостный, логически завершенный, ограниченный рамками времени отрезок образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста.



Требования к уроку

  • Самостоятельная разработка поурочных планов (конспектов) своих уроков.

  • Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них.

  • Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.

  • Отсутствие однотипной структуры урока.



Требования к уроку

  • 5. Учет индивидуально-психологических особенностей личности обучающегося.

  • 6. Продумывание воспитательной функции урока, т.е. воспитания в процессе обучения.

  • 7. Строгий отбор учебного материала, его личностный смысл для учащегося.

  • 8. Организация деятельности обучаемых на уроке.

ТЕМА, ИМЯ УРОКА

  • 1.Предмет для разговора, беседы;

  • 2.То, о чем говорится на уроке, его основное направление;

  • 3.Входная дверь в урок, его содержание.

  • ИМЯ урока – форма выражения, оболочка сущности.



ЦЕЛИ УРОКА (намеченный учителем совместно с учеником путь к конкретному результату)

  • Образовательные: (научить, усвоить, овладеть…).

  • Развивающие: (развивать, овладеть, понимать взаимосвязь…).

  • Воспитательные: (воспитывать, формировать…).

  • Социализации личности: (приспособление к меняющимся требованиям общества и обособление – сохранение индивидуальности).



КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

  • СООТНЕСЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА И КОМПЕТЕНЦИЙ



Учебно-познавательная компетентность (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ОБУЧАЮЩИЕ ЦЕЛИ) :

  • умение читать; осознанное чтение; писать грамотное письмо; считать; грамотный счет; познание; интеллектуальные (мыслительные) действия; практические действия; исследовательские действия



Социально-коммуникативная компетентность (РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ):

  • работать в группе; осуществление групповой коммуникации;

  • умение общаться;

  • публичное выступление;

  • диалог; письменная коммуникация


Проблемно - регулятивная компетентность (ОБУЧАЮЩИЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ):

  • Умение ставить вопросы; выявление проблемы; постановка проблемы; разрешение проблемы; приводить в систему собственную деятельность; целеполагание и планирование деятельности; применение технологий; планирование ресурсов; оценка процесса деятельности; оценка результата (продукта) деятельности; оценка собственного продвижения (рефлексия)


Информационно-аналитическая компетентность (ОБУЧАЮЩИЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ):

  • Умение добывать информацию; отбор источников информации; планирование информационного поиска; извлечение информации; анализировать информацию; обработка информации; преобразование информации и ее представление



Культурно-личностная компетентность (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ):

  • культура письменной речи; оформление письменной работы; культура устной речи; устная речь; культура учебной деятельности; самоорганизация деятельности; культура продукта деятельности; продукт труда; отношение (мотивация, интерес) оценка проблемы; самооценка; осуществление самоанализа; саморазвитие; постановка целей и задач по самообразованию



ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

  • ЯЗЫКОВАЯ

  • ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ

  • КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ

  • КОММУНИКАТИВНАЯ

  • ИНФОРМАЦИОННАЯ



Языковая компетенция

  • Знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

  • Освоение основных норм русского литературного языка; соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм;

  • Практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем;

  • Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.


Лингвистическая компетенция

  • Знания о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях;

  • Умение пользоваться различными видами лингвистических словарей;

  • Формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;

  • Готовность использовать имеющийся минимум знаний о языке для самоконтроля и совершенствования речи.


Культуроведческая компетенция

  • Осознание родного языка как формы выражения национальной культуры;

  • Понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;

  • Освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;

  • Способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.



Коммуникативная компетенция

  • Владение всеми видами речевой деятельности;

  • Умение строить продуктивное речевое взаимодействие;

  • Адекватно воспринимать устную и письменную речь;

  • Точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

  • Соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.



Информационная компетенция

  • Умение находить информацию в текстах, литературных источниках, сети Интернет, справочной литературе и т.п.;

  • Самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;

  • Использовать полученную информацию в своей деятельности;

  • Представлять полученную информацию в различных формах и на различных носителях.


Урок объяснения нового материала

  • Мотивационный компонент.

  • Проверка домашнего задания.

  • Психологическая подготовка к изучению новой темы.

  • Объяснение нового материала.

  • Первичное закрепление знаний.

  • Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

  • Подведение итогов. Оценивание деятельности.

  • Задание на дом.


Урок закрепления знаний, умений и навыков

  • Мотивационный компонент.

  • Проверка домашнего задания. Планирование деятельности на уроке.

  • Закрепление изученного и тренировка алгоритма его применения.

  • Введение приобретенных умений в общую систему умений и навыков.

  • Подведение итогов урока. Оценивание деятельности.

  • Задание на дом.



Повторительно-обобщающий урок

  • Мотивационный компонент.

  • Проверка домашнего задания. Планирование деятельности на уроке.

  • Подготовка к обобщению понятий, правил.

  • Обобщение понятий и правил темы.

  • Самостоятельная работа.

  • Подведение итогов урока. Оценивание деятельности.

  • Задание на дом.



Комбинированный урок

  • Мотивационный компонент.

  • Проверка домашнего задания. Планирование деятельности на уроке.

  • Объяснение нового материала.

  • Закрепление изученного и тренировка алгоритма его применения.

  • Самостоятельная работа.

  • Подведение итогов урока. Оценивание деятельности.

  • Задание на дом.



МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – компонент методической системы, отвечающий на вопрос как учить? Это дидактическая категория, дающая теоретическое представление о системе способов взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, в ходе которой осуществляется организация и регулирование деятельности учащихся.


По источнику получения знаний: - словесные (лекция, беседа, рассказ…) - практические (упражнения… ) - наглядные (иллюстрирование…) 2. По уровню активности познавательной деятельности: - объяснительно-иллюстративный (беседа, чтение, сообщение…) - репродуктивный (анализ, построение по моделям…) - проблемное изложение материала - эвристический (творческий пересказ, устное рисование…) - исследовательский


3. По функциям: - методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, рассказ, иллюстрирование…) - методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником…) - методы самостоятельной работы учащихся по усвоению нового материала (выполнение упражнений) - методы работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (конструирование, трансформация текста, изложение, высказывание) -методы проверки и оценки знаний (контрольные работы, тестирование)



4. Инновационные методы обучения (метод проектов, портфолио ученика, модульное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением мультимедийных средств, ТРКМ и другие).



ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

  • Соблюдение здоровьесберегающих технологий;

  • Дизайн презентации: цвет, шрифт текста, иллюстрации, схемы и т.п.;

  • Анимация, спецэффекты;

  • Звуковое сопровождение.



Принципы составления презентации

  • Каждый слайд содержит один информационный блок;

  • Фразы на слайде должны быть оптимально краткими и пониматься однозначно;

  • Дизайн слайда должен соответствовать требованиям сохранения здоровья детей;

  • Вся презентация подчиняется принципу единообразия.


-Урок не должен начинаться и заканчиваться презентацией. -Урок с презентацией не должен быть одиночным и бессистемным. -Слайд не должен дублировать учебник или слово учителя. -Учитель не должен быть привязан к компьютеру. -Компьютерная презентация – это средство обучения, а не самоцель.


Анализ урока -

  • Основной источник знаний о качестве образования в школе, о психолого-педагогических и методических возможностях учителя, это средство изучения и обобщения педагогического опыта, часть научно-методического исследования. В процессе анализа урока рассматриваются его компоненты с целью повышения эффективности и результативности учебного занятия.



Самоанализ урока -

  • Мысленное сравнение проведенного урока с теоретической моделью с целью оценить конечный результат своей деятельности. Умение проводить самоанализ урока – профессионально значимое качество учителя.



Анализ урока с точки зрения компетентностного подхода

  • Каковы задачи изучаемого раздела с точки зрения формирования ключевых и предметных компетенций учащихся?

  • Какое место занимает урок в общей системе уроков данного содержательного раздела?

  • Каковы цели и задачи урока? Работу по формированию каких именно компетенций предполагалось осуществить на уроке?

  • Были ли задачи по формированию компетенций фронтальными или адресными (групповыми, персональными)?



Какие формы и методы были подобраны для решения задач формирования той или иной компетенции? Какие компетентностные формы/методы работы использовались на уроке в целом и каково было их соотношение с некомпетентностными формами/методами? Как обосновывается использование некомпетентностных методов? Как оценивалось проявление тех или иных компетенций у учаихся? Доводилась ли эта оценка до их сведения?


-Какое содержание учебного материала в рамках изучаемой темы использовалось в целях формирования той или иной компетенции? Какие особенности материала позволяли его для этого использовать? -В какой степени достигнуты задачи по формированию компетенций? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему?


-Заметно ли продвижение класса в целом или отдельных учащихся в плане развития компетенций на уроке по сравнению с предыдущими этапами обучения? По каким признакам об этом можно судить? -Какими должны быть дальнейшие шаги по развитию компетенций у учащихся данного класса на уроках по данному предмету?



«Подводные рифы» компетентностного подхода

  • Сосредоточенность на формировании компетенций может на каком-то этапе несколько снижать результативность по предметным знаниям и умениям учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся в учебной деятельности со стороны может восприниматься как некоторая дезорганизация учебного процесса.

  • Формирование у учителя некоторого чувства неуверенности (защитные реакции отрицания).

  • Отсутствие учебников, адекватных компетентностному подходу (первоначальная перегрузка учителя).



Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. Между качеством конкретного урока и богатством духовной жизни учителя тесная взаимосвязь. В.А. Сухомлинский.