prosdo.ru 1

Материал к уроку № 3 2 класс

Лингвистическая тема: "Разделительные ь и ъ".

Этнокультуроведческая тема: "Праздник "Покров Пресвятой Богородицы". Текст:

Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) в народном быту связан со снежным покровом земли, окончанием сельских работ, началом зимних посиделок и с периодом свадеб.

Старики в Покров замечали погоду: если журавли успели улететь до Покрова – зима будет ранняя и студёная. Покров – первое зазимье. На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима.

В этот день в первый раз топят в жилых горницах* печи. Считалось, если на Покров истопят печь яблонью, то в доме всю зиму будет тепло.

Вопросы и задания к тексту:


  1. С чем связан в народном быту праздник Покрова Пресвятой Богородицы?

  2. Какая примета в этот праздник была связана с отлётом Журавлей?

  3. Выпишите из текста предложения, в которых есть слова с

разделительным ь. Выполните звукобуквенный разбор этих слов.

Лексическая работа:

Горница – чистая половина крестьянской избы.

Материал к уроку № 5 2 класс

Лингвистическая тема: "Текст "

Этнокультуроведческая тема: "Зимние святки. Рождественский сочельник"

Примечание: Работе над текстом предшествует вступительное слово учителя.

Вступительное слово: Среди важнейших земледельческих праздников в нашем крае особое место занимает праздник рождения нового солнечного года, именуемого в народе зимними святками. Святки – зимний праздник, длящийся две недели – от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января). День перед Рождеством назвали Сочельником. Двенадцать дней от Рождества до Крещения назвали Святками – святыми днями.

Текст: а) Канун Рождества народ издревле называл сочельником особенно торжественным был ужин в сочельник* в чисто прибранной избе собиралась вся семья за стол садились только после первой звезды ели в торжественном и строгом молчании сам ужин не отличался большим разнообразием на стол обычно ставили кутью* и овсяный кисель.


Задание: Установите границу предложений. Запишите текст.

Вопросы к тексту:


  1. Как назывался канун Рождественского праздника?

  2. После чего начинался ужин в сочельник?

Лексическая работа:

Сочельник – канун церковных праздников Рождества и Крещения.

Кутья – каша, обычно рисовая, с мёдом, изюмом, которую едят на поминках.

Текст: б) В ночь под Рождество люди обильно кормили скот. Затем выходили в сад и обвязывали соломой плодовые деревья, считалось, что тогда они давали хороший урожай. А вот чтобы качаны капусты были большие да крепкие, в священный вечер было принято туго сматывать в клубки шерсть.

Вопросы и задания к тексту:

  1. Какие обряды помогали человеку надеяться на хороший урожай?

  2. Спишите предложение, в котором говорится об обычае туго сматывать в клубки шерсть.

Текст: в) Существовал обычай под Рождество сжигать посреди двора воз соломы, чтобы умершие родственники восстали из могил и пишли погреться: тогда им не холодно будет лежать в мёрзлой земле в рождественские морозы.

С сильными морозами народ связывал неурожай льна, конопли, овса. Для предотвращения такого зла существовало заклятие на мороз. Во время ужина в сочельник хозяин дома выходил в сени и звал в окно:

"Мороз, мороз, приходи кисель есть.

Мороз, мороз, не бей наш овёс.

Лён да конопли в землю вколоти".

Крестьяне искренне верили, что после таких слов мороз смилостивится и не побьет урожай.

Вопросы и задания к тексту:

  1. Озаглавьте текст.

  2. Запишите ответы на вопросы:

- В чём заключался смысл обычая сжигать под Рождество посреди двора воз соломы?

- По какой причине люди в рождественский сочельник обращались к морозу?

Материал к уроку № 6 2 класс Лингвистическая тема: "Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения ".


Этнокультуроведческая тема: "Праздник "Рождество Иисуса Христа"

Примечание: Работе с текстом предшествует рассказ о празднике "Рождество Иисуса Христа" (с опорой на Евангелие).

Текст:

Рождество Христово считают "матерью всех праздников". Народ праздновал его красиво, весело. Рождественский праздник, несмотря на холодное время, дышит весельем и радостью. Это в основе своей праздник молодёжи.

Дети и молодёжь собирались, ходили по домам с песнями-колядками, а хозяева угощали гостей. Колядовщики были ряженые* и с самодельной звездой в руках, которую делали из жести, стекла и свечкою внутри. Звезда была символом рождения Христа.

В каждом доме ждали колядовщиков. Колядовщики желали хозяевам дома жизненных благ и требовали вознаграждения:

"Коляда*, коляда, отваряй - ка ворота.

Пришла коляда, подай пирога!

Подай, не ломай, а по целому давай!.."

После шумного обхода всех домов молодёжь собиралась на посиделки. На посиделках съедали угощение, играли в игры, пели, плясали.

Вопросы и задания к тексту:


  1. В чём заключался смысл колядования?

  2. Что символизировала звезда, которую колядовщики носили в руках?

  3. Выпишите из текста колядки предложения по цели высказывания побудительные, по интонации восклицательные.

Лексическая работа:

Коляда старинный рождественский обряд прославления праздника песнями, а также сама песня.

Ряженый – одетый в маскарадный костюм, в необычную одежду.

Материал к уроку № 7. 2 класс

Лингвистическая тема: " Имя существительное".

Этнокультуроведческая тема: " Васильев день" (Богатый вечер).

Текст:

Вечер с 13 на 14 января называется "Богатым вечером". Девушки ходили по селу и пели щедровальные песни (щедровки*):


"Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем.

Желаем вам, хозяева,

Большого стада,

И петуха, и курочку,

И Танечку, и Юрочку…"

За это их щедро угощали. С девушками ходил мехоноша с мешком или кузовком*. Он собирал угощенья и оберегал их от ряженых парней.

К 12 часам ночи девушки собирались в одной из хат и начинали гадать. Наиболее распространённым гаданием считалось метание валенка через ворота. Упадёт носком на улицу – девушка замуж выйдет; на собственный двор укажет – сидеть в девках ещё год.

Вопросы и задания к тексту:


  1. Почему вечер с 13 на 14 января назывался "Богатым вечером"?

  2. Объясните значение слова щедровка.

  3. Выпишите из текста щедровки имена существительные.

  4. Подберите синоним к слову щедрость.

Лексическая работа:

Кузовок – короб из лыка или бересты.

Щедровка - (от слова щедрый).

Щедрый – широко оказывающий помощь, охотно тратящий на других, не скупой. (Щедрый человек).

Материал к уроку № 8. 2 класс

Лингвистическая тема: "Число имён существительных".

Этнокультуроведческая тема: "Крещенский сочельник".

Текст:

Заканчивались зимние святки Крещенским сочельником (18 января), водосвятием, "голодной " кутьёй и святочными гаданиями.

Хозяйки топили снег для умывания и бани, отбеливания холстов *, пекли блины, "чтобы урожай добрым был "; кормили животных хлебом, на котором чертили крест. Варили "голодную" кутью. Укрыв горшок с кутьёй расшитым полотенцем, хозяйка ставила его на сено в святой угол. До первой звезды за стол не садились. Когда вся семья собиралась, хозяин открывал окно или дверь и "провожал Мороза" со словами: "Мороза, Мороза, выходи из хаты. И гляди, не морозь ни телят, ни ягнят, ни маленьких ребят!" затем кутью трижды обносили вокруг двора, угощались сами и скармливали курам и животным, а сено хозяйка отдавала корове.


Вопросы и задания к тексту:


  1. Как в Крещенский сочельник проходил обряд "провожания Мороза"?

  2. Как человек заботился о благополучии своей семьи?

  3. Выпишите предложение, в котором встречается 4 имени существительных множественного числа.

  4. В предложении "И гляди не морозь ни телят, ни ягнят, ни маленьких ребят!" измените множественное число существительных на единственное.

Материал к уроку № 9. 2 класс

Лингвистическая тема: "Род имён существительных".

Этнокультуроведческая тема: "Праздник "Крещение Господне (Богоявление)".

Текст:

Крещение Господне (Богоявление) 19 января завершает зимние святки. Отмечался этот праздник на Белгородчине торжественно и степенно.

Крест – главный символ праздника. На реках и прудах люди делали прорубь в виде большого креста. Вода в проруби освящалась, когда в неё опускался серебряный крест.

Каждый селянин старался набрать этой святой водицы, чтобы напоить ею больных, окропить* жилище и животных. Мелком, смоченным в освящённой воде, рисовали крестики над окнами домов, на воротах, на деревьях, чтобы в хате добро и здоровье жило.

Вопросы и задания к тексту:

  1. Что являлось главным символом праздника?

  2. Почему люди придавали такое значение освящённой воде?

  3. Проведите классификацию имен существительных единственного числа по родам. Запишите слова в три столбика.

Лексическая работа:

Окропить (кропить) – слегка обрызгивать. Падать мелкими каплями.