prosdo.ru
добавить свой файл
1

Тема: Проступки и ответственность за них


Цель: Научить воспитанников отвечать за свои проступки. Дать представление о различных видах ответственности.


ХОД ЗАНЯТИЯ


Ребята, наше сегодняшнее занятие будет посвящено понятию проступок и видам ответственности за различные виды проступков и правонарушений.
Вы становитесь взрослыми, а, повзрослев, появляется мнение, что чем человек старше, тем у него больше прав и меньше обязанностей. Сегодня мы постараемся разобраться в этой ситуации.

Давайте рассмотрим такую ситуацию: мальчик часто не выполняет уроки, опаздывает на уроки, приходит в школу, но бродит по территории, а на уроки не является.

Как вы считаете, как можно расценить его поведение.

(Это поведение можно расценить как проступок, т.к. мальчик не нарушил ни уголовного, ни гражданского кодексов, но подобное поведение тоже наказуемо).
Проступок - это нарушение правил поведения, которое не может рассматриваться как преступ­ление или правонарушение.

Приведите свой пример проступка. Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте; пришел в школу в неопрятном виде; не желает посещать мероприятия в школе.

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Устав школы.

А в нашей школе есть устав?

Да.

Вспомним его вместе.

Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения; выполнять требований работников школы; уважать чести обучающихся и сотрудников школы; следить за своим внешним видом; посещать мероприятия в школе; не нарушать дисциплину в школе, не допускать пропусков занятий без уважительной причины.

  • Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?


    Проступком.

    Предусмотрено какое-либо наказание за просту­пок? Какое?


Их поведение может быть разобрано на:

- На совете профилактики школы

- В комиссии по делам несовершеннолетних.

Советом профилактики могут применяться следующие меры наказания:

- вынесение предупреждения об ответственности за уклонение от своих обязанностей;

- объявление выговора;

- установление испытательного срока;

– постановка обучающихся на внутришкольный контроль;

- в случае злостного уклонения принимается решение о направлении материала на КДН и ЗП.


Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, а в возрасте от 14 до 18 лет – в спецпрофучилище.


Давайте рассмотрим еще один пример:

Старшеклассники поджидали детей за углом школы, отбирали у них деньги, вещи и говорили, что если они кому-нибудь рас­скажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать дейст­вия (преступление – вымогательство)

За разный вид правонарушений и преступлений подростки могут нести различные виды наказаний: штраф; подростка могут поставить на учет в милицию; за уголовные преступления могут назначить условное наказание, отсрочку наказания, направить в школу закрытого типа, а также лишение свободы.

Со скольки лет наступает уголовная ответствен­ность?

С 14-ти лет за 20 преступлений: убийства, причинение тяжкого или среднего вреда здоровью человека, похищение человека, изнасилование или насильственные сексуальные действия, все виды хищений, угон автомашины, терроризм, вандализм, вымогательство, употребление и распространение наркотических или психотропных средств, повреждение транспортных средств, умышленное уничтожение или повреждение имущества. За все остальные преступления ответственность наступает только с 16 лет.


Административное наказание намного мягче уголовного, но тоже весьма неприятно. Существуют следующие административные наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или объектом нарушения, административный арест на срок до 15 суток.


Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа под­ростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны су­мочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрози­ли ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Это грабеж - открытое хищение чужого имущества, а тайное хищение чужого имущества – это кража.


Должна ли Татьяна расска­зать кому-нибудь о случившемся? Кому?

Конечно, должна рассказать взрослым и заявить в полицию.

Группа ребят из 9 класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одно­классников и учителей обидными кличками, курили в туалете, несмотря на запрет. Писали на стенах и партах непристойные слова, жестоко избивали маленьких детей. Здесь несколько правонарушений: проступок (писать на партах, стенах), правонарушений (оскорбление) и преступление (нанесение телесных повреждений).

И в заключении хочется сказать «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!» Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека.