prosdo.ru 1

Уважаемые коллеги, гости и приглашенные!


Неизменной традицией учительства стало проведение августовских совещаний, которые по праву считаются главным педсоветом года, коллективным педагогическим разумом. Участие в этом событии отражает гражданскую потребность учительства в новых знаниях, в расширении информированности, повышения ответственности за качество своего труда. Мне бы хотелось, чтобы сегодня на августовском совещании радость общения с коллегами соседствовала с обогащением опытом, чтобы совещание наметило стратегию развития муниципальной системы образования, помогло осмыслить самые актуальные проблемы, а также место учителя и образовательного учреждения в их решении.

Могу с уверенностью сказать, что система образования нашего района не утратила своих позиций, а получила новый вектор развития по реализации мероприятий государственной образовательной политики, в частности, в связи с реализацией мер по модернизации системы общего образования района. Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей образовательной политики. Модернизация – это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Два центральных направления модернизации образования – кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи – повышение доступности, качества и эффективности образования.

Прошедший 2011-2012 учебный год, так же, как и предыдущий, стал годом реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Приоритетного национального проекта «Образование», Плана действий по модернизации общего образования на территории Омской области на 2011-2015 годы.

Сеть образовательных учреждений Саргатского муниципального района Омской области включает на данный момент 14 общеобразовательных учреждений, из ни 13 средних и 1 основная школы, в которых на конец 2011-2012 учебного года обучалось 1994 человека; 8 дошкольных образовательных учреждений с общим количеством воспитанников 515 человек, 2 учреждения дополнительного образования, 1 среднего профессионального образования. Все школы и Центр детского творчества являются казенными образовательными учреждениями, дошкольные образовательные учреждения и ДООФСЦ – бюджетными. Организацию образовательного процесса обеспечивает 331 педагогический работник. 25 педагогов (8,5%) имеют высшую квалификационную категорию, 81 человек (29,5%) – первую. 40% педагогических работников района награждены государственными и ведомственными наградами.


Комплекс мер по модернизации системы общего образования направлен на решение следующих задач:


  1. Обеспечение качественных условий обучения, развитие материально-технической базы школ.

  2. Создание условий для применения дистанционных технологий обучения.

  3. Пополнение фондов школьных библиотек.

  4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ для работы в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта.

  5. Повышение заработной платы учителей.

  6. Привлечение в школы молодых учителей.

В результате реализации комплекса мер по модернизации общего образования средняя заработная плата учителей образовательных учреждений Саргатского муниципального района в 2011 году составила 13976,00 рублей (без учета льгот по коммунальным услугам).

С 1 июня 2011 года произошло увеличение на 6,5 % средней заработной платы прочего персонала образовательных учреждений.

С 1 января 2012 года увеличение заработной платы водителей образовательных учреждений на 30 %, педагогических работников на 30% .

С 1 апреля 2012 года произошел рост средней заработной платы учителей на 10 % . Средняя заработная плата в 1 квартале 2012 года составила -17897,0 руб., во 2 квартале – 18623,0 руб.

Кроме того с 1 марта 2012 года произошло увеличение окладов руководящих работников учреждений образования района в среднем на 10-12 %, в зависимости от увеличения уровня средней заработной платы по учреждению за 2011 год.

Оптимизации сети образовательных учреждений, проводимая с 2008 года, позволила увеличить наполняемость классов по городским школам с 20,1 до 20,8 чел., а численность обучающихся, приходящихся на одного учителя - 18,1. По сельским школам увеличилась наполняемость классов с 9,2 до 10,3 чел., численность обучающихся, приходящихся на одного учителя – 7,1.

Принятые меры позволили более рационально использовать средства, направленные на развитие системы образования района, привели к снижению неэффективных расходов.


Реализация мероприятий по модернизации общего образования в 2011-2012 учебном году позволила значительно увеличить объемы финансирования образовательной сферы, развернуть проведение широкого круга мероприятий по обновлению содержания образования, повысить доступность и качество общего образования.

Всего на модернизацию муниципальной системы образования было направлено в 2012 году 12 798 059,0 рублей (двенадцать миллионов семьсот девяносто восемь тысяч рублей), из них 12 113 300,0 (двенадцать миллионов сто тринадцать тысяч триста рублей) – из федерального бюджета. В реализации проекта приняли участие 100% общеобразовательных учреждений района. Мероприятия комплекса мер были проведены с учетом специфики образовательной сети района, актуальных проблем системы образования района по следующим основным направлениям.


  1. Развитие материально-технической базы общеобразовательных школ и обеспечение качественных условий обучения.

В связи с изношенностью и недостаточным оснащением школ района различного вида оборудованием было приобретено учебно-лабораторное оборудование (кабинеты физики и биологии) на сумму 1 038 729, 0 руб., спортивный инвентарь на сумму 117 820,0 руб.

  1. Особое внимание в рамках комплекса мер по модернизации общего образования было уделено вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Для обеспечения детей медицинским обслуживанием была проведена работа по выделению помещений под медицинские пункты, текущему ремонту с целью подготовки помещений для установки оборудования во всех школах, за исключением Саргатского лицея и Саргатской ООШ. На эти цели израсходован 1 010 585,0 рублей (один миллион десять тысяч пятьсот восемьдесят пять тысяч рублей) из федерального бюджета и двести семьдесят пять тысяч рублей – из местного бюджета.
  2. Пополнены фонды школьных библиотек более чем на пять тысяч единиц на сумму 1 179 415,0 рублей (один миллион сто семьдесят девять тысяч четыреста пятнадцать рублей). Это учебники для первых классов, обучающихся по федеральным государственным стандартам начального образования, для 3,5 классов пилотных школ района; для обучающихся 4 классов, которые с 1 сентября 2012 года начнут изучение нового предмета – основы православных культур и светской этики. Таким образом, 100% обучающихся этих классов будут обеспечены бесплатными учебниками.


  3. В 2011-2012 учебном году в школах Саргатского района на подвозе находилось 183 обучающихся. Подвоз осуществлялся в десять школ района из двадцати двух населенных пунктов. Очень важно иметь транспортные средства, отвечающие современным требованиям, обеспечивающие регулярный подвоз к месту занятий. Поэтому в рамках реализации комплекса мер по модернизации образования было принято решение о приобретении четырех единиц транспортных средств для перевозки обучающихся в Саргатский лицей, Ивановскую, Михайловскую, Шараповскую средние школы. На данное направление направлено 3 450 233,40 рублей (три миллиона четыреста пятьдесят тысяч двести тридцать три рубля).

  4. В соответствии с требованиями 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в рамках модернизации общего образования осуществлены меры, направленные на энергосбережение: в 14 школах района, 8 дошкольных учреждениях, в ДООФСЦ и ДОЛ «Дружба» проведен энергоаудит с составлением энергетического паспорта. На эти цели израсходован 1 117 500,0 рублей (один миллион сто семнадцать тысяч пятьсот рублей), в том числе 270 тысяч рублей, выделенных для замены ветхих окон в Саргатском лицее.

  5. Еще одно мероприятие комплекса мер по модернизации образования в Саргатском районе – проведение капитального ремонта, реконструкции, в данном случае, ремонт кровель в четырех школах района – Ивановская (структурное подразделение Краснопутинская НОШ), Нижнеиртышская, Хохловская, Шараповская школы на сумму два миллиона триста пятьдесят пять тысяч пятьсот восемьдесят восемь рублей.

Модернизация общего образования ставит задачу развития кадрового потенциала педагогических работников. В муниципальной системе образования созданы условия для профессионального развития педагогов. Особенность сегодняшнего дня заключается в том, что учитель или воспитатель, имеющий мотивацию к профессиональному росту, должен самостоятельно разрабатывать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут, стремиться к распространению своего опыта, объективно оценивать результаты своей профессиональной деятельности. В современных условиях деятельность педагога должна быть открыта и прозрачна.


С целью повышения престижа педагогической профессии проводились мероприятия, стимулирующие профессиональный рост педагогов. Это конкурс «Учитель года» (6 участников, победитель и участник областного этапа – Колесникова Татьяна Вячеславовна – Саргатский лицей), «Воспитатель года) (3 участника, победитель – Стародубова Анжелика Людовиковна). 4 педагога школ района участвовали в областном конкурсе лучших учителей на получение денежного поощрения. Есть результаты участия наших педагогов в конкурсах различного уровня. Так, учитель МКОУ «Саргатский лицей» Брук Алла Леонидовна заняла 1 место в областном смотре-конкурсе методических материалов по вопросам взаимодействия семьи и школы, учитель Новотроицкой школы Ренье Татьяна Михайловна приняла участие в очном этапе Всероссийского конкурса новых образовательных технологий «Лучший молодой преподаватель», который проходил в г. Москве, и получила диплом лауреата конкурса.

Педагоги района планомерно проходят аттестацию, За 8 месяцев 2012 года аттестацию на соответствие занимаемой должности прошли 8 чел., на 1 категорию – 6 чел., на высшую – 2 чел. Разработан и утвержден Постановлением Главы Саргатского района Порядок аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений Саргатского муниципального района Омской области.

Для повышения профессионализма педагогов используется потенциал информационно-методического отдела Центра поддержки образования Саргатского района. Это и обеспечение участия в видеоконференциях, видеоконсультациях, дистанционные курсы повышения квалификации (так, дистанционно прошли курсы повышения квалификации 14 учителей, которые с 1 сентября будут преподавать в школах «Основы религиозных культур и светской этики»), виртуальные методические объединения. За 8 месяцев текущего года курсы прошли 49 педагогов района, что является также неотъемлемой частью совершенствования учительского корпуса в рамках мероприятий по модернизации общего образования района (для сравнения: в 2011 году курсы прошли 60 педагогов).


Муниципальная образовательная система позволяет предоставлять современное качественное образование детям с различными образовательными запросами и возможностями здоровья, реализовывать основополагающий принцип, используемый в Законе «Об образовании» - обеспечение права на образование в соответствии с потребностями личности: адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в Саргатском районе является расширение доступности в получении качественного дошкольного воспитания и образования. В настоящее время в районе функционируют 8 дошкольных образовательных учреждений. Общее количество воспитанников – 515 человек. Охват детей дошкольным образованием в 2012 году составляет 46% от общего количества детей по району, по сравнению с прошлым годом увеличился на 3%. К сожалению, в нашем районе, так же, как и повсеместно, существует проблема дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время на очереди 231 ребенок дошкольного возраста. В условиях района мы решаем эту проблему по-разному: открытие дополнительных групп в уже функционирующих детских садах (в 2012 году открыта группа полного дня в Нижнеиртышском детском саду «Солнышко» на 20 мест), открытие групп кратковременного пребывания детей при школах (2012 год – группа в Саргатской основной школе на 20 мест), ремонт разрушенного здания детского сада в селе Верблюжье на 60 мест – 3 группы полного дня. При введении данных объектов в сельских поселениях проблема очередности будет решена. В р.п. Саргатское частично вопрос очередности в дошкольные учреждения будет решен открытием групп кратковременного пребывания в Саргатской ООШ в 2012 году, Саргатском лицее в 2013 году, дополнительных групп полного дня в МБДОУ «Саргатский детский сад №2». Воспитательно-образовательный процесс в детских садах района направлен на всестороннее индивидуально-личностное развитие ребенка, формирование основ самосознания, а также на укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры. В рамках мероприятий по введению новых образовательных стандартов детский сад №4 и Шараповский детский сад принимают участие в работе инновационного комплекса по теме «Обновление дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями».

С 1 сентября 2011 года начал осуществляться поэтапный переход общего образования на новые государственные образовательные стандарты. Впервые в Российской Федерации образовательный стандарт получил статус нормативного федерального документа. Его главная особенность – ориентация не только на предметные, как это было раньше, но и на межпредметные и личностные результаты. Достижение поставленных задач возможно только при интеграции урочной и внеурочной деятельности. С 1 сентября 2011 года все первоклассники, пришедшие в школы района, начали обучаться по новым федеральным государственным образовательным стандартам начального образования, а обучающиеся начальных классов пилотных школ – МКОУ «Саргатский лицей» и «Увалобитиинская СОШ» - третий год будут осваивать новые стандарты. С 2012-2013 учебного года начнется поэтапное введение ФГОС основного общего образования в Саргатском лицее, Увалобитиинской, Нижнеиртышской средних школах и в Саргатской основной школе. Охвачено шесть пятых классов с общим количеством обучающихся 97 человек, что составляет 18% от количества пятиклассников. Введению новых стандартов основного общего образования предшествовала большая подготовительная работа: обучение педагогов на курсах, участие в работе семинаров, составление основных образовательных программ. Все учителя, которые работают и будут работать над реализацией ФГОС нового поколения, прошли курсовую подготовку, поскольку сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение. Кроме того, разработан и успешно реализуется план распространения опыта пилотных школ – Саргатского лицея и Увалобитиинской школы, включающий в себя семинары – практикумы, мастер-классы для учителей начальных классов школ района, индивидуальные консультации, семинары по реализации основных образовательных программ, программ внеурочной деятельности, круглые столы по проблемам ФГОС в начальной школе.


Основной показатель эффективности работы общеобразовательных учреждений – результаты освоения обучающимися государственных программ общего образования..

Государственную (итоговую) аттестацию за курс основного общего образования прошли 157 девятиклассников. Распоряжением Министерства образования Омской области на территории Саргатского района созданы 4 пункта приема экзаменов в рамках ГИА: Саргатский лицей, Саргатская ООШ, Хохловская и Новотроицкая средние школы. Особенность итоговой аттестации за курс основной школы в этом году заключалась в том, что выпускники могли сдавать в формате ГИА, кроме русского языка и математики, биологию и физику. 94 человека успешно сдали в новой форме русский язык и математику, 10 человек – биологию.

Государственную итоговую аттестацию за курс средней школы в формате ЕГЭ прошли 109 обучающихся 11-х классов школ района. В процедуре проведения экзаменов задействован один пункт приема экзаменов - МКОУ «Саргатский лицей», 28 организаторов в аудиториях, 7 организаторов вне аудиторий, 2 общественных наблюдателя. 100% выпускников получили аттестат о среднем (полном) общем образовании. Средний балл по русскому языку составил 56,6 баллов (областной – 58,6), что соответствует шестнадцатому месту в областном рейтинге по среднему баллу. По математике средний балл - 43,6, что немного выше областного (43,3) – тринадцатое место в областном рейтинге. Рейтинг по среднему баллу предметов по выбору выше областного, за исключением информатики, общий рейтинг соответствует 8 месту среди всех районов Омской области и г. Омска. Лучшие результаты на ЕГЭ по русскому языку показали обучающиеся Шараповской, Верблюженской и Ивановской школ, по математике – обучающиеся Хохловской, Верблюженской и Увалобитиинской школ. Золотой медалью награждена выпускница МКОУ «Увалобитиинская СОШ» Сидорова Яна, серебряными медалями выпускницы Шараповской школы Оплетаева Ирина и Михайловской школы Элемисова Александра.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит задачу развития творческой среды «для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе», и «развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования». В муниципальной системе образования функционирует система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Одним из важных направлений в работе со способной и талантливой молодежью стало олимпиадное движение. В 2011-2012 учебном году в муниципальном этапе предметных олимпиад приняли участие 350 школьников, в региональном этапе – 57 человек. Традиционной стала ежегодная научно-практическая конференция школьников и воспитанников дошкольных учреждений – 93 участника. Принимают участие наши школьники и в мероприятиях регионального и всероссийского уровней. Так, за истекший период 2012 года 339 обучающихся школ Саргатского района участвовали областных мероприятиях, из них 41 – по социально значимой и общественной деятельности, 39 – учебно-исследовательской деятельности, 94 – художественное творчество, 111 человек – любительский спорт. Призерами стали 79 человек. Благодаря участию в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, олимпиадах дети имеют возможность проявлять и развивать творческий потенциал и природные задатки. В районе создан банк данных способной и талантливой молодежи, насчитывающий 382 человека. Обеспечивается финансовая поддержка проводимых мероприятий, расходы местного бюджета по этому направлению составляют на сегодняшний день двести тридцать две тысячи рублей.


Продолжают функционировать два учреждения дополнительного образования детей: муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» и муниципальное бюджетное учреждение «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр». Основная задача работы учреждений – реализация образовательных программ дополнительного образования в комплексе с воспитательным процессом, обновление и развитие дополнительного образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства.

В ДООФСЦ было открыто 55 учебных групп с общим числом занимающихся 825 человек; расширена направленность дополнительного образования за счет открытия плавательного бассейна «Дельфин» в р.п. Саргатское (18 групп – 270 человек). Культивируемые виды спорта – баскетбол, волейбол, биатлон, гиревой спорт, легкая и тяжелая атлетика, лыжные гонки, полиатлон, футбол, русская лапта. Воспитанники центра приняли участие в двадцати соревнованиях различного масштаба. За учебный год подготовлено 150 спортсменов массовых разрядов.

Центр детского творчества охватывает шестьсот воспитанников, тридцать одно детское объединение различной направленности. Педагоги Центра, в соответствии с требованиями ФГОС, работают в направлении личностного развития и самоопределения, реализации творческого потенциала, привитии общечеловеческой культуры. Успешный выход творческих работ воспитанников на региональный, Всероссийский и даже международный уровень – таков результат совместной работы коллектива педагогов и воспитанников. Так, Зубарев Данил стал дипломантом финала Всероссийского национального конкурса водных проектов, защищал свою работу в Москве. Участие в областных конкурсах «Город детства» и «Я – росинка твоя, Россия» принесло два диплома. Две воспитанницы стали победителями фестиваля, организованного Сибирским международным Арт-Форумом. Всемирный конкурс «Мир русского слова» также принес победу двум воспитанникам.


47 % детей охвачено услугами дополнительного образования, что позволяет обеспечивать максимальную занятость свободного времени обучающихся, снижать уровень безнадзорности, подростковой преступности, сохранять и укреплять здоровье воспитанников, развивать творческие способности. Вместе с тем, необходимо принимать меры, направленные на увеличение количества несовершеннолетних, участвующих в дополнительном образовании путем расширения направленности услуг.

Судьба учреждений дополнительного образования в условиях новых федеральных стандартов напрямую зависит и от того, насколько успешно они взаимодействуют с общим образованием по организации внеурочной деятельности обучающихся, организовывают научно-поисковую деятельность, долгосрочные целевые проекты, выходящие за рамки школьных образовательных программ. Поэтому задача ближайшего времени – повышение эффективности использования ресурсов дополнительного образования в организации досуга детей, внедрение направлений и технологий, интересных современному ребенку и его семье, интеграция с деятельностью общеобразовательных учреждений.

Реализация национальных проектов позволила существенно изменить оснащение школ и создать базу для применения современных педагогических технологий. За последние 5 лет значительно улучшилась оснащенность общеобразовательных учреждений компьютерной и мультимедийной техникой, расширился перечень используемого оборудования. Все школы района имеют лицензионное программное обеспечение, осуществляется поддержка школьных сайтов.

Информатизация образования сегодня – это не только наличие компьютеров, сканеров и интерактивных досок, но и глубокое проникновение информационных технологий в управленческую, учебно-воспитательную и внеурочную деятельность школы, в работу по повышению квалификации педагогов. Так, 30 учителей Саргатского района являются участниками виртуальных методических объединений педагогов; участвуют наши учителя и в работе виртуальных Интернет-педсоветов, в сети творческих учителей. Постепенно внедряется такая форма как телекоммуникационные проекты – совместная учебно-познавательная деятельность, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий. В 2012 году разработаны два проекта: Мое Отчество 200 лет тому назад» для учащихся и «Создание системы работы с одаренными детьми» для специалистов ресурсных центров и педагогов. Во всех общеобразовательных учреждениях создана электронная база данных обучающихся и начата работа по использованию электронных дневников.


В муниципальной системе образования проводилась разносторонняя работа по сохранению и укреплению здоровья детей. В четырнадцати школах района организовано горячее питание, процент охвата составляет на конец учебного года 95,4% от общего количества всех обучающихся. Организовано двухразовое питание детей, посещающих группы продленного дня и детей, находящихся на подвозе. Однако никакая работа по сохранению здоровья не принесет результатов, если у ребенка не сформировано правильное представление о здоровом образе жизни и самоценности здоровья. В течение учебного года проводились акции, конкурсы, классные часы, собрания, призванные противодействовать курению, употреблению алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ. Но не секрет, что на улице и в семьях дети видят достаточно негативных примеров привычек, губительных для жизни. Поэтому задача школы – привитие навыков здорового образа жизни, будет оставаться актуальной в течение долгого времени.

С этой целью осуществляется межведомственное взаимодействие Управления образования, образовательных учреждений Саргатского района с субъектами системы профилактики: отделом по делам молодежи, КДН и ЗП, Управлением Министерства труда и социального развития, Саргатской центральной районной больницей, отделом полиции «Саргатский». Проводятся совместные рейды, профилактические мероприятия, обеспечено раннее выявление и учет неблагополучных семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В период проведения летней оздоровительной кампании 2012 года в четырнадцати лагерях дневного пребывания отдохнуло 1750 несовершеннолетних, из них -588 несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, 40 человек по линии Управления Министерства труда и социального развития по Омской области в Саргатском районе, 60 детей, находящихся под опекой и попечительством, 134 ребенка из многодетных семей. Разработаны и успешно реализованы планы работы лагерей, каждый день работы которых был наполнен разнообразными интеллектуальными играми, творческими конкурсами, спортивными состязаниями. Все ЛДП проводили традиционные мероприятия, посвященные значимым событиям: День России, день Памяти и скорби. Прошла антинаркотическая акция «Здоровье – твое богатство». Наши школьники имеют возможность отдохнуть и поправить свое здоровье в санаториях и лагерях санаторного типа Омской области. За 6 месяцев текущего года 73 ребенка смогли воспользоваться этой возможностью.


В муниципальной системе образования функционируют общественные институты, принимающие участие в управлении образованием. В общеобразовательных учреждениях это Советы школы, приоритетные направления деятельности которых следующие: участие в разработке и реализации программ развития учреждения, распределение стимулирующей части фонда оплаты труда, привлечение внебюджетных средств, экспертиза и обсуждение результатов деятельности образовательного учреждения.

Актуальные вопросы образования и воспитания детей отражались на сайте Управления образования, сайтах образовательных учреждений. Регулярно организовывались репортажи в районной газете «К новым рубежам» о нововведениях в образовании, о достижениях образовательных учреждений района.

Исходя из задач, поставленных в Плане действий по модернизации общего образования на территории Омской области на 2011-2015 годы и результатов реализации проекта, мы определили следующие приоритетные направления деятельности муниципальной системы образования на 2012-2013 учебный год:


  1. Обеспечивать реализацию государственных программ общего, дошкольного и дополнительного образования, осуществлять поэтапный переход на государственные образовательные стандарты.

  2. Развивать кадровый потенциал образовательных учреждений, повышать квалификацию педагогов, внедрять современные технологии воспитания и обучения.

  3. Создавать условия для привлечения в образовательные учреждения молодых педагогов.

  4. Использовать эффективные формы работы по раннему выявлению и психолого-педагогическому сопровождению талантливых детей, в том числе и на основе использования ресурсов дополнительного образования и педагогического потенциала лучших учителей.

  5. Повышать эффективность гражданского и духовно-нравственного воспитания детей, развивать взаимодействие с общественностью по вопросам предупреждения негативных явлений в детской и подростковой среде.

  6. Внедрять комплексный подход к оздоровлению детей и формированию привычек здорового образа жизни на всех этапах образования.


  7. Создавать условия для безопасного и комфортного пребывания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях, повышать эффективность профилактической работы по предупреждению детского травматизма.

  8. Развивать практику публичной отчетности образовательных учреждений, обеспечивать соблюдение принципа государственно-общественного управления в деятельности образовательного учреждения.