prosdo.ru 1


На правах рукописи


ВАРГАНОВ Вячеслав Валерианович


СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ ОТ ДЕСТРУКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ


Специальность 22.00.08 – Социология управления.


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата социологических наук


Белгород – 2010

Диссертация выполнена на кафедре философии и социологии

ГОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет»



Научный руководитель:




доктор социологических наук, доцент

Зотов Виталий Владимирович










Официальные оппоненты:




доктор философских наук, профессор

Воробьев Юрий Лукьянович
(
ГОУ ВПО «Курская государственная сельскохозяйственная академия им. проф. И.И.Иванова»)







кандидат социологических наук, доцент

Фролова Надежда Афанасьевна

(ГОУ ВПО «Орловский государственный технический университет»)










Ведущая организация:



ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», кафедра социологии управления факультета государственного управления




Защита состоится «28» октября 2010 года в 16.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских Д.212.015.02 в Белгородском государственном университете по адресу: 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белгородского государственного университета по адресу: 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85.


Автореферат диссертации разослан и размещен на сайте Белгородского государственного университета (www.bsu.edu.ru) «___» ________ 2010 года


Учёный секретарь

совета по защите докторских и

кандидатских Д.212.015.02

кандидат социологических, доцент И.Э. Надуткина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Изменения в темпах развития, формах, способах и содержании информационного обмена в обществе приобретают лавинообразный характер. За последние полвека современное общество научилось широко использовать информацию и информационные технологии не только в целях ускорения развития, но и для оказания преднамеренного влияния на человека в узкокорыстных целях определённых людей или социальных групп. Сущность такого воздействия в скрытом принуждении личности принимать чужие взгляды как свои собственные, принимать решения и осуществлять конкретную практическую деятельность, выгодные тем, кто осуществляет такое информационное воздействие. Главное во всех этих процессах – преобразование сознания каждой личности, социокультурных регуляторов ее жизнедеятельности и формирование положительного отношения как к содержанию предлагаемой социальной информации, так и к тем, кто осуществляет такое информационное воздействие.

Анализ событий рубежа веков показывает, что высокий уровень обычной грамотности, образованности не помогает личности эффективно распознать опасность, которая кроется в информационных потоках. В этих условиях отчётливо обозначилась проблема информационной незащищённости широких слоёв населения от действий по управлению индивидуальным и общественным сознанием со стороны различных «прорицателей», «экстрасенсов», специалистов по рекламе, «чёрному» пиару и политтехнологов. В распоряжении этих лиц имеется достаточно обширный арсенал конкретных средств и способов информационного воздействия на социокультурные регуляторы жизнедеятельности человека с целью изменения отношения к тем или иным событиям, явлениям, идеям, взглядам и принуждения к совершению действий, выгодных этим лицам. Причём этот арсенал постоянно совершенствуется и наращивается, не предоставляя людям возможности своевременно вырабатывать формы и методы реагирования на его расширение.


Таким образом, рост объёмов информационного обмена, сопряжённый с одновременным ростом масштабов использования деструктивного информационного воздействия на личность, пришёл в противоречие с её возможностями и готовностью воспринимать и ориентироваться в современном информационном потоке, распознавать и противостоять попыткам управления её жизнедеятельностью с помощью такого информационного воздействия. В связи с этим, актуальность темы диссертационного исследования определяется:

-во-первых, возрастанием роли и объёмов деструктивного информационного воздействия в ходе информационного обмена в современной информационно-коммуникативной среде;

- отсутствием социальных технологий защиты личности от деструктивного информационного воздействия.

Степень научной разработанности проблемы. Поскольку нарастание масштабов использования деструктивного информационного воздействия с целью управления различными социальными субъектами (личностями, их общностями и обществом в целом) связано с процессами информатизации, распространения новых информационных технологий, то определенный интерес представляют работы о социокультурных трансформациях современного общества. Целый ряд ученых (зарубежных Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гелбрейт, П. Друкер, М. Кастельс, Э. Тоффлер, А. Турен, Т. Стоуньер и отечественных А.Д. Еляков, В.Л. Иноземцев, К.К. Колин, А.Д. Урсул и др.) разрабатывал концепцию информационного общества, в рамках которой проанализированы процесс общественных трансформаций в целом, осуществлены попытки осмыслить и описать общее направление изменений в жизни человека под воздействием глобальных изменений в области информационного обмена. Это привело к признанию факта, что в структуре информационного обмена в современном обществе и при реализации процессов управления поведением личности с помощью информационного воздействия роль основного инструмента играет социальная информация (В.Г. Афанасьев, О.В. Иванов, В.З. Коган, В.К. Петров, А.Д. Урсул и другие).


Среди социальных явлений одно из ведущих мест занимает коммуникация, в ходе которой осуществляется взаимообмен информацией, чувствами, оценками, значениями, смыслами и ценностями. Теоретические аспекты коммуникативных отношений исследованы в работах Т.М. Дридзе, В.Н. Костюка и других ученых. Отдельным направлением в исследованиях современной информационной сферы является создание общей теории коммуникации (А.В. Соколов, Г.Г. Почепцов, Ф.И. Шарков). В этих работах, кроме изложения взглядов авторов на понятие «коммуникация», исследования роли коммуникаций в различных сферах жизнедеятельности личности, представлен обзор существующих моделей коммуникации.

С середины 50-х годов XX века появилось значительное количество работ, посвящённых влиянию информации, средств массовой информации на сознание человека, использованию информации и новых информационных технологий различными субъектами в своих узкогрупповых интересах. Так, Г. Шиллер последовательно рассматривает некоторые аспекты воздействия средств массовой информации на формирование общественного мнения, на массовое сознание, на управление обществом посредством информационно-пропагандистского аппарата. Он раскрывает одну из основ манипулирования сознанием – создание и эксплуатация мифов. При этом в качестве важнейших приемов воздействия на сознание аудитории выделяется фрагментация информационного потока и мгновенность доставки информации.

Социально-психологический анализ возможностей манипуляции человеком проведен Е.Л. Доценко, В.В. Знаковым, В.П. Шейновым и др. Они рассматривают вопросы манипуляции личностью, социальными группами, общественным сознанием путем использования различных средств, способов и технологий информационно-психологического воздействия в контексте проблематики информационной безопасности личности в экономической, политической и повседневной жизни. Авторами раскрывается содержание и структура информационно-психологического воздействия, описываются его конкретные формы, методы и технологии. В публикациях А.Г. Старунского предлагается изучать феномен воздействия на личность с позиций акмеологии – науки, изучающей факты и закономерности, механизмы и способы развития человека, включая профессиональное совершенствование, самосознание, самопознание и саморегуляцию личности. Р. Чалдини предлагает рекомендации по использованию принципов манипулятивного влияния в интересах повышения результативности информационного воздействия: контраста, последовательности, взаимного обмена, социального доказательства, авторитета, благорасположения (симпатии к субъекту), дефицита. В.А. Андреев рассматривает современные методы воздействия на сознание личности, анализирует внушение как способ информационного воздействия, анализирует отдельные технические способы и приемы реализации этого подхода. В работах В.Г. Вышинского, С.В. Мурашкиной, А.А. Нестеренко рассматриваются отдельные формы и методы информационного воздействия в различных условиях и сферах человеческой деятельности. Основной упор в своих исследованиях упомянутые выше авторы делают на психологических аспектах информационного влияния, при котором изменениям подвергается социальная информация, заложенная в подсознании личности. То есть, рассматриваются способы скрытного воздействия на личность через её подсознание. Однако практически не анализируются аспекты влияния информационного воздействия на сознание личности.


В последнее время появился ряд работ, в которых авторы рассматривают информационное воздействие на личность на уровне сознания, вводя понятие деструктивное информационное воздействие (А.Н. Рыков, П.Н. Киричек).

Одновременно с этим появились публикации, посвященные анализу влияния информационно-коммуникативной среды общества на ценностные ориентации населения, образ жизни, культуру в целом (Н.Л. Захаров, Е.Д. Павлова, В.В. Зотов). Вместе с тем, в настоящее время недостаточно изучены вопросы управления жизнедеятельностью личности с помощью деструктивного информационного воздействия на неё, не разработаны теоретико-методологические основы и конкретные формы реализации социальной технологии защиты от такого воздействия.

Подчеркивая основательность и высокий научно-теоретический уровень проведенных исследований, следует отметить, что в большинстве из них рассмотрены лишь отдельные аспекты влияния информации на личность и её жизнедеятельность. В то время как интенсификация процессов информационного обмена в современном обществе требует комплексного рассмотрения теоретико-методологических и практических аспектов организации защиты личности от попыток деструктивного информационного воздействия. Все это обусловило определение объекта и предмета исследования, его целей и задач.

Объектом исследования является социальное управление жизнедеятельностью личности на основе информационного воздействия. Предметом исследования выступает технологизация процесса защиты личности от попыток управления с помощью деструктивного информационного воздействия.

Цель: обоснование и разработка социальной технологии защиты личности от управления с помощью деструктивного информационного воздействия.

В соответствии с целью исследования определены следующие основные задачи исследования:

- раскрыть теоретико-методологические основы управления процессом жизнедеятельности личности путем информационных воздействий в системе коммуникаций;


- выявить особенности информационного обмена в системе коммуникаций современного российского общества, роль и место деструктивного информационного воздействия в этом процессе;

- разработать социальную технологию защиты личности от деструктивного информационного воздействия.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования была выдвинута основная гипотеза. Она заключается в трёх взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга предположениях. Во-первых, предполагается, что в условиях нарастания объёмов информационного обмена увеличивается масштаб использования деструктивного информационного воздействия на личность. Во-вторых, теоретико-методологический анализ и диагностика особенностей деструктивного информационного воздействия на личность в системе коммуникаций современного российского общества позволит выявить особенности такого воздействия. В-третьих, раскрытие механизма деструктивного информационного воздействия на социокультурные регуляторы поведения личности послужит исходным пунктом для создания социальной технологии защиты личности от управления с помощью такого воздействия.

Теоретико-методологическая основа исследования.

В качестве теоретических основ при проведении диссертационных исследований использованы следующие существующие концепции и подходы: атрибутивная концепция информации и её составной части – социальной информации (В.Г. Афанасьев, В.М. Глушков, И.Б. Новик, А.Д. Урсул); аксиологические и социологические подходы к пониманию социокультурных регуляторов поведения личности (Н.Л. Захаров, М.С. Каган и Ю.Н. Солонин, Д.А. Леонтьев, Е.Д. Павлова, Т. Парсонс, М. Рокич); концепция технологизации социального управления (Л.Я. Дятченко); концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов); теория коммуникации (Г.Г. Почепцов, Ф.И.Шарков).

Методологической основой диссертационного исследования являются:

- системный подход, позволяющий получить целостное знание о системе коммуникаций, что дает возможность выявить функциональную роль социальной информации в жизнедеятельности личности, раскрыть закономерности информационного воздействия на её социокультурные регуляторы;


- ретроспективный анализ, раскрывающий особенности развитии информационного обмена, использование деструктивного информационного воздействия в системе социального управления жизнедеятельностью личности;

- методы классификации, позволяющие провести характерологический анализ основных классов социокультурных регуляторов деятельности личности;

- алгоритмический подход, упорядочивающий описание процесса влияния информации на социокультурные регуляторы поведения личности, позволяющий задать предписание последовательности действий по решению задач распознавания деструктивного информационного воздействия и организации эффективной защиты от него в рамках реализации социальной технологии.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют:


  • данные Федеральной службы государственной статистики о масштабах распространения и направлениях использования информационных и коммуникационных технологий;

  • нормативно-правовые документы Российской Федерации (законы, указы и распоряжения Президента РФ, федеральные и региональные целевые программы), регулирующие деятельность в сфере поиска, получения, передачи, производства и распространения информации; применения информационных технологий; обеспечения защиты информации;

  • конвенциональные нормативные документы международных, иностранных и российских общественных организаций;
  • результаты социологического исследования, проведённого автором в сентябре 2007 – декабре 2008 года на территории Курской области с общим объёмом квотной выборки 466 респондентов. В качестве квотных признаков выбраны место жительства, пол, возраст, образование. Опрос проводился по репрезентативной выборке, соответствующей основным пропорциям населения РФ и Курской области, составленным по данным последних оценок демографических показателей в РФ. Метод сбора первичной информации – анкетирование. База данных создана в MS Access (формат *.mdb). Обработка осуществлялась с применением системы статистического анализа данных Statistica 6.0.


  • результаты социологического исследования медиаграмотности россиян, проведенного исследовательской группой «Циркон» 18 - 23 сентября 2009 года в 132 населенных пунктах 30 субъектов РФ всех федеральных округов (объем выборки 1600 респондентов).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- раскрыто понятие деструктивное информационное воздействие в контексте информационно-коммуникативного подхода к управлению процессом жизнедеятельности личности; предложены маркеры оценки деструктивности: уровень доверия источнику информации, объективность содержания сообщения, соответствие целям социального развития, направленность содержания сообщения;

- разработана социальная технология защиты личности от деструктивного информационного воздействия, включающая в себя алгоритм практических действий по распознаванию деструктивной информации на основе системы маркеров и организации эффективного противодействия.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретико-методологической основой управления жизнедеятельностью личности посредством информационного воздействия является информационно-коммуникативный подход, опирающийся на атрибутивное понимание социальной информации. Социальная информация – это разновидность информации, представляющая собой сведения об объективной реальности во всех её формах и проявлениях, которые извлекаются, генерируются и могут преобразовываться, в том числе передаваться и приниматься, храниться, применяться или иным образом использоваться личностью в своей жизнедеятельности. Информационное воздействие на личность представляет собой доведение до сознания личности специально созданной субъектом управления социальной информации, призванной произвести изменение социокультурных регуляторов жизнедеятельности личности. Деструктивное информационное воздействие – это процесс разрушения или коррекции диспозиционной и ценностно-нормативной системы регулирования жизнедеятельности личности посредством социальной информации с целью оказания влияния в выгодном для субъекта управления аспекте.


2. Особенностью информационного обмена современного российского общества является широкое использование различными средствами массовой информации возможности преднамеренного управления жизнедеятельностью личности посредством распространения социальной информации определенного содержания в системе массовой коммуникации. Благодаря PR-технологиям и рекламе в информационных потоках наблюдается рост деструктивного информационного воздействия. Результаты прикладного социологического исследования показывают, что отсутствие доверия к источникам информации, признание необъективности содержания сообщения без осознанной оценки соответствия информационного воздействия целям социального развития, не позволяют человеку самостоятельно противостоять деструктивному информационному воздействию со стороны источников информации. Необходимость решения проблемы защиты личности от такого воздействия требует разработки специальной социальной технологии.

3. Предлагаемая социальная технология защиты личности от деструктивного информационного воздействия реализована на трёх уровнях. Научно-организационный уровень предлагаемой социальной технологии строится на основе концепции социокультурной регуляции, выделяющей диспозиционный и ценностно-нормативные аспекты регулирования жизнедеятельностью личности. Формализовано-описательный уровень данной технологии, как технологии саморегуляции, определяет в качестве цели реализации защиту социокультурных регуляторов жизнедеятельности личности, развитие и рациональное использование её потенциала в информационно-коммуникативной деятельности. Процессуально-деятельностный уровень определяет алгоритм практических действий личности по анализу поступающих информационных потоков для выявления деструктивных составляющих и способов эффективной защиты от них.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Данное исследование послужит основой для дальнейшего углублённого и детального изучения проблем и оснований социокультурного регулирования жизнедеятельностью личности; разработки детальных описаний различных вариантов социальных технологий защиты людей от воздействия деструктивной социальной информации. Разработанная социальная технология организации защиты людей от внешних попыток деструктивного информационного воздействия даст им возможность обеспечить оптимальные условия своей жизнедеятельности в современных условиях. Результаты диссертационного исследования найдут применение в работе средств массовой информации при информационном освещении мероприятий, событий и явлений общественной жизни; в преподавании дисциплин «социология управления», «социология коммуникаций», «массовая коммуникация», «связи с общественностью», «социологические проблемы изучения общественного мнения».


Апробация диссертационной работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных и российских научных конференциях: Международной научно-практической конференции «Социально-правовые проблемы развития общества» (Курск, 2003), Международной научно-практической конференции «Национальная идея и роль информационных технологий в её формировании» (Орёл, 2003), III Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, 2004), Международной научно-практической конференции «Ментальность, общество, экономика: проблемы развития России» (Орёл, 2006), Всероссийской научной конференции «Проблема свободы личности и общества в социально-гуманитарном дискурсе» (Курск, 2006), международной молодежной научной конференции «Молодежь и XXI век» (Курск, 2009).

Основные результаты диссертационного исследования приняты управлением информации и печати администрации города Курска для внедрения при планировании и осуществлении информационного обеспечения мероприятий администрации г. Курска, а также редакцией газеты «Хорошие новости» (г. Курск) для использования в процессе своей профессиональной деятельности по освещению событий, фактов и явлений жизни Курской области.

Основные положения диссертационной работы отражены в 15 публикациях общим объёмом 8,9 п.л. (8,4 п.л. авторских), в том числе в двух статьях в научных журналах, входящих в перечень журналов и изданий, рецензируемых ВАК РФ.

Диссертация состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, показывается степень научной разработанности исследуемой проблемы, представляется обзор литературы и источников, определяется цель, задачи и основные методологические принципы, теоретические основания исследования, определяется научная новизна работы, раскрывается теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.


В первом разделе «Теоретико-методологические основы управления процессом жизнедеятельности личности в системе информационного обмена» дается в контексте информационно-коммуникативного подхода теоретический анализ понятий социальная информация, информационный обмен, деструктивное информационное воздействие, раскрывается их роль в процессах управления жизнедеятельностью личности.

В ходе осуществления своих социальных практик человек вступает во взаимодействие с другими людьми и их общностями, что обусловливает необходимость регулирования этих взаимоотношений. Одной из важнейших составляющих социального взаимодействия является информационный обмен. В условиях массового внедрения информационно-телекоммуникационных технологий информационный обмен приобретает лавинообразный и трудно контролируемый характер. В таком виде он несет угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина; информационному обеспечению государственной политики; развитию отечественной индустрии информации, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем. Поэтому данный процесс, безусловно, необходимо контролировать и направлять в интересах всего общества. Сделать это можно в рамках информационно-коммуникативного подхода, полагающего информацию и коммуникации базовыми понятиями для анализа процессов регулирования и управления жизнедеятельностью человека в информационно-коммуникативной среде современного общества.

Информационный обмен осуществляется путём использования сформированной в виде сообщений социальной информации. Проведенный анализ показал, что в настоящее время, несмотря на широко вошедшее в обиход научных исследований понятие «социальная информация», исследователями не дано однозначного толкования данного социального феномена. На основе анализа определений «социальная информация», предложенных О.В.Ивановым, В.К.Петровым, В.З.Коганом, В.Г.Афанасьевым, А.Д.Урсулом и некоторыми другими авторами, показано, что социальная информация может быть понята как результат отражения социальной формы движения материи, а также и всех других её форм в той мере, в какой они используются обществом, вовлечены в орбиту общественной жизни. Вместе с тем, необходимо также учитывать информацию, полученную индивидом, но временно не используемую в информационном обмене, а также информацию, изначально предназначенную для собственных нужд, например, для ориентации или адаптации в определенных социальных условиях, при осуществлении деятельности. Эти необходимые уточнения возможны на базе осмысления родового понятия «информация».


В ходе диссертационного исследования показано, что понятие «информация» может быть сформулировано как сущностное свойство универсума, заключающееся в объективном содержании сведений о самом себе (о составе, структуре построения, свойствах, связях и результатах их изменения во времени и пространстве), а на определенном уровне организации универсума в способности извлекать эти сведения, генерировать, порождать их, преобразовывать, хранить и использовать. Исходя из данного определения информации, социальная информация – это составная часть информации, является свойством социальных субъектов, как высокоорганизованной части универсума, и представляет собой сведения об объективной реальности (во всех её формах и проявлениях), которые извлекаются, генерируются, порождаются и могут преобразовываться (в том числе передаваться и приниматься), храниться, применяться или иным образом использоваться социальными субъектами. Такое понимание социальной информации позволяет раскрыть содержание информационного воздействия на личность как процесса управления её жизнедеятельностью непосредственно (в виде руководства) и опосредованно (в виде регулирования).

Информационное воздействие – это процесс изменения смыслов посредством трансформации социокультурных регуляторов жизнедеятельности. При этом информационное воздействие должно убедить человека сделать эти замены самостоятельно, выдав за собственное решение, благодаря которому индивид «исправляет» замеченные ошибки в своей ценностно-нормативной системе. Преднамеренное воздействие на личность вопреки её интересам осуществляется в манипулятивной и деструктивной формах. Объектом воздействия при манипулятивном информационном воздействии является психика, подсознание человека, а при деструктивном – сознание человека. В отличие от манипулятивного деструктивное информационное воздействие представляет собой специально созданную субъектом управления и доведенную до сознания личности социальную информацию, призванную произвести деструкцию (разрушить или скорректировать) социокультурных регуляторов её жизнедеятельности для оказания влияния на неё в выгодном для субъекта управления аспекте.


В последнее время рядом авторов предложено понятие «деструктивное информационное воздействие». В частности, А.Н. Рыков считает, что при деструктивном информационном воздействии осуществляется деструкция (разрушение или деформация) осознаваемой личностью правовой информации, то есть, воздействие направлено на сознание человека. Однако, неоправданное ограничение сферы его применения областью правосознания, указание в качестве источника только средств массовой информации и недооценка роли информационного воздействия в разрушении устаревших представлений требуют уточнения данного определения. В зависимости от того, насколько массовая информация помогает самосохранению и развитию общества, П. Киричек делит её на три вида: а) конструктивную; б) неконструктивную (бесполезную); в) деструктивную. Для распознавания этих разновидностей он выделяет семь опорных конструктов (маркеров): а) характер фактуры, б) особенность замысла, в) стиль изложения, г) моральный концепт, д) подход к фактуре, ж) характер содержания, з) вектор целеполагания. Анализ показал, что такой подход не корректен, так как упор делается не на содержание сообщения, а на его форму и стиль, которые вторичны.

В диссертации показано, чтобы понять существо деструктивного информационного воздействия, необходимо определить соотношение интересов (потребностей), систем норм и ценностей личности, социальных групп, в состав которых входит данная личность, общества в целом и источника информационного воздействия. Если с помощью информационного воздействия пытаются изменить поведение личности, интересы, ценности и нормы которой конфликтуют с общепринятыми, то в этом случае социальная информация и воздействие с её помощью носят конструктивный характер. Также информационное воздействие конструктивно, если с его помощью пытаются изменить социальное поведение личности, интересы, ценности и нормы которой не конфликтуют с общепринятыми, но при этом происходит переход к более прогрессивным формам жизнедеятельности общества и человека. В этом случае происходит сдвиг, дрейф всей ценностно-нормативной системы общества, включая и данного индивида. А если с помощью информационного воздействия пытаются изменить социальное поведение личности в интересах определенной группы людей, то именно такое воздействие является деструктивным.


Таким образом, деструктивное информационное воздействие – это составляющая информационного обмена, представляющая собой специально созданную субъектом управления и доведенную до сознания личности (объекта управления) социальную информацию, призванную разрушить или скорректировать, то есть, произвести деструкцию ценностно-нормативной и диспозиционной систем личности для оказания влияния на неё в выгодном для субъекта управления направлении, заставив при этом личность совершать действия, которые носят отклоняющийся характер, с точки зрения господствующей в обществе системы ценностей и норм.

Признаки конструктивности и деструктивности информационного воздействия следует искать в сообщениях, имеющих несомненную значимость для жизнедеятельности индивидов, групп, общества в целом. В качестве основных маркеров оценки характера информационного воздействия в работе обоснованы следующие: уровень доверия источнику информации с позиций возможности использования им деструктивной информации для достижения своих целей; объективность содержания сообщения; направленность содержания сообщения; соответствие целям социального развития на данном историческом этапе. Исходя из изложенного, с точки зрения получателя (адресата информационного воздействия), матрица оценки характера информационного воздействия приобретает вид, представленный в таблице.

Таблица.

Качественные признаки информационного воздействия (сообщения)

Маркеры

Деструктивное
информационное воздействие

Конструктивное
информационное воздействие





1. Уровень доверия источнику информации с позиций возможности использования им деструктивной информации для достижения своих целей (маркер предварительного этапа анализа)


При известном источнике можно сделать предварительные выводы о возможности использования им деструктивного информационного воздействия по известному априори опыту. Если такие случаи были, то вероятность деструктивного информационное воздействие со стороны источника достаточна велика.

При известном источнике можно сделать предварительные выводы о возможности использования им конструктивного информационного воздействия по известному априори опыту. Если такие случаи были, то вероятность события, что данный источник и на этот раз применил конструктивное информационное воздействие, велика.


Продолжение табл.







2. Объективность содержания сообщения (маркер предварительного этапа анализа)

Полное или неполное несоответствие представленных в информационном сообщении данных реальным событиям, явлениям, обстоятельствам свидетельствует о возможном наличии деструктивного информационного воздействия.

Соответствие представленных в информационном сообщении данных реальным событиям, явлениям, обстоятельствам свидетельствует о возможном конструктивном характере информационного воздействия.

3. Направленность содержания сообщения (основной маркер)

Содержание сообщения направлено на деструкцию общепринятой ценностно-нормативной и диспозиционной систем путем полной или частичной замены выгодными для узкой группы лиц ценностями, нормами, потребностями и интересами.


Содержание сообщения способствует развитию ценностно-нормативной и диспозиционной систем или направлено на их поддержание.

4. Соответствие целям социального развития на данном историческом этапе (основной маркер)

Содержание сообщения не соответствуют целям общественного развития.

Содержание сообщения соответствуют целям общественного развития.

5. Условия (обстоятельства) появления конкретного информационного сообщения (дополнительный маркер)

Внутренние условия: состояние и потребности источника информации, его ресурсы не позволяют их удовлетворить без ресурсов реципиента.

Внешние условия: обстоятельства, в которых находятся источник и приёмник, способствуют использованию деструктивного информационного воздействия.

Внутренние условия: состояние и потребности источника информации, его возможности и ресурсы позволяют их удовлетворить самостоятельно.

Внешние условия: обстоятельства, в которых находятся источник и приёмник, не способствуют использованию деструктивного информационного воздействия.

Личность в ходе своей повседневной жизнедеятельности случайно и преднамеренно извлекает и получает социальную информацию из окружающей объективной реальности: от различных объектов неживой и живой природы, других социальных субъектов (индивидов, общностей людей, общества в целом) непосредственно или опосредовано через технические и иные средства передачи. Информационный поток воспринимается личностью, если её важные и актуальные потребности в процессе взаимодействия и извлечения конкретной социальной информации могут быть удовлетворены.

В информационном обмене и адресат, и источник преследуют собственные интересы. Этот обмен в обществе существуют благодаря средствам коммуникации. Возможность использования средств массовой информации в своих интересах предоставляет отдельным личностям или социальным группам значительные преимущества по управлению другими людьми, в том числе и в ущерб общественным интересам. Отсюда, возникает потребность в диагностике уровня распространения информационного воздействия такого формата и возможностей населения ему противостоять, что будет способствовать разработке мер по защите от преднамеренного деструктивного информационного воздействия на личность.


Во втором разделе «Особенности информационного обмена в системе коммуникаций современного российского общества» установлена объективная закономерность резкого роста масштабов использования социальными субъектами деструктивного информационного воздействия в ходе информационного обмена на фоне интенсивного роста информационной ёмкости всех сфер жизнедеятельности общества при неспособности личности самостоятельно организовывать эффективную защиту от такого воздействия.

В последние десятилетия особенно интенсивно развивались такие средства коммуникации, как интернет, мобильная связь, что наряду с развитием телевидения, радио, печатных СМИ и других каналов коммуникаций способствовало становлению современной телекоммуникационной инфраструктуры, способной транслировать огромные потоки социальной информации. Современный информационный обмен с использованием социальной информации в виде недобросовестной рекламы, «чёрных» PR-технологий паблик рилейшнз характеризуется резко возросшими объёмами и масштабами. Увеличение интенсивности использования каналов массовой коммуникации для распространения социальной информации позволяет заинтересованным лицам к большому объёму информации в области добросовестной рекламы и паблик рилейшнз добавить информацию с недобросовестной рекламой, при помощи которой современные производители пытаются «приспособить» не товары и услуги к потребителям, а потребителей (индивидов) к уже готовым товарам и услугам, качество которых часто не соответствует заявленному в рекламе уровню и потребностям потребителей. Ещё более изощрённый вид приобрело деструктивное информационное воздействие в области паблик рилейшнз, когда большинство населения вводят в заблуждение ради достижения своих узкогрупповых целей.

В ходе прикладного социологического исследования установлено, что подавляющее большинство респондентов во всех возрастных группах, с различным уровнем образования, независимо от места жительства и пола согласны с мнением, что путём сообщения человеку определённым образом сформированной информации можно оказать на него влияние. Этого мнения придерживаются в среднем 93 % респондентов. При этом, по мнению респондентов, наиболее подвержены деструктивному информационному воздействию взгляды-знания людей (81%), их поведение (73%), эмоциональные чувства (72%). В качестве возможных каналов передачи деструктивного информационного воздействия чаще всего указываются: телевидение – 92 %, другие люди – 87 %, периодические печатные издания – 80 %, радио – 79 %, реклама – 63 %; другие каналы также, по мнению респондентов, не свободны от попыток оказать информационное воздействие: учреждения культуры отметило 54 %, литература – 51 %, система образования – 56 %, Интернет – 49 %. Данные опроса показали, что многим респондентам приходилось сталкиваться с попытками деструктивного информационного воздействия или хотя бы его обнаружить на телевидении – 76 %, во взаимодействиях с другими людьми – 80 %, в периодических печатных изданиях – 69 %, на радио – 56 %, посредством рекламы – 56 %, в учреждениях культуры – 38 %, в современной литературе – 34 %, в системе образования – 45 %, в Интернете – 24 %.


Представляют интерес признаки, по которым респонденты выявляли попытки деструктивного информационного воздействия: 1) опыт общения с данным источником, который ранее уже вводил в заблуждение – 80 %; 2) утверждение в сообщении было ложью, противоречащей достоверным знаниям – 78 %; 3) утверждение в сообщении противоречило ценностным ориентациям – 71 %.

В информационно-коммуникативной среде современного российского общества возникает проблема информационного выбора. Это связано с увеличением производства информации, ее избыточностью для человека, который не располагает опытом сознательного и целенаправленного информационного выбора, часто не владеет культурой потребления значимой информации. В то же время преднамеренно отобранная и облаченная в определенную форму информация обладает большей убедительной силой и способностью формировать взгляды и поступки людей. Поэтому, несмотря на понимание человеком того, что с помощью различных форм информационного обмена можно осуществить преднамеренное информационное воздействие, и на наличие опыта столкновения с такими попытками, ему не удается самостоятельно распознать деструктивное информационное воздействие, осуществляемое непосредственно по отношению к нему. Ни образовательного уровня, ни жизненного опыта личности недостаточно, чтобы распознать наличие деструктивного информационного воздействия, тем более организовать эффективную защиту от такого рода воздействий.

Проведенный анализ показал, что даже люди, распознавшие с посторонней помощью деструктивное информационное воздействие, противостоять ему не смогли. Определенное количество респондентов, распознавших деструктивное информационное воздействие, отметило, что оно заставило: 1) изменить своё мировоззрение, ценностные ориентации – 23 %; 2) изменить свои действия и поступки – 32 %; 3) изменить свои потребности и интересы – 24 %.

Поскольку информационное воздействие – это процесс, в котором адресат является также активным субъектом, преследующим свои познавательные интересы, то в ходе прикладного социологического исследования был проанализированы цели познания окружающего мира, получения социальной информации извне. При этом предложенные варианты расположились по важности в следующем порядке: 1) стремление к выгоде и практичности – 75 %; 2) стремление к раскрытию истины – 57 %; 3) стремление к гармонизации отношений к миру – 54 %; 4) познание в интересах людей, с целью сделать что-то ради людей – 48 %; 5) познание как поиск смысла жизни, поиска божественного откровения – 46 %; познание ради контроля над другими, достижения положения лидера – 31 %. Таким образом, доминирующая цель познания людей – это стремление к выгоде и практичности. Среди ценностей, предложенных в методике М. Рокича, наиболее точно отражают отмеченные выше особенности следующие:


а) темпоральные ценности, характеризующие устремления личности, направленные на обеспечение блага общностей людей и (или) общества в целом: активная жизненная позиция; общественное признание; любовь и уважение к людям; равенство и справедливость; свобода в суждениях и поступках; благополучие людей в обществе;

б) инструментальные ценности, характеризующие устремления личности, направленные на обеспечение своего личного блага: здоровье; материально обеспеченная жизнь; счастливая семейная жизнь.

Преобладание инструментальных ценностей над темпоральными свидетельствует о недостаточном уровне развития ценностно-нормативной системы личности, что не способствует самостоятельному распознаванию внешних попыток воздействия с помощью деструктивной социальной информации. В ходе практического исследования было установлено, что средний балл важности темпоральных ценностей, характеризующих устремления личности на обеспечение блага людей и общества в целом, составляет 6,47, а характеризующих устремления личности на обеспечение личного блага – 8,06. Поэтому в наибольшем выигрыше оказываются те современные СМИ, которые, создавая символический и упрощенный образ реальности, искусственно формируют положительное восприятие индивидом жизненного пространства через призму индивидуализма и потребительского отношения к жизни. Распространяя через СМИ и популяризируя образцы, стили и нормы поведения, моделируя и внедряя в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться, источники влияния фактически стали выполнять функцию социализации и социального контроля. Затрагивая повседневную жизнь людей, определяя их ощущения времени и пространства, язык и способы мышления, источники деструктивной социальной информации формируют систему ценностей, норм и диспозиций человека. При таких обстоятельствах, разработка социальной технологии защиты личности от попыток деструктивного информационного воздействия является одной из актуальных социальных проблем.


В третьем разделе «Социальная технология защиты личности
от деструктивного информационного воздействия»
разработана социальная технология защиты личности от деструктивного информационного воздействия на научно-организационном, формализовано-описательном и процессуально-деятельностном уровнях описания.

Социальные технологии представляют собой процедуры решения социальных проблем. Социальная технология – это процесс направленного воздействия на социальный объект с целью получения определенного результата. Любая социальная технология может моделироваться и реализовываться с учетом взаимосвязи трех уровней её организации: а) научно-организационного – технология является научно разработанным решением проблемы, основанным на определенных теориях и концепциях; б) формализовано-описательного – технология представляется описанием (вербальным, схематическим) целей, субъекта и объекта, системы коммуникаций, набором принципов, методов, средств, применяемых для достижения планируемых результатов; в) процессуально-деятельностного – технология предстает как алгоритм действий, процесс осуществления деятельности субъектов и объектов социальной технологии, целеполагание, организация, реализация целей и анализ результатов.

Научно-организационным основанием данной технология является концепция социокультурной регуляции. В соответствии с концепцией диспозиционной регуляции социального поведения личности, сформулированной В.А. Ядовым с учётом теории установок Д.Н. Узнадзе, для образования диспозиции (установки) на совершение личностью определенного действия необходимо наличие потребностей личности и определенной ситуации (условий). Потребности и условия, и как следствия, диспозиции (установки) носят иерархический характер. Исследование показало, что потребности личности должны быть актуальными и важными, чтобы повлиять на процесс формирования диспозиции, а в качестве условий деятельности следует принять наличие у личности возможностей и ресурсов, позволяющих удовлетворить актуальные и важные потребности и таким образом содействующих формированию необходимой диспозиции.


Однако, чтобы сформировавшаяся диспозиция могла реализоваться в действие, требуется наличие иерархической системы норм и ценностей. Таким образом, в систему социокультурной регуляции жизнедеятельности личности входят следующие составляющие: диспозиционная (потребности, интересы, условия деятельности) и ценностно-нормативная (ценности, нормы).

Преднамеренное деструктивное информационное воздействие на диспозиционную и ценностно-нормативную системы личности может их разрушить, превратить их в неактуальные, неважные или вообще в ошибочные, породить у личности ложное мнение о наличии у неё важных и актуальных несуществующих потребностей, о несоответствии её знаний, ценностно-нормативных ориентаций общепринятым. При этом суть информационного воздействия на социальные потребности, нормы и ценности заключается в подмене или коррекции социальной информации, заложенной в её памяти, в выгодном для источника влияния направлении.

Если информационное сообщение представляет интерес для личности, то оно анализируется на предмет наличия в нём деструктивного информационного воздействия. При этом анализе используются все теоретические знания и практические навыки личности распознавать такие воздействия. То есть, личность должна обладать определенным инструментом для защиты своих социокультурных регуляторов.

В качестве такого инструмента предлагается технология защиты личности от деструктивного информационного воздействия. Данная технология относится к технологиям саморегуляции, т.е. технологиям, направленным на устранение социальных отклонений и обеспечение нормального взаимодействия и нормального функционирования социальной системы на основе внутренних ресурсов. Отсюда цель разрабатываемой социальной технологии – обеспечить человека инструментом и методикой его применения для вскрытия внешних попыток деструктивного информационного воздействия и организации эффективной защиты от него. По мнению Л.Я. Дятченко, можно выделить следующие типы объектов регуляции: социальные процессы; социальные установки и отношения; социальные действия и взаимодействия; социальные (психологические) состояния и ситуации. В данном случае, объект разрабатываемой социальной технологии – система социокультурной регуляции личности, подвергающаяся деструктивному информационному воздействию.


Организация защиты и противодействия преднамеренному деструктивному информационному воздействию на социокультурные регуляторы жизнедеятельности личности представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами социальной технологии защиты личности от деструктивной социальной информации, которая может быть представлена алгоритмом (рисунок 1).



Рисунок 1.

Основными моментами в процессе распознавания деструктивного информационного воздействия является анализ содержания полученного сообщения на предмет наличия маркеров такого воздействия, оценка интересов коммуникаторов с позиций их совпадения, целей формирования и передачи данной информации. Для распознавания возможного деструктивного информационного воздействия необходимо проанализировать всю информацию, которая имеется в распоряжении адресата, с учётом степени полноты, достоверности и объективности её содержания, используемых форм представления, выявить непосредственный источник полученной информации, осмыслить его интересы в контексте собственных, а также его возможности и ресурсы. Если полученной информации недостаточно (низкая степень полноты) или достоверность её невелика для выявления попытки деструктивного информационного воздействия и организации противодействия, то реципиенту следует, при наличии такой возможности, продолжить сбор информации. Последовательность такого анализа представлена следующим алгоритмом (рисунок 2).



Рисунок 2.

Можно предложить следующие стратегии поведения социальных субъектов в условиях преднамеренного деструктивного информационного воздействия. В зависимости от результата распознавания адресатом деструктивности информационного воздействия возможны две ситуации: деструктивное информационное воздействие выявлено или не выявлено объектом влияния. При положительном исходе процедуры распознавания у человека могут быть две стратегии поведения: организация пассивной или активной защиты от выявленной попытки деструктивного информационного воздействия. Наиболее целесообразной стратегией поведения следует признать стратегию активной защиты. Эта стратегия предполагает, что индивид способен анализировать, критически осмысливать и создавать ответные информационные сообщения; определять источники информационного сообщения, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы; интерпретировать информационные сообщения в контексте общественных ценностей и норм; отбирать соответствующие средства коммуникации для создания и распространения своих собственных информационных сообщений и обретения заинтересованной в них аудитории; получить возможность свободного доступа к средствам массовой коммуникации, как для восприятия, так и для продукции.


Для решения проблемы организации защиты личности от деструктивного информационного воздействия необходимо разработать комплекс мер, охватывающих широкий спектр регулирования отношений и деятельности участников современных коммуникативных процессов. Их условно можно разделить на три группы: 1) меры государственного, в том числе нормативно-правового регулирования; 2) меры общественного регулирования и 3) меры самозащиты. К таким мерам, вытекающим из проведенного анализа, относятся следующие:


  1. принятие законодательных актов, препятствующих распространению заведомой деструктивной информации в средствах массовой информации, с обязательным набором санкций за нарушение установленных запретов;

  2. разработка нормативных документов, носящих рекомендательный (конвенциональный) характер по соблюдению норм профессиональной этики сотрудниками средств массовой информации;

  3. создание общественных наблюдательных советов для контроля за соблюдением нормативных актов рекомендательного характера для поддержания высокого нравственного уровня информационных сообщений, распространяемых средствами массовой информации в системе коммуникаций современного общества;

  4. повышение качества работы информационных агентств в направлении обеспечения полноты, объективности (достоверности) и своевременности представления информации о событиях, осознанной ответственности за свою работу;

  5. повышение уровня профессиональной подготовки работников средств массовой информации;

  6. разработка и издание научно-методической и научно-популярной литературы, посвящённой основам организации защиты социальных субъектов от деструктивного информационного воздействия;

  7. внедрение в учебные программы высших учебных заведений специализированных учебных курсов, посвящённых теории и методам организации защиты от деструктивного информационного воздействия.

Таким образом, разработана социальная технология защиты социокультурных регуляторов жизнедеятельности личности от деструктивного информационного воздействия. Кроме того, были обозначены возможные стратегии и модели поведения личности в условиях преднамеренного деструктивного информационного воздействия на социокультурные регуляторы её поведения и даны некоторые практические рекомендации.


В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, намечаются направления исследования, нуждающиеся в дальнейшей разработке.

Материалы диссертации изложены в следующих публикациях автора:

В изданиях по перечню ВАК:


  1. Варганов, В.В. Новые информационные технологии: фактор трансформации общественно-экономической формации или начало информационного общества? [Текст] / В.В.Варганов, В.В. Зотов // Вестник Московской академии рынка и информационных технологий. – 2006. – №14 (36). – C. 8 – 13. (0,4/0,2п.л.)

  2. Варганов, В.В. Социальная информация: сущность и функции [Текст] / В.В.Варганов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (СПб). - 2009. - №93. C. 52 – 61. (0,6 п.л.)

В других изданиях:

  1. Варганов, В.В. К вопросу правового регулирования информационных процессов в современном российском обществе [Текст] / В.В.Варганов, В.В. Зотов // Социально-правовые проблемы развития общества: Материалы международной научно-практич. конф. 20-21 июня 2003. – Курск: КИСО (филиал МГСУ). – 2003. – 224 с. – C. 79-81. (0,2/0,1 п.л.)

  2. Варганов, В.В. Национальная идея и роль информационных технологий в её формировании [Текст] / В.В.Варганов, В.В. Зотов; под ред. А.Л.Елисеева. // Национальная идея в контексте российской ментальности: Материалы международной научно-практич. конф. 20-21 ноября 2003 г. – Орёл: ОрёлГТУ, 2004. – C. 216-220. (0,3/0,15 п.л.)

  3. Варганов, В.В. Образование как фактор защиты от воздействия «чёрных» информационных технологий. [Текст] / В.В.Варганов, В.В. Зотов // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. ст. III международной научно-практической конф. – Пенза: ПДЗ, 2004. – 408 с. (0,1/0,05 п.л.)
  4. Варганов, В.В. «Атрибутивный» подход в философском анализе понятия «информация» [Текст] / В.В.Варганов // Философия в XXI веке: Международный сб. науч. трудов; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Вып. 9. – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2006. – 316 с. – C. 200-208. (0,6 п.л.)


  5. Варганов, В.В. «Функционально-кибернетический» подход в философском анализе понятия «информация» [Текст] / В.В.Варганов // Философия в XXI веке: Международный сб. науч. трудов. Вып. 9; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2006. – 316 с. – C. 208 – 223. (1,0п.л.)

  6. Варганов, В.В. Диспозиция личности – ступени свободы личности в инфокоммуникативном пространстве современного общества [Текст] / В.В.Варганов // Проблема свободы личности и общества в социально-гуманитарном дискурсе: материалы Всероссийской науч. конф. (16-17 мая 2006г.). – Курск: КурскГУ, 2006. – 326 с. – C. 165 – 170. (0,4 п.л.)

  7. Варганов, В.В. Критерии и методика отнесения понятий к разряду философских категорий [Текст] / В.В.Варганов // Философия в XXI веке: Международный сб. науч. трудов. Вып. 9; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2006. – 316 с. - С. 153 – 167. (0,9 п.л.)

  8. Варганов, В.В. Механизм восприятия национальных интересов в информационном пространстве современного общества. [Текст] / В.В.Варганов // Ментальность, общество, экономика: проблемы развития России: материалы международной научно-практической конф. (ноябрь – декабрь 2005 г.). – Орёл, 2006.  256 с. – С. 29 – 35. (0,4 п.л.)

  9. Варганов, В.В. Философский анализ понятия «информация» [Текст] / В.В.Варганов // Философия в XXI веке: Международный сб. науч. трудов. Вып. 8; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2006. – 176 с. – С. 55 – 66. (0,8 п.л.)

  10. Варганов, В. В. Состав и структура механизма регуляции поведения социальных субъектов (глава VIII) [Текст] / В.В.Варганов // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: коллективная научная монография; под общей ред. проф. О.И. Кирикова, – Воронеж, 2007. – 538 с. – С. 95 – 110. (1,0 п.л.)
  11. Варганов, В.В. Механизм влияния информации на социальные субъекты [Текст] / В.В. Варганов // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сб. науч. трудов; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Вып. XLII. – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2008. – 427 с. – С.235 – 245. (0,7 п.л.)


  12. Варганов, В.В. Социальная технология организации защиты социальных субъектов от деструктивного информационного воздействия (гл. XI) [Текст] / В.В. Варганов // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: коллективная научная монография; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж, ВГПУ, 2008. – 296 с. – С. 147 – 165. (1,2 п.л.)

  13. Варганов, В.В. Классификация социальной информации с позиций социокультурного влияния [Текст] / В.В. Варганов // Молодежь и XXI век: материалы I Международной молодежной науч. конф., 26-28 мая 2009 г. В 6 ч. Ч.3 / редкол.: С.Г.Емельянов [и др.]; Курск. гос. техн. ун-т. – Курск: КурскГТУ, 2009. – 315 с. – С.279-283. (0,3 п.л.)



Варганов Вячеслав Валерианович


СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ ОТ ДЕСТРУКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата социологических наук


Подписано в печать 27.09.2010. Гарнитура Times New Roman.

Формат 60Ч84/16. Усл. п. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 82.

Оригинал-макет подготовлен и тиражирован в издательстве

Белгородского государственного университета

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85