prosdo.ru
добавить свой файл
1

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аладьина А.В.

anya.aladina@mail.ru

КГУ им. Н.А. Некрасова, Институт педагогики и психологии

Научный руководитель: ассистент кафедры

социальной работы Смирнова Е.Ю.

В любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по различным причинам остаются без родителей, и процесс их развития происходит либо в другой семье, либо в специально созданных для этого учреждениях.

В настоящее время в Российской Федерации существует множество социальных проблем, одна из них – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые, по тем или иным причинам, находятся в местах лишения свободы.

Согласно федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в статье 1:

Дети - сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки [2].


В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей. По данным государственной статистики, в последние годы в России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их общее количество ежегодно увеличивается на тридцать-сорок тысяч человек и перешло уже за полумиллионный рубеж. Причем лишь небольшое число детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях.

По статистике на 1 марта 2011 года в 62 воспитательных колониях отбывали наказание 3,9 тыс. человек. Из них, доля несовершеннолетних, отбывающих наказание в ВК, по видам преступлений осуждены: за кражу 20,9 % , за грабеж 19,3 % за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 11,6 %, за разбой 15,9 %, прочие преступления 32 % из которых 25,9 % тяжкие и особо тяжкие преступления. В ФБУ «Костромская воспитательная колония» содержится более 35 человек, из них сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 9 человек [3].

Одним из направлений социальной работы в воспитательной колонии является ее взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными, политическими и религиозными организациями. Главная цель исправительного учреждения – исправление осужденного и возвращение обществу полноценного человека. Данная цель не может быть достигнута без помощи организаций и ведомств, занимающихся решением проблем несовершеннолетних.

Важным направлением указанного взаимодействия является сотрудничество воспитательных колоний с органами социальной защиты населения в субъектах Российской Федерации. Такие органы государственной власти оказывают помощь:


  • в размещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после освобождения из ВК в социальные учреждения (детские дома, реабилитационные центры);
  • в решении вопросов по оформлению, переводу пенсий по случаю потери кормильца и инвалидности на лицевой счет воспитанников в ВК, восстановлению пенсий после 18-летия. Фонд социальной поддержки населения при департаменте оплачивает финансовые расходы, связанные с оформлением паспортов осужденных.


При поступлении в воспитательную колонию проводится социальная диагностика каждого воспитанника, выявляются его образовательный, культурный уровень, чем он занимался до осуждения, его социальные связи с внешней средой, другие социальные проблемы. Получив информацию, намечается план работы, даются рекомендации сотрудникам, которые непосредственно будут с ним контактировать. Социальное сопровождение предполагает социальную защиту прав и интересов осужденных, содействие в подготовке к освобождению, бытовое и трудовое устройство после освобождения. Этому способствуют обучение в школе, профессиональном училище, приобретение трудовых навыков на предприятии. Социальное и психологическое консультирование ведется в колонии по просьбе самих осужденных. Обращаются в основном с проблемами разрешения межличностных конфликтов, взаимоотношения и статуса в коллективе, эмоционального напряжения, вопросов общения, переписки с родными [1;228-231].

В аспекте социального просвещения осужденных проводятся лекции, беседы на различные тематики. Кроме этого, с целью оказания моральной поддержки воспитанникам-сиротам в учреждении был создан клуб «Милосердие», как одна из форм работы по оказанию социальной поддержки. В настоящее время в Клубе занимается 9 человек. Формы работы Клуба разнообразны: беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, заседания «круглого стола», литературно-музыкальные вечера и другие. Результаты деятельности данного Клуба дают основание считать, что возложенные на него задачи успешно выполняются: это и оказание моральной поддержки воспитанникам, и пропаганда здорового образа жизни, и помощь в преодолении негативного жизненного опыта, а так же расширение круга знаний духовного и нравственного содержания, воспитание чувства доброты и милосердного отношения к людям.

Работа по оказанию социальной поддержки детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей проводится в соответствии с Конституцией РФ, УИК РФ, Федеральным законом № 122 от 22.08.2004 г. На завершающем этапе социальной работы с осужденным специалист подготавливает документы к освобождению, порядок трудового устройства, а также при освобождении нуждающиеся воспитанники обеспечиваются одеждой и обувью. На осужденных, относящихся к данной категории детей, направляются запросы в органы социальной защиты населения опеки и попечительства по месту жительства подростка с просьбой подтвердить статус подростка и выслать документы о закреплении за ним жилого помещения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в ВК. Если жилье было не закреплено за осужденным, то после освобождения данная категория лиц обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими жилому помещению жилой площадью не ниже социальных установленных норм.


Подведя итог под вышеперечисленным, можно сказать, что основным содержанием социальной поддержки в воспитательной колонии является процесс подготовки к жизни несовершеннолетних вне воспитательной колонии, направленный на предупреждение новых преступлений, а так же на изменение антисоциальной направленности их действий и мыслей.


Библиографический список:


  1. Сухов А.Н. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях.- Москва, 2007. -299с.

  2. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

  3. http://www.fsin.su