prosdo.ru 1

С.И.Голякова

МОУ «Волоконовская СОШ №1» ,

учитель географии


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ.


В становлении личности каждого современного общества шко­ла играет, ведущую роль. Каждый день школьник занят «школьным обучением» в те­чение 10-12 лет в среднем 60-70% всего своего активного времени су­ток.

В «школьной жизни» центральное ме­сто занимает урок. Каждый совре­менный российский школьник полу­чает в начальной школе с 1 -го по 4-й классы около 3800 уроков, в основ­ной и полной средней - около 9000 уроков. Если вычесть отсюда сред­ний процент «пропусков по болез­ни» (= 15%), получим 10900 уроков на каждого среднего российского ученика.

Эти-то одиннадцать тысяч стан­дартизованных своим особым обра­зом «актов школьного воздействия» и оказываются главным средст­вом формирования характера, ментальности и привычек поведения каждого гражданина Российской Федерации.

Каким ценностям отдать предпочтение? Ради чего жить? Как научить молодых людей не просто жить, а жить достойно, т.е. в соответствии с высшими нравственными критериями: добром и милосердием - по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту?

По-мнению Е.В. Бондаревской, драма современного воспитания - в утрате его смыслов. Воспитание переживает кризис "переходного периода", который связан с тем, что "целостное воспитание, характерное для традиционного общества и традиционной школы, распалось, а новое общество "переходного периода" ещё не обрело свой культурно-воспитательный идеал».

Возможно ли что-то сделать в данных условиях? Помочь в выходе из кризисной ситуации может переход к личностно-ориентированному образованию. Также необходим поиск новых подходов и новых смыслов воспитания.

Личностно-ориентированный подход в отличие от традиционного отказывается формирования определенных свойств и качеств личности, важно показать ученику нормы социальной жизни, помочь сформировать отношение и определить собственную деятельность, взять на себя ответственность за результат своего поведения.


Мы с начала знакомим учащихся с нормами социальной жизни, например с правилами дорожного движения. А дальше предлагаем им ответить на вопросы, которые позволяют выявить отношение ребёнка к данной социальной норме:

   Как вы относитесь к правилам дорожного движения?

   Всегда ли вы соблюдаете их?

   Если вы осознанно нарушаете правила, понимаете ли вы что берёте ответственность на себя за своё здоровье и здоровье тех, кто, возможно, пострадает по вашей вине?

Чтобы обрести себя, человеку нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, научиться решать проблемы, раскрыть мир собственного "Я" и научиться управлять им. Именно эти задачи должно решать воспитание.

Не будем вдаваться в спор о том, что важнее: знание или воспитание. Одинаково опасен безнравственный профессионал и добродушный незнайка. Воспитание не возможно без знаний, это две стороны единого целого. Но порой задачи воспитания намного труднее и важнее задач обучения. Поэтому в ЛОО воспитание является приоритетным.

Реализация воспитательного потенциала урока возможна:

1.     через отбор содержания материала;

2.     через структуру урока;

3.     организацию общения.

Само содержание, ориентированное на знание, для учащихся нейтрально. Задача учителя состоит в том, чтобы содержание с уровня знаний перевести на уровень личностных смыслов, чтобы оно воспринималось учащимися как какая-либо ценность (социальная, нравственная, эстетическая и т. д.). Для этого необходимо, чтобы процесс овладения знаниями осуществлялся в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся.

Переход от нейтрального знания к личностно- значимому можно изобразить следующей схемой.


Именно отношение ученика к тому или иному явлению определяет его поведение. Поэтому воздействовать необходимо за счет создания определенной воспитательной ситуации.

При конструировании заданий воспитательного характера необходимо учитывать особенности учащихся средних и старших классов. В подростковом возрасте идет интенсивное физическое и социальное созревание личности, знакомство с художественными и нравственными ценностями. Поэтому необходимо включать подростка в ситуации выбора ценностей, их осмысления, нравственно-мотивированного отношения, творчества, помогать в оценке и самооценке своих действий. У старшеклассников прежде всего идет духовно-нравственное развитие личности, поиск смысла жизни, познание истины, физическое и нравственное самосовершенствование, вхождение в жизнь общества, жизненное самоопределение, социально-психологическая адаптация. "Здесь механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных и естественных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуации выбора, жизнетворчество, саморазвитие". (Е.В. Бондаревская)

Задания воспитательного характера можно классифицировать по следующим направлениям.


  1. Задания на выявление отношения к знаниям.

  2. Поиск выхода из жизненной ситуации (решение жизненных ситуаций)

  3. Задания на понимание смысла

  4. Задания оценивающего характера

  5. Творческие (креативные) задания

Опыт работы показывает, что учащиеся 6-7 классов хорошо откликаются на задания 1 группы. Подобные задания не могут оцениваться учителем в привычном понимании этого слова. Задания 1 - 4 группы позволяют выяснить отношение ребёнка к той или иной ситуации, учитель наблюдает, может выразить своё отношение к обсуждаемой проблеме, выборочно оценки могут быть выставлены за отдельные задания (и только положительные). Оценки за творческие задания выставляются с учётом определённых критериев (оригинальность, соответствие выбранной форме и т.д.). Но, не забудьте в любом случае поблагодарить ребят за искренность, честность и доброжелательность.


В основе личностно-ориентированного обучения лежит признание

индивидуальности и самоценности каждого ученика, наделенного своим

неповторимым опытом. Поэтому, занимаясь по личностно-ориентированной

системе обучения ученик получает возможность взглянуть на себя изнутри и

извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и

поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность

хороших и плохих черт характера;

вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на

учебные и жизненные ситуации;

учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;

учится продуктивному общению.

Для воспитания свободной личности необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с её позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно-ориентированное воспитание. Личностно-ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью, и ставиться в центр воспитательного процесса. (И.П.Подласый).

Таким образом, результатом ЛО воспитания является развитие субъектности школьника, т.е. способность выбирать жизненные ценности и адекватно оценивать результаты собственной деятельности, брать на себя ответственность за свой выбор, ценить свою индивидуальность не в ущерб другим. А одна из главных задач учителя - помочь ребенку стать человеком. Именно на уроках вырабаты­вается главный мотив жизнен­ной стратегии: активного дос­тижения успеха или пассивного избегания неприятностей. На уроках путем многократного упражнения незаметно и для учителей и для детей достига­ется баланс свободы и зависи­мости, послушания и ответст­венности, инициативности и исполнительности.


Библиографический список

1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.- 352 с.

2. Подласный И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. вузов

/ И.П.Подласый. – М.:Владос – пресс,2001. – 365с. – (Внимание, экзамен!).