prosdo.ru
добавить свой файл
1

Технология "Дидактический цикл"


Дидактический цикл – единство взаимосвязанных элементов процесса обучения, структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками.


В основе этой технологии лежат представления Л.Я. Зориной о дидактической цикле как функциональной системе, основанной на совместной работе всех звеньев процесса обучения и служащей для организации усвоения учащимися фрагмента учебного материала.


Он состоит из следующих элементов-звеньев:


  • постановка познавательной задачи и создание у учащихся положительной мотивации к ее решению;

  • предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его первичного усвоения;

  • организация дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня;

  • организация обратной связи и контроля;

  • подготовка учащихся к внеурочной работе.


Перечисленные звенья могут входить друг в друга, пересекаться, но их количество в полном дидактическом цикле постоянно и не зависит от содержания учебного материала. Чтобы дидактический цикл работал, он должен обладать внутренним единством элементов, его составляющих.

Для реализации дидактического цикла учителю необходимо спланировать свою деятельность и деятельность учеников, затем сформулировать дидактические задачи, ориентируясь на конкретное содержание и соотнося их с общими целями образования (1-ый этап). Далее педагог намечает содержание, подлежащее передаче на разных этапах урока, ориентируясь при этом на реальные возможности школьников (2-ой этап). На третьем этапе учитель определяет методы, которые будут применяться на разных этапах урока. Ориентация на выбранные методы, позволяет преподавателю представить способы и формы их реализации, т.е. выбрать различные методические приемы (4-й этап). На пятом этапе происходит конкретное наполнение каждого приема, каждой формы учебной работы содержанием. После этого учитель создает свой план-проект учебной работы (6-й этап). По окончании реализации цикла педагог проводит самоанализ.


Дидактический цикл – это некоторое целое, выполняющее функцию максимально полной (в данных условиях) передачи фрагмента содержания образования. Это структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками. Тогда процесс обучения во времени можно представить себе как поступательное движение его дидактических циклов. Чтобы дидактический цикл мог выполнить свою функцию, он должен обладать внутренним единством, составляющих его систему.