prosdo.ru
добавить свой файл
1


Тезисы доклада

к заседанию Правительства Ивановской области 16 ноября 2010 года

О реализации федерального закона №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений»

     Докладчик – начальник Департамента образования Ивановской области Буракова Наталия Ивановна

Национальный проект «Образование», комплексный проект модернизации образования позволили системе образования Ивановской области относительно безболезненно перейти на новую систему оплаты труда, нормативное подушевое финансирование, провести реструктуризацию сети. Поэтому реализацию 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) образовательных учреждений мы рассматриваем как последовательный шаг модернизации системы образования.

       Принятый закон позволит более рационально, чем в прошлые годы, использовать бюджетные средства, т.к. бюджетные учреждения смогут получать средства «одной строкой» в виде субсидий, и смогут более эффективно ими распоряжаться. Очень важно, что полученная от эффективного хозяйствования экономия может быть перераспределена внутри самого учреждения и направлена на его развитие. Однако это не означает неограниченной свободы руководителя в перераспределении и расходовании средств.

Одним из главных условий эффективного управления образовательным учреждением является участие общественности на всех этапах выработки и принятия решений. Ключевая роль здесь принадлежит школьным советам.

Важным инструментом эффективной реализации 83 - ФЗ является формирование государственного (муниципального) задания.

Департамент образования считает, что формировать муниципальное задание необходимо таким образом, чтобы через бюджетное финансирование оплатить и другие услуги, которые школа уже сегодня оказывает и населению, и муниципалитету.


Департамент образования предлагает рассматривать муниципальное задание как инвестиционный канал финансирования, позволяющий под дополнительные задачи для школы направлять в образовательные учреждения дополнительные средства.

Если образовательное учреждение требует оплаты за услуги, уже оплаченные государством – это основание для обращения родителей в органы управления образования или в прокуратуру. Это вопрос не закона, а организованных злоупотреблений.

Принятые в 2010 году образовательные стандарты начальной школы гарантируют для каждого учащегося 20 часов классной работы и до 10 часов внеклассной работы в неделю. Это 30 часов рабочего времени педагогов, полностью оплачиваемого государством, всеми уровнями власти. При пятидневке это шесть уроков в день. За эти часы родителям платить не придется. Закон гарантирует: если стандарт принят, он будет финансово обеспечен. Если же родители учащихся по своему желанию захотят, чтобы школа оказывала дополнительные образовательные услуги, их, разумеется, придется родителям оплачивать: на то они и называются дополнительными.

Федеральные стандарты основного и среднего образования по информации Минобрнауки будут приняты в ближайшее время.

Любой проект, внося элементы развития, скрывает и определенные риски. Это в полной мере относится и к закону 83-ФЗ.

1. Реализация закона   повышает ответственность руководителей учреждений не только за рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств, но и за полученные результаты.  Поэтому один из главных рисков - недостаточный уровень подготовки руководителей ОУ в финансово-экономической, правовой областях.    В целях повышения уровня квалификации руководителей школ с декабря 2010 года на базе института развития образования организованы курсы повышения квалификации по реализации федерального закона.

2. Для корректного перехода образовательных учреждений в статус бюджетного или автономного возникает необходимость формирования муниципальных нормативов финансирования образовательных учреждений в части полномочий, закрепленных за муниципалитетами. На сегодняшний день ни в одном муниципалитете эти нормативы не приняты.


С 2011 года все школы области начинают постепенный переход на новые государственные стандарты, где нормативно будут закреплены требования к условиям организации образовательного процесса и внеурочной деятельности. Что потребует дополнительных средств муниципальных бюджетов на развитие инфраструктуры. Поэтому обращаемся к Главам муниципалитетов с тем, что финансирование сферы образования должно стабильно расти и ни в коем случае не снижаться.

3. С введением в действие ФЗ №83 и переходом образовательных учреждений на новые организационно-правовые формы вызывает опасение ситуация с изменением статуса малокомплектных сельских школ. В этой связи Департамент образования рекомендует главам муниципальных образований осуществить перевод данных учреждений в тип казенных. Такое предложение связано прежде всего с тем, что норматив финансирования для малокомплектных школ утвержден из расчета класс - комплекта, а не на ученика.

Эффективная работа школ невозможна без предоставления им широкой самостоятельности как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в финансовых вопросах и вопросах хозяйственной жизни.