prosdo.ru
добавить свой файл
1

Сокольникова Э.И.,

МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва

ЧУВАШСКАЯ СЕМЬЯ КАК ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Воспитание, как известно, происходит на каждом метре земли» (А.С.Макаренко). Все воспитательные институты, семья, дошкольные, школьные и внешкольные учреждения, средние специальные и высшие учебные заведения и т.п. занимают определенную территорию, пространство – осуществляя процесс воспитания во взаимодействии между собой и другими институтами, участвующим и в воспитании культурно-просветительными учреждениями, средствами массовой информации, учреждениями здравоохранении, правопорядка, различными общественными организациями. Все они входят в структуры тех или иных воспитательных пространств как своеобразных территориальных социально-педагогических целостностей, под суммарным, обобщенным влиянием которых и происходит развитие подрастающих поколений. Разумеется их влиянием опосредуется собственной активностью воспитанников, их «внутренним миром».

Такие пространства в литературе называются по-разному. В Законе Российской Федерации об образовании речь идет о «единстве федерального культурного и образовательного пространства» (52,4). Этого же термина придерживались и руководители межрегионального исследования образовательных пространств малых городов в его концепции и программе (См.: 129). Дальнейшее развитие идеи этой концепции получили в недавно вышедшем пособии «Теория воспитательных пространств» (См.: 126). В нем проблематика воспитательных пространств рассматривается значительно шире - с позиций анализа педагогической действительности в целом. Причем, здесь уже неслучайно пространства называются не образовательными, а воспитательными. В пособии это мотивируется тем, что воспитание как процесс передачи и усвоения подрастающими поколениями культуры, социального опыта есть наиболее широкая универсальная категория педагогики. Оно осуществляется и в ученье как его «главном органе» (К.Д.Ушинский), и в разнообразной вне учебной деятельности, организуемой образовательным учреждением. Осуществляется воспитание и вне образования. Поэтому пространство, на котором осуществляются процессы воспитания и его модификации образование, обучение, самообразование, самовоспитание и т.п., более логично называть воспитательными пространствами. Попытаемся с позиций этой теории , опирающейся на системное понимание педагогической действительности (См.: 128), рассмотреть как социально-этнический феномен воспитательное (или педагогическое) пространство семьи.


Воспитательные пространства, если давать их самое общее определение, «представляют собой территории, на которых осуществляются процессы воспитания и как их модификации - процессы обучения, образования, самовоспитания и т.п. - эти процессы организуются обществом для формирования подрастающих поколений, т.е. той части населения, которая нуждается в педагогической заботе - до совершеннолетия и получения профессии; вместе с тем в условиях постоянного возрастания требований общества к своим членам возникает потребность в непрерывном образовании

взрослого населения - оно также входит компонентом в это пространство» (126, 7). Каждое воспитательное пространство характеризуется определенными параметрами. Выделяются такие параметры: 1) педагогический потенциал пространства - характеризуется богатствами духовной и материальной культуры, которым оно обладает; 2) степень его развитости - определяется тем, какую часть подрастающих поколений охватывает его воспитательно-образовательная система, насколько эффективно функционируют и другие его компоненты; 3) управляемость воспитательным пространством (126, 8-9). Существенное значение для его характеристики имеют и условия его функционирования - демографические, национальные, социально-экономические и природные.

Виды воспитательных пространств разнообразны. Главным основанием их классификации выступают размеры их территории, численность населения и его сосредоточенность. По этому основанию выделяются 3 группы воспитательных пространств: ^территориально-административных образований (страны, ее регионов, их районов), 2) поселений - городских и сельских, 3) пространств, занимаемых педагогическими системами -дошкольными, образовательными учреждениями, семьей и т.п. (126, 9).

Как видно, в предлагаемой классификации воспитательных пространств, семья относится к третьей группе, она рассматривается как педагогическая система, в процессе функционирования которой порождается целенаправленный процесс воспитания. Семья -необходимейший и наиболее массовый компонент педагогической действительности и воспитательных пространств как форм ее существования, в то же время она сама функционирует как воспитательное пространство. Семья - тот микросоциум, в котором рождается и живет человек. Она существует как главный и массовый компонент социально-бытовой сферы человечества. Эта сфера представляет особую сферу жизнедеятельности человека, в которой он не связан непосредственно с общественным производством. Мир явлений для ребенка в этой сфере начинается возле мамы, папы и других родственников. На ранних ступенях жизни человека семья олицетворяет этот мир, а его воспитание выступает главной обязанностью семьи. Круг воспитателей в семье бывает очень широк, он так или иначе включает в себя весь род, хотя участие их в воспитании бывает и неодинаковым - первое место принадлежит в нем, естественно, матери, бабушке, затем - отцу и деду. Семья с древнейших времен выступала культурным, ценностным и информационным полем для развития подрастающих поколений. Естественно, она выступала и пространством воспитательным, педагогическим. Но поскольку каждая семья принадлежит к тому или иному этносу, это поле оказывалось этнопедагогическим. Неся на себе общие характеристики, присущие воспитательному пространству как педагогическому явлению, она неизбежно несла в себе и этническую характеристику.


В этом смысле мы можем говорить о семье как этнопедагогическом пространстве. В нем развивается этническое самосознание человека, в нем он усваивает родной язык. Как писал еще Д.Н. Овсяннико-Куликовский, «ребенок до усвоения языка не имеет национальных психологических признаков: он «интернационален», но в процессе усвоения родного языка и с возрастом он постоянно усваивает национальные признаки окружающей среды, в меру его умственного развития начинают проявляться в его мышлении черты национального уклада» (См.: 92).

Понятие «этнопедагогического пространства чувашской семьи» требует специального внимания к его структуре, ее составляющим, взаимному расположению его объектов, взаимодействию субъектов в этом пространстве. Гипотеза о функционировании специфического этнопедагогического пространства чувашского народа впервые была высказана Г.Н.Волковым, тем не менее, реальность его существования в конкретных социальных условиях Чувашии XV-XVIII веков удалось доказать только Т.Н.Петровой в ее концепции исторической этнопедагогики. Однако и она в своих фундаментальных исследованиях ограничилась рассмотрением этнопедагогического пространства чувашей только на общинно-родовом уровне, лишь попутно касаясь этнопедагогики чувашской семьи, да это и не было предметом ее научных изысканий.

Этнопедагогическое пространство семьи - явление социально-историческое, в нем находит отражение не только историческая память народа, но, как можно полагать, даже и генетическая программа этноса (Г.Н.Волков). А то чем же объяснить, например, необъяснимый всплеск возрождения древнейших форм архитектуры дацанов в южных районах Чувашской Республики? Народная, особенно сельская архитектура -явление относительно стабильное; дацаны остались далеко в Центральной Азии, во Внутренней Монголии, их у прямых предков чувашей могло и не быть. Но в генетической программе, по-видимому, сохранилась память о священных сооружениях соседних народов, которая под влиянием каких-то трудно объяснимых обстоятельств и причин была вызвана к жизни. Тем не менее, нельзя без удивления смотреть на двухэтажный симбиоз избяной архитектуры с надстройкой уменьшенного второго этажа с почти точным воспроизведением конфигураций дацана - и стен, и фронтонов, но особенно крыши. Так что этнопедагогическое пространство любого из народов воплощает в себе историю тысячелетнего труда и борьбы, дружбы и вражды, счастий и бед, встреч и расставаний. В нем материальное имеет духовный смысл, а духовное - материализовано.


Итак, какой смысл вкладывается нами в понятие «этнопедагогическое пространство семьи» как в явление объективной реальности? Это - часть пространства Вселенной, занятая чувашской семьей, в которой реализуется главнейшая из этнопедагогических целей, состоящая в воспроизводстве и воспитании потомства, верного национальным идеалам и максимально воплощающего в себе присущий чувашам испокон веков менталитет.

Литература

1.Закон РФ «Об образовании». - М., 1992. -56 с.

2.Овсяннико-Куликовский Д.Н..-Петроград,1922,-11-23 с.

3.Сокольников Ю.П. Теория воспитательных пространств.- М., 1997,- 43 с.

4. Сокольников Ю.П., Сивков С.Н., Попова О.И.Единое образовательное пространство малого города как фактор формирования подрастающих поколений. – М.; Йошкар-Ола; Козьмодемьянск; Чебоксары,1996. -58 с.