prosdo.ru 1

Муниципальное образовательное учреждение " Красномайская ООШ " Кочкуровского района Республики Мордовия. Капитанова Неля Владимировна- учитель математики, физики.

Лабушкина Мария- ученица 8 класса.




Занятие кружка или курса по выбору.


Тема: «Уроки гармонии»


Занятие 2 «Геометрия горящей свечи».


Занятие 2.

Тема « Геометрия горящей свечи».


Русская красота. Русская духовность. Когда мы слышим эти слова, перед глазами возникают образы куполов храмов. Православный храм, символизирующий землю, с куполом- символом неба осмысливается как модель мироздания. Форма купола напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу. Такая форма купола символизирует духовный подъем и стремление к совершенству. Сухие прагматики скажут, что «луковичная» форма служит тому, чтобы на куполе не залеживался снег, не задерживалась влага. По- своему они правы, поскольку красота и духовность всегда идут рука об руку с целесообразностью. Именно это сочетание и рождает гармонию. Попытаемся приблизиться к возвышенному с помощью геометрии.


Вспомним о золотой пропорции, которую мы обозначили через Ф, установив, что

.

Значит отношение отрезков равно АВ:О1С= 8:5. Это значит, что АВ=8е, О1С= 5е (для построения в тетради- АВ= 16 см, О1С= 10 см).


Таблица 1

План построения.

1) Начерти равнобедренный треугольник АВС: АС=ВС, .

2)


3) CM = O1B ( )

4) MX | | AB, получить точку O2

5) Окр (O2; O2K)

6) XL через середину O1B, XL | | CO1

7) LE | | AB

8) CG= 2e (4 см),

9) Окр (O1; O1G), получим точку N на Окр (O2; O2K)

10) Построить точку O3, равноудаленную от точек C и N

Окр (С; CN) и Окр (N; NC)

11) Окр (O3; O3C)

12) Построить симметрично другую часть чертежа.



Источники информации:


1. А.И.Азевич «Двадцать уроков гармонии» библиотека журнала «Математика в школе», выпуск 7. М.: «Школа-Пресс», 1998.

2. А.В. Волошинов «Математика и искусство. М.: Просвещение, 2000.

3. И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия 5-6 классы». М.: Издательский дом «Дрофа», 1998.