prosdo.ru 1

УДК 001:658 (510)

Перспективы интеграции научной деятельности и производства в КНР

Дун Яньхуи, Ху Чуаньли


В статье рассмотрены основные вопросы интеграции научной деятельности и производства в КНР. Описаны основные проблемы, возникающие при разработке политики интеграции науки и производства. Дано обоснование перспектив интеграции научной деятельности и производства в КНР.


В настоящее время разработчики китайской политики интеграции науки и производства сталкиваются с уникальной дилеммой, связанной с реструктуризацией предприятий сектора науки и технологии. Например, когда Российская Федерация приступала к реализации политики, направленной на содействие развитию наукоемкой промышленности, сталкивалась с таким же нагромождением проблем, как и КНР:

– наличие крупной индустриальной базы, которая практически постоянно уменьшается на протяжении десяти лет;

– острая потребность в реструктуризации предприятий;

– необходимость закрепления имущественных прав в процессе реструктуризации могущественного научно-технического административного аппарата;

– существование больших запасов научных разработок, которые могут превратиться в «денежный мешок», а могут и остаться складом устаревших технологий;

– плохое функционирование, или отсутствие функционирования вообще, а также финансовых и фондовых рынков;

– сильное воздействие на среду функционирования научно-исследовательских предприятий, оказываемое государственными органами, которые не обладают четкой ответственностью за осуществление политики в области науки.

Простое повторение той политики, которую проводили в Российской Федерации и других странах с хорошо развитым научным потенциалом, вряд ли в состоянии решить проблемы, возникающие при интеграции науки и производства в КНР. Однако игнорирование положительного опыта также не будет мудрым решением.


В результате детального анализа литературных источников нами было установлено, что при разработке плана будущей политики интеграции науки и производства может оказаться целесообразным иметь в виду следующие обстоятельства:

– государство должно быть активным участником в области реформирования науки;

– необходима подготовка значительного количества законодательных актов, регламентирующих научную деятельность;

– потребуется создание венчурных фондов, «научных городков», центров инновационных технологий, технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.

С нашей точки зрения, при разработке политики необходимо быть готовым к появлению двух типовых проблем. Первая — это выработка стратегий без соответствующей тактики — обширных, общего характера заявлений о государственной политике в науке, которые носят рекомендательный характер. Вторая — это выработка тактики без соответствующих стратегий — наличие большого числа «микромер», которые нельзя сложить вместе, чтобы получить целостную стратегию.

По нашему мнению, разработку политики в области интеграции науки и производства в КНР необходимо начать с определения перечня реалистичных целей и задач в науке и указать, какие органы государственной власти будут отвечать за их выполнение. Это позволит оценивать конкретные стратегические и тактические шаги с точки зрения четко определенного критерия, а именно насколько хорошо они соответствуют выполнению целей и задач политики.

Подготовка и согласование этих целей и задач может оказаться непростым делом [1, 2]. Различные варианты, с которыми столкнутся разработчики, чреваты компромиссами, сомнениями и противоречиями. Определение оптимального набора задач потребует анализа и оценки сложных компромиссных решений.

Например, один из наиболее серьезных вопросов, который встанет перед разработчиками, состоит в том, делать ли приоритетными меры политики, способствующие производству знаний учеными, или же те меры, которые способствуют потреблению знаний научных организаций. Другими словами, на данной стадии своего развития и с учетом той конкурентной позиции, которую занимает КНР в глобальной экономике, базирующейся на знании, должна ли она делать ставку на повышение своей роли в качестве производителя знаний глобального характера, или же на необходимость потребления знаний, производимых в других странах? И если КНР собирается стать производителем знаний, должна ли она сосредоточить свое внимание на внутренних или на внешних источниках спроса, на базовых, фундаментальных исследования или в большей степени на прикладных, коммерчески ориентированных исследованиях? Пока эти проблемы в научной литературе еще не рассматривались достаточно полно.


Несмотря на значительный экономический подъем в течение последних лет, в КНР пока еще нет внутреннего спроса на научную продукцию, либо этот спрос является очень низким. Многие китайские предприятия все еще не имеют финансовых ресурсов для приобретения новых цехов или оборудования, не говоря уже о крупных программах в сфере НИОКР [3]. В результате можно было бы утверждать, что большая часть будущего спроса на китайскую научную продукцию, скорее всего, будет поступать из-за рубежа. Это, в свою очередь, предполагает, что, если КНР надеется стать производителем знаний мирового класса, то программы как в области развития науки, так и в области коммерциализации результатов научных исследований должны быть глубже интегрированы в глобальную экономику. Для достижения этой цели потребуется уделить больше внимания поиску стратегических партнеров, которые смогли бы «вести» китайские проекты в сфере НИОКР от лаборатории до рынка, установлению стратегических партнерских отношений с зарубежными фирмами, которые активно занимаются научными исследованиями и разработками в сопряженных областях, поиску знающих, квалифицированных покупателей высокотехнологичной продукции, которые были бы готовы приобрести результаты научных исследований и разработок, а также инвесторов для осуществления прямых инвестиций на территории КНР. Это могут быть как ставшие уже традиционными фирмы в сфере высоких технологий (например, «Интел», «Майкрософт»), так и компании, относящиеся к так называемой «старой экономике» («Боинг», «Дженерал моторс»).

Однако необходимо отметить, что с 2007 года среднегодовой рост потребительского спроса в КНР превышал 12 %. По оценке экспертов Департамента экономических прогнозов Государственного информационного центра КНР, в 2008 году в Китае сохранится тенденция более быстрого роста потребления благодаря благоприятной макроэкономической ситуации, увеличению занятости, значительному росту доходов населения и ряду других факторов [4].

Дополнительный подход, который, как представляется, был бы благоприятно воспринят разработчиками политики в этой области, состоит в повышении внутреннего спроса на научную продукцию. Но этот подход, хотя и вполне желательный с теоретической точки зрения, чреват многими проблемами и практическими трудностями, связанными с его реализацией. Например, может оказаться так, что правительство будет вынуждено сделать больший акцент на прикладных исследованиях, тем самым, уделяя меньше внимания «престижным» фундаментальным исследованиям. Так, например, уже созданы инновационные базы в сфере информатики и энергетики, нанотехнологии, медицины и фармацевтики, современного сельского хозяйства, экологической технологии, океанологии и др. прикладных областях [2]. По нашему мнению, создание баз имеет целью полную реализацию комплексных преимуществ КНР.


Более того, успешное выполнение любой программы, направленной на повышение внутреннего спроса на научно-техническую продукцию, будет самым непосредственным образом зависеть от поведения предприятий: как будет проходить процесс их модернизации, и как они будут повышать свою конкурентоспособность? Будут ли они полагаться на собственные ресурсы в сфере науки и технологии или вместо этого предпочтут импорт машин, оборудования и других средств производства с воплощенными в них зарубежными знаниями и достижениями науки и технологии?

Исходя из имеющихся разрозненных данных, можно предположить, что большинство китайских предприятий пересматривают свою позицию в отношении таких факторов, как качество, надежность и заложенный в средствах производства технический уровень и склоняются в сторону импортного оборудования, а не оборудования собственного производства. С точки зрения корпоративного подхода к вопросам инвестиций, такой выбор может оказаться правильным. Но в таком случае также можно предположить, что, если КНР будет продолжать придерживаться существующего курса в сфере научно-технической политики, то задача модернизации предприятий и расчет на рост внутреннего спроса как на фактор усиления рыночной ориентации научных и технологических ресурсов могут оказаться совершенно независимыми друг от друга процессами.

Они состоят из таких рекомендательных мер, как:

– ориентировать инновационную деятельность «на модернизацию существующих производственных мощностей и на повышение привлекательности продукции для покупателей»;

– создать производственные мощности, использующие современные технологии, и выйти на внутренний и внешние рынки с наукоемкой продукцией мирового класса;

– сконцентрировать ресурсы на «прорывных» участках научного и технологического развития и сформировать новые производственные и технологические структуры;

– привлечь существенные финансовые ресурсы.

С нашей точки зрения, в настоящее время необходимо провести аудит большой, репрезентативной выборки предприятий на предмет оценки их возможности осваивать технологии и развивать «технологическую способность». Основываясь на международном опыте, развивать конкретные меры и направления государственной политики, нацеленные на оказание поддержки предприятиям на каждой стадии их развития для повышения уровня их «технологической способности» и достижения более высокого уровня технологической оснащенности.


На сегодняшний день уже разработаны достаточно простые методы аудита для оценки «технологической способности» предприятий, которые могут быть использованы при выработке государственной политики в отношении оценки сильных и слабых сторон предприятий, включенных в большую репрезентативную выборку. Основываясь на слабых сторонах, выявленных в ходе аудита, а также на имеющемся международном опыте, необходимо будет разработать конкретные стратегические направления политики, которые помогли бы предприятиям укрепить свое положение в тех областях, где имеются недостатки, и достичь более высокого уровня технологической оснащенности. Также будет необходимо изучить факторы, которые обусловливают низкий рейтинг КНР по показателям Индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК) и разработать необходимые направления политики для исправления «слабых мест».

Высокотехнологичные, наукоемкие предприятия не могут успешно функционировать и процветать в условиях экономического вакуума. Они успешно развиваются только как часть более крупной региональной, национальной или глобальной стоимостной цепи. Развитие и укрепление этих чрезвычайно важных связей требует наличия, по крайней мере, двух необходимых условий. Первое из них — это благополучное состояние сектора крупных промышленных предприятий, который производит продукцию с высокой добавленной стоимостью, при этом необходимые производственные затраты должны обеспечиваться китайскими предприятиями. Второе условие — это наличие группы менеджеров предприятий, которые понимают характер и значимость интеграции науки и производства и связей в системе стоимостной цепи и которые стремятся к тому, чтобы их предприятия заняли более высокую ступень в этой системе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. 中国经济对外需倚重过多,内外需比例失衡 // www.texnet.com.cn

  2. 商务部:2006年中国对外贸易形势展望 // www.texnet.com.cn

3.俄罗斯纺织服装市场现状及发展前景分析 // www.sewinginfo.com

4.中俄纺织品合作出口面临待解难题 // www.texnet.com.cn


Dong Yanhui, Hu Chuanli

INTEGRAL PROSPECTS OF SCIENTIFIC ACTIVITIES AND PRODUCTIONS IN CHINA