prosdo.ru 1


Классный руководитель: Е. А. Елистратова.

Тема классного часа: Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».

Цели: Формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе; развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России; воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Оборудование: Карта «Народы России», плакаты с портретами известных общественных деятелей, список героев Советского Союза, плакаты с пословицами народов России, кроссворд «Дружба», памятки- правила «Учимся уважать людей любой национальности».


Ход мероприятия

1. Вступительное слово.

На протяжении всего этого года мы проводили классные часы, на которых говорили о важности здорового образа жизни, о добром отношении к окружающим нас людям, к своим одноклассникам. А сегодня мы поговорим о нашей Родине, о нас с вами. Тема классного часа «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе—в этом наша сила».

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Федерация означает союз, объединение. Россия объединяет в своем составе: республики, края, области, автономные округа. Она занимает первое место среди всех стран в мире по площади своей территории. Россия больше Канады, Китая, США, или Индии. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз. Россию омывают моря Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов.

Широка и необъятна наша страна. Но главное ее богатство- люди.

2. Беседа с учащимися

Главный закон государства – Конституция России начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»

Вдумайтесь в эти строки. Почему наша страна называется многонациональной?

Потому что в России проживают представители многих национальностей, но все мы – единый народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история.


- А сколько народов проживает в нашей стране?


- А какие права имеете вы?


Я имею право:

1. на жизнь,

2. на свободу слова, мысли и религии,

3. на медицинскую помощь,

4. на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,

5. жить со своими родителями и воспитываться в семье,

6. на воспитание,

7. на уважение человеческого достоинства,

8. на защиту от жесткого обращения,

9. на Ф.И.О. при рождении,

10. на защиту от вовлечения в преступную деятельность,

11. на образование ,

12. на защиту от насилия в семье,

13. иметь гражданство своей страны,

14. на защиту от продажи в рабство,

15. на помощь со стороны государства по защите моих прав.


- В настоящее время на территории России проживает более 180 народов, которые говорят более чем на 230 языках.


3. Анализ анкетирования по теме.

Согласно анкете, проведенной в нашем классе, даже среди ваших родственников есть представители других народов. Это украинцы, белорусы, молдаване, финны, жители Мордовии и другие народы России.


4. Слово учителя.


И действительно, на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, карелы, чуваши, якуты, башкиры, мордва, дагестанцы, удмурты, адыгейцы, коми, ханты, грузины, манси, татары, армяне и многие- многие другие. Среди народов России есть даже такие малочисленные, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек (например, вепсы, ненцы, гагаузы, долганы, эскимосы, караимы и чукчи, живущие на Крайнем Севере).

- А как, одним словом можно назвать все народы России?

- Все, живущие в России, люди именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у нас одна Родина, одно Отечество - Россия.

- Каким же образом наша Родина стала великой многонациональной державой? С древних времен восточные славяне соседствовали с варягами, эстами, финнами и другими племенами. Когда образовалось Древнерусское государство, часть этих народов осталась жить вместе со славянами, а страна продолжала расти и расширяться. В XIV-XVI веках вокруг Москвы сложилось единое русское государство. В XVI-XIX веках были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. И жившие там народы вошли в состав России. Многонациональная семья народов России становилась все больше и больше.



- Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов? (Каждый из народов отличается от другого языком, историей, культурой).


- Правильно. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда и прочее. И уникальность России заключается в том, что за всю многовековую историю совместного проживания ни одна нация или народность не исчезли. Каждое национальное меньшинство, все национальные субъекты РФ имеют свои органы печати, национальные театры, в школах этих регионов преподается национальный язык, все нации сохраняют и берегут свои культурные, языковые и религиозные традиции.


5. Работа с пословицами


Но у всех людей есть нечто общее, то, что нас объединяет. Возьмем, наш класс. Что нас всех объединяет? (Общее дело, уроки, поручения школы, классный руководитель, хорошее отношение друг к другу.) То же можно сказать и о народах России, которые, не смотря на различия, схожи образом мыслей, отношением к жизненным устоям, о чем свидетельствуют пословицы. Ведь именно в них заложена мудрость народа.


- Давайте выполним задание. Перед вами пословицы некоторых народов, проживающих в России, кроме русского:

«Еда подождет, но дело – нет» (Киргиз.)

«Ружье убило одного, а язык тысячу» (Чечен.)

«Правда сильнее силы» (Осетин.)

«Горькая правда лучше сладкой лжи» (Чуваш.)

«Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить» (Монг.)


Задание. Подберите пословицам народов России аналогичные русские пословицы. («Делу – время, потехе – час», «Острое словечко колет сердечко», «Правда в огне не горит, в воде не тонет», «Хлеб, соль ешь, а правду режь», «Слово – серебро, а молчание - золото».


6. Решение кроссворда

Объединяют нас и общечеловеческие ценности. Какие? Узнаем, решив кроссворд.











1д


о


б


р


о










2в


е


р


н


о


с


т


ь






3с


о


ч


у


в


с


т


в


и


е


4н


а


д


е


ж


д


а












5л


ю


б


о


в


ь












6б


р


а


т


с


т


в


о




Вопросы:

1. То, что хорошо, полезно, правильно, противоположно злу.

2. Преданность, неизменность в своих чувствах.

3. Отзывчивое отношение к чужому чувству, горю, несчастью.

4. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, то, что не оставляет человека до последнего момента в трудную минуту.

5. Чувство привязанности, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.

6. Дружеская связь, близость, тесное объединение группы людей.


Ключевое слово кроссвордадружба. Какое хорошее и доброе слово. Наверное, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу.


У нас в народе говорят: «Народная дружба и братство дороже всякого богатства» или «ЕСЛИ ДРУЖБА ВЕЛИКА - БУДЕТ РОДИНА КРЕПКА». Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов.


7. Выступления учащихся

Тяжелым испытанием для нашего народа стала Великая Отечественная война. Но единство россиян спасло Родину. Одним из самых драматических событий стал подвиг героев- панфиловцев, которые на подступах к Москве в смертельном бою отбили атаку 50 вражеских танков. Среди героев были русские И. Шадрин и Н. Трофимов, украинцы Г. Петренко и Я. Бондаренко, казахи Н. Есибулатов и А. Косаев, киргиз Д. Шопоков и другие. Подобных примеров на всех фронтах множество.



Учитель: Самой высокой и почетной наградой в годы войны было звание Героя Советского Союза. Всего за годы войны это звание присвоили

более 11 тыс. человек. Это были представители различных народов:


русские – 8160

чуваши – 44

удмурты –10

украинцы – 2069

азербайджанцы – 43

карелы – 9

белорусы –309

башкиры – 39

эстонцы – 8

татары – 161

осетины – 32

калмыки – 8

евреи – 108

марийцы – 18

кабардинцы – 7

казахи – 96

туркмены – 18

адыгейцы – 7

армяне – 90

литовцы – 15

абхазцы – 5

грузины – 90

таджики – 14

якуты – 3

узбеки – 69

латыши – 13

молдаване –2.

мордвины – 61

киргизы – 12




Каждый из народов внес свой вклад в общее дело победы, но и в мирное время представители разных национальностей, проживающих на территории нашей Родины, прославляли наше общее Отечество своими успехами и достижениями в разных сферах общественной жизни: в культуре, науке, спорте.


- Ребята, знаете ли вы о таких людях?

-Давайте послушаем информацию о некоторых из них.


Ученица: известнейший артист балета Махмуд Эсамбаев родился в 1924 году в селении Старые Атаги Урус - Мартановского района Чеченской республики. Танцевать он начал с детства. В годы войны участвовал во фронтовой концертной бригаде на передовой, в военных госпиталях.

Ученик: Самуил Яковлевич Маршак, еврей по национальности. Талантливый поэт, переводчик, драматург, редактор. С раннего детства писал стихи, Маршака называют основоположником детской литературы.


Кому из мальчишек и девчонок не известны такие стихи Маршака как: «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке».

Но поэты писали для взрослых.

Самуил Яковлевич Маршак удостоен самых высоких наград. На его похороны в 1964 году из Шотландии прислали венок из вереса в благодарность за перевод стихотворений Роберта Бернса. Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира.

Ученица: Скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. Он родился в 1876 году в маленьком мордовском селе, в крестьянской семье. Учился в иконописной мастерской, расписывал храмы в Симбирской и Казанской губерниях. Жил во Франции и в Италии, а после работал в Москве, на Урале, в Новороссийске. Став настоящим мастером, Эрьзя всю жизнь странствовал по свету. В далекой Аргентине скульптор нашел свой любимый материал - крайне твердые породы деревьев. Для их обработки он сконструировал специальную машину. Вернувшись на родину, Степан Дмитриевич привез и свои работы.

Могучим талантом Эрьзя прославил и родную мордовскую землю и всю Россию.

Ученик: В далекой жаркой Африке примерно в 1697 году у чернокожего эфиопского князя родился сын. Загадочная и чудесная судьба ждала его. В одном из сражений турки захватили княжеского сына и увезли в Стамбул. Там его встретил русский посол, выкупил и привез в Россию в подарок Петру I. Мальчика прозвали «царский арап». Петр I полюбил его и даже стал его крестным отцом. Вскоре мальчик освоил русский язык и русскую культуру, служил он блестяще и стал генералом. А звали арапа Абрамом Петровичем Ганнибалом, и был он прадедом великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.


Но и в наше с вами время живут не менее талантливые великие люди, которыми гордится не только наша страна но и весь мир.


Ученица: Елена Гаджиевна Исинбаева – заслуженный мастер спорта по прыжкам в высоту, олимпийская чемпионка 2004, 2008 годов, обладательница 27 мировых рекордов. Елена имеет орден Почета и орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2010 году была признана
лучшей легкоатлеткой десятилетия.

И, конечно же, нельзя обойти стороной историю еще одного нашего великого соотечественника


Ученик: Огромную славу нашей родине принес и дирижер Валерий Абисалович Георгиев, осетин по национальности. Он являлся художественным руководителем Мариинского театра. На данный момент много выступает за границей. Был главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. Имеет как отечественные, так и иностранные награды:

-орден «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней;

-великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской республикой»;

- рыцарь ордена Нидерландского льва;

-офицер ордена Почетного легиона (Франция);

- имеет крест I класса ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германии»;

- орден Восходящего солнца (Япония).


Валерий Георгиев и сейчас радует поклонников своим талантом и мастерством, прославляя тем самым Отечество. В августе 2008 года Валерий Георгиев приехал в столицу Южной Осетии Цхинвали с оркестром. Он осудил войну, развязанную Грузией, и великой музыкой оказал поддержку осетинцам.


8. Подведение итогов


Как вы видите, каждый народ внес и вносит свой вклад в развитие и процветание России. Именно поэтому мы гордимся нашей родиной, нашими соотечественниками.

Вспомним тему нашего урока: «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила». Давайте поразмышляем над этими словами.


- Какое слово является здесь ключевым? «Мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян. Мы богатые – духовно, интеллектуально, возможностями, которые предоставляет наше культурное многообразие. Но мы богаты, когда вместе, и сильны, когда едины, что подтверждает история нашей великой родины.

Среди любого народа есть хорошие и плохие люди. Однако, возвышать или унижать какой либо народ неправильно, опасно. Потому что плохих наций не бывает. А межнациональные конфликты разобщают общество, страну, делают государство слабым. Главное выстраивать дружбу между народами, основанную на любви, на терпимом отношении к чужому образу жизни. Об этом говорил и наш президент М. А. Медведев в своем обращении к россиянам 1 сентября 2009 г: «У нас – общая история и общее будущее. И где бы мы ни находились – нас окружаю люди разных национальностей. Когда необходимо было защищать Родину от врагов все народы России не жалели своих жизней во имя ее свободы. И сегодня залог процветания России – в единстве и сплоченности народов, которые проживают на нашей территории. Это наше богатство и преимущество, которое мы должны сохранить. Сохранить вместе с вами. Величие российской культуры определяется достижениями выдающихся ученых, инженеров, художников, композиторов, поэтов и писателей – представителей всех национальностей России».


Как писал Федор Тютчев:

«Единство, – возвестил оракул наших дней,

Быть может, спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью,

А там увидим, что прочней…»


(Учитель раздает памятки-правила «Учимся уважать людей любой национальности).