prosdo.ru
добавить свой файл
1


ТРЕТЬЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БИБЛИОТЕКИ И ОБРАЗОВАНИЕ»

(«БиО»). Кострома, 24-27 апреля 2007 г.

Тема 2007 г. «Информационные ресурсы и сервисы открытого образования».


ГОЛОВАНЬ Елена Владимировна, зав. библиотекой гимназии

28, г. Кострома.


КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ И ЧТЕНИЕ: СИСТЕМНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

(Выступление на секции школьных библиотек).

Аннотация: В выступлении дан анализ формирования информационно-ресурсной базы школы как основы для повышения качества чтения и образования, на примере библиотеки гимназии №28 г. Костромы.




"Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают гарантированное финансирование комплектования и обеспечение сохранности фондов государственных муниципальных библиотек..." - гласит Федеральный Закон "О библиотечном деле". Таким образом, одной из обязанностей государства в области библиотечного дела является поддержание его развития "...путём финансирования, проведение соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики".

К сожалению, существующее положение дел в большинстве библиотек общеобразовательных учреждений нарушает основные статьи данного Закона.

Оценивая состояние комплектования в нашей библиотеке, отмечу, что за период с 2001 по 2006 учебный годы в библиотеку МОУ гимназии № 28 поступило 11,7 тыс. новых учебников на общую сумму 729,8 тыс. рублей, причём бюджетные средства составили 188 тыс. рублей, т.е. всего 25,8% от общих затрат. В результате в фонде библиотеки на бюджетные средства приобретены только федеральные комплекты "Начальная школа ХХI в." и профильные учебники для 10 классов в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. За 2006 г. без государственного участия собственностью библиотеки стали 2 тыс. учебников общей стоимостью 198,3 тыс. рублей. Таким образом, за учебный год каждый из 544 учеников гимназии получал 4 новых учебника за счет так называемых спонсорских средств.


В среднем, в 2005/2006 учебном году на библиотечное обслуживание одного ученика затрачено 368 рублей. Возможно, этого недостаточно, тем не менее, фонд учебной литературы практически полностью обновился и в целом соответствует Федеральному перечню учебников на 2006 - 2007 гг.


Уч. год 2001 - 2002 2002 - 2203 2003 – 2004 2004 - 2005 2005 - 2006

поступление, экз. 4547 2476 1356 1136 2221


сумма 210888,05 152985,01 92222,25 73278,0 200405,0

(руб)


в т. ч. бюджет 69235,05 37807,9 35136,0 45929,0 0


% 32,8 24,7 38,1 62,7 0


От 75 до 100 % затрат на формирование учебного фонда составляют внебюджетные средства - пожертвования физических и юридических лиц. Сложившаяся в гимназии система закупки и выдачи учебной литературы библиотекой представляется удобной и экономически обоснованной для семьи учащегося в гимназии, т.к. позволяет экономить значительную сумму (особенно в 8 - 11 классах). Сегодня все учащиеся основной школы и 10 - 11 классов полностью обеспечены учебными комплектами, а учащиеся начальной школы – ещё и учебниками по иностранному языку (английскому).

Учебный комплект выдаётся каждому ученику - пользователю библиотеки на весь учебный год на абонементе. Все выдаваемые учебники и пособия, записываются в формуляр читателя, что, безусловно, повышает индивидуальную ответственность за "библиотечное" имущество, улучшает сохранность фонда в целом.

При покупке учебной литературы гимназия осуществляет сотрудничество с партнёрами, предоставляющими наиболее выгодные условия поставок (низкие оптовые цены, скидки от 7-10 %, доставка и др.). Кроме того, наша библиотека, единственная среди школьных библиотек Костромской области, с 1999 года является участницей Мегапроекта "Пушкинская библиотека" («Книги для российских библиотек", широкомасштабные издательские проекты 100 томной серии "Пушкинская библиотека" - собрание лучшей российской классической литературы, "Золотого фонда мировой классики"). Совместная деятельность с Некоммерческим Фондом поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий "Пушкинская библиотека" позволила пополнить наш библиотечный фонд полутора тысячами новых изданий образовательного, научного, справочного и энциклопедического характера, художественной литературой и искусствоведческими альбомами, а также СД.


Крайне полезными стали для нас выпускаемые "Пушкинской библиотекой" прекрасные ежеквартальные аннотированные универсальные, отраслевые и тематические каталоги литературы - "Лучшие книги для детей и подростков", "Русский язык, литература, иностранный язык в школе"; журналы - обзоры новинок "У книжной полки", продолжающие лучшие традиции российской рекомендательной библиографии.

В 2003 г. наш фонд пополнила 100-томная "Библиотека отечественной художественной классической литературы", выпущенная под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации и централизованно поступившая в библиотеки общеобразовательных учреждений; в том же году были получены четыре учебных пособия по государственной символике, книги и брошюры, пропагандирующие здоровый образ жизни (библиотечка из 10 названий), 8-ми томная историческая энциклопедия "Руссика".

Тем не менее, всего этого ничтожно мало! В объектив названных разовых акций попадают, в лучшем случае, отдельные библиотеки инновационных школ. В целом же по области, из-за отсутствия постоянной финансовой поддержки со стороны государства, фонды школьных библиотек не развиваются, испытывая настоящий ресурсный голод.

Так, например, даже в нашей библиотеке в 2006 г. читатели библиотеки получили без учета учебников 284 экземпляра новых книг, в том числе и относящихся к обязательному программному прочтению. Годовая сумма поступления в фонд составила 29, 9 тыс. рублей, ежемесячная – 2,5 тыс. рублей, а в расчёте на каждого из 544 учеников - 4 рубля 60 копеек!

В идеальном случае каждый учащийся должен иметь и учебник, и текст произведений, изучающихся в школе.

Международная ассоциация школьных библиотек рекомендует следующие параметры скорости пополнения фонда:


число учащихся первонач. ежегод. прирост всего по завершении (чел.) кн. фонд фонда 10л. периода развития

1 - 100 1200 300 3900



101 - 200 2400 600 7800


201 - 300 3600 900 11700


301 - 400 4800 1200 15600


401 - 500 6000 1500 19500


501 - и выше 6000 2250 26250


При первоначальном книжном фонде в 6000 ед. хранения и числе учащихся более 500 (как в нашем случае) ежегодный прирост фонда (из расчёта 3 единиц на одного учащегося) должен составить 2250 единиц!

Библиотековеды из Российской национальной библиотеки предлагают определение оптимального количества новых поступлений, исходя из годовой книговыдачи по схеме: количество книговыдач х 3,8 : 100. Такой показатель ежегодного прироста фонда - менее категоричен, менее высок, не постоянен, но максимально приближен к реалиям школьного фондоведения.

Одним из показателей определения оптимальности фонда является книгообеспеченность: отношение количества фонда к количеству читателей (Кн = Ф : Ч). Показатель книгообеспеченности библиотеки в нашей библиотеке - 26,5; обращаемость основного фонда - 1,22, что ниже международных и отечественных показателей (2), но выше среднего показателя обращаемости школьных библиотек по стране - 0,7 - 0,9. Посещаемость библиотеки за учебный год составила 11, при средней посещаемости библиотек страны - 8.

Пользователи библиотеки - гимназисты, педагоги и члены их семей, сотрудники гимназии, родители учащихся. Предпочтения в чтении зависят от возраста, социальной адаптации, общей и информационной культуры. Дети в возрасте до 10 - 11 лет читают много и охотно, иногда это связано с некоторой соревновательностью. Дети среднего возраста - от 11 до 14 лет - читают меньше, что связано с большей учебной и дополнительной нагрузкой (музыкальные уроки, спортивные секции, кружки); с переходом из одной возрастной группы в другую; с изменением интересов. Часто такие читатели не хотят иметь активных душевных переживаний, стараются выбирать лёгкое "чтиво" - детективы издательств "Эксмо", "Дрофа", книги серии "Фэнтэзи". Почти все возрастные группы читают Тамару Крюкову, Дарью Донцову, Джоан Ролинг, Роальда Толкина, Ингвара Амбьернсена. Старшеклассники читают "по необходимости" - это деловое и программное чтение. И это надо отметить особо. Программа по литературе меняется через каждые 4 - 5 лет. Мы, библиотекари, не успеваем за этими изменениями. И что делать с программными произведениями, которые таковыми больше не являются?


Например, издания Данте, Фадеева, Воробьёва (могут быть другие варианты) - документы длительного хранения, в превосходном состоянии, стоят на полках не востребованными. И таких примеров по библиотекам города, области и страны наберётся немало. Не пора ли создать федеральные и(или) региональные обменные фонды программной художественной литературы для общеобразовательных библиотек?! Очень своевременным было бы принятие Федерального перечня художественной литературы с федеральной финансовой поддержкой библиотек общеобразовательных учреждений!

С принятием таких мер, возможно, школьные библиотеки и выбрались бы с "обочины образовательной политики", как образно выразилась Екатерина Лахова, Председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей, впервые за долгие десятилетия поднявшая вопрос о школьных библиотеках на парламентских слушаниях 2006 г.: "За рамками проекта ("Образование") остались школьные библиотеки... Материальная база и ресурсное обеспечение очень скудные. А у работников этой сферы самая низкая оплата труда в системе образования. ...Мы рискуем потерять важнейшие инструменты защиты, воспитания и развития наших детей. Мы с большим рвением занялись и увлеклись компьютеризацией школ. И забыли при этом о роли книги в образовании и воспитании детей".

По результатам Международного исследования качества чтения PISA, проведённого в 2000 г., пятнадцатилетние учащиеся России читают ниже среднеевропейского уровня, а результаты 2003 г. показали дальнейшее его ухудшение. В 2000 г. Россия из 32 промышленно развитых стран занимала 27 - 29 место, а в 2003 г. из 40 стран, принимавших участие в исследовании, - 32 - 34.

Поэтому, библиотека, как системообразующий элемент современного образовательного учреждения, должна стать информационно-ресурсной базой гимназии (школы), в первую очередь, формирующей библиотечные фонды как основу информационных ресурсов для повышения качества чтения и образования. А библиотекарь - популяризатор чтения - всячески продвигать книгу (документ) к читателю действенно-эффективными методами - от читательских конференций, массовых театрализованных литературных вечеров до создания проектов "Чтение" (в 2002 г. наша библиотека выступила с проектом "Живое слово России" в рамках Всероссийского открытого конкурса "Центры чтения"), организации на муниципальном уровне движения "Читающая гимназия - читающий город".

Использованная литература


1. Бубекина Н. В. Экономические аспекты деятельности библиотек // Шк. б-ка. - 2003. - №9. - С.31,33.

2. Жукова Т. Д. Состояние и проблемы развития школьных библиотек России // Шк. б-ка. - 2002. - № 10. - С.10.

3. "О ходе реализации и перспективах развития приоритетного проекта "Образование": Парламентские слушания // Шк. б-ка. - 2006. - № 6. - С. 10 - 11.

4. Сметанникова Н. Н. Чтение в школе и обществе: взаимосвязи и партнёрские отношения // Шк. б-ка. – 2005. - № 4. – С.22.