prosdo.ru
добавить свой файл
1

Школа: МОУ ООШ № 3 г. Камешково

Класс: 4

Учитель: Лесина Ольга Михайловна

Урок: Литературное чтение

Тема: «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»


Триединая цель урока: 1. Образовательный аспект.

Создать условия для формирования полноценного

навыка чтения, умений самостоятельно работать с

текстом, умений работать в статичной паре, в

статичной группе (в группе постоянного состава).


2. Развивающий аспект.

Создать условия для развития устной связной речи

учащихся, умения анализировать художественное

произведение:

  • умения давать героям оценку,

  • умения воссоздавать прочитанное,

  • умения раскрывать причинно-следственные связи.


^ 3. Воспитательный аспект.

Создать условия для привлечения внимания

учащихся к главной идее сказки: цена времени.

Создать условия для воспитания трудолюбия,

стремления беречь и ценить время через раскрытие

глубокого нравственного понимания смысла

произведения.


Оборудование: магнитофон с записями; часы-ходики; тексты – задания

группам; группе художников карандаши, фломастеры, листы;

группе артистов костюмы и атрибуты для инсценирования.


^ Ход урока:


1. Организация начала урока. Сообщение темы и цели урока.


- Ребята, послушайте, пожалуйста, что мы слышим? (Звук тиканья часов).


- Да, на урок я сегодня принесла часы-ходики.


- Что происходит, когда идут часы? (Часы отсчитывают время. Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит идет наша жизнь)


- А для чего люди изобрели часы?


- На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят ^ Делу – время, потехе – час.


- Как вы понимаете эту поговорку?


- Время идет не останавливаясь, и если человек провел время впустую, то потерянного времени не вернешь.


- А вот ^ Евгений Львович Шварц - писатель, драматург – рассказал нам одну историю и назвал ее «Сказка о потерянном времени».


- Сегодня мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы.

- Работать мы будем по группам. Во время групповой работы проявите, пожалуйста, взаимопонимание, уважение, умение выслушать своих одноклассников.


2. Чтение и анализ сказки.


- К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е.Л. Шварца?

(Авторская литературная сказка).

- Докажите.

(Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е.Л. Шварц).


- Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке?

(1. Добро побеждает зло.

2. Что сказано – осуществляется)


^ 1) Чтение по ролям первой части.


- Вспомним, с чего все началось. В какой части завязка произведения?


- Скажите, кто действует в первой части произведения.


автор

Петя Зубов

гардеробщица

мама Пети


- Первое задание получают все группы одинаковое.


- Распределите в группе роли, подготовьтесь к выразительному чтению по ролям первой части. Приступайте к работе, ведь время дорого.


(Самостоятельная работа учащихся в группах)


-Послушаем выразительное чтение по ролям одной из групп. Во время работы подумайте над вопросом: Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?


(Проверка чтения по ролям)


- Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?


(Отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил)


- Из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?


(С. 108: « Одинокий, несчастный старик.

Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…

^ Никому не нужен…

Даже пенсии не дадут, ведь он всего три года работал.

Да и как работал – на двойки да на тройки.

Главное, ничему не успел научиться»)


^ 2) Работа в статичных парах. Анализ второй части.


- Кто является главными действующими лицами второй части?


- На какие две группы их можно разделить?


^ Дети Злые волшебники


Петя Зубов Сергей Владимирович

Маруся Поспелова Ольга Капитоновна

Надя Соколова Марфа Васильевна

Вася Зайцев Пантелей Захарович


- Почему Е.Л. Шварц называет волшебников злыми?


(Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе.

Попросту они время украли)


- Как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков?


(«Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются»)


- А что о детях говорит Пантелей Захарович?


(«Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают)


- Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества человека присущи им? Выберите и разложите карточки в две группы.


^ Дети Волшебник


испуганные злые

ленивые себялюбивые

дружные завистливые

смелые хмурые


- Прочитайте качества, присущие детям.


- Прочитайте качества, характеризующие волшебников.


- Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев?


- Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе?


- Почему другие качества не выбрали?


- Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя?


(с.110: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья

может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков,

разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и

повернут стрелки ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем»)


^ 3) Работа в статичных группах.


- Ребята, продолжим работу по группам. Во время работы помните о правилах «дружной работы».


- Каждая группа получит свое задание:


I. Чтецы: найдите и прочитайте, по каким признакам искал Петя старичков-школьников.


II. Артисты: найдите в сказке отрывок, который может доказать, что старые люди вели себя как дети. Проинсценируйте.


III. Художники: нарисуйте, по каким признакам искал Петя старичков-школьников.


IV. Аналитики: ответьте на вопросы:

  1. Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему?

  2. Почему именно этих детей злые волшебники превратили в старичков?

  3. Что поможет детям вернуться к нормальной жизни?


- Приступайте к работе в группе, так как время очень дорого.


(Самостоятельная работа в группах)


- Проверяем, как группы справились с заданиями.


- Слово предоставляется группе чтецов. Прочитайте свое задание.


- Ребята, так по каким же признакам искал Петя старичков-школьников?


(Старички вели себя как дети: играли в мячик в трешки, выковыривали изюм из булки, катались на «колбасе» трамвая, играли в классики)


- Посмотрим, что приготовила группа артистов.


- Ребята, внимательно смотрите, подумайте, что нам хотели показать артисты.


(Инсценирование отрывка)


3. Физкультпауза.


(Артисты проводят физкультпаузу с мячом)


- Слово предоставляется группе художников. Прочитайте свое задание, покажите и объясните, что вы изобразили.


  1. Маруся Поспелова выковыривала изюм из булки, сидя на лавке.

  2. Маруся Поспелова играла мячиком в трешки.

  3. Надя Соколова играла в классы, скакала на одной ножке.

  4. Вася Зайцев катался на «колбасе» трамвая)


- Ребята, а как бы вы стали искать старичков-школьников?


- А группу аналитиков проверим чуть позднее.


^ Минутка релаксации под музыку


- Сядьте так, как вам удобно, расслабьтесь, отдохните.


- Представьте, что вы в зимнем лесу. Вы идете по тропинке, любуетесь прекрасным, сверкающим на солнце снегом, медленно покачивающимися деревьями, снежинкой, упавшей на вашу варежку…


- Но вдруг, вы что-то замечаете, и вас охватывает страх, покажите, что вы боитесь.


- Ребята, пока звучит музыка, подумайте, какая новая беда ждала старичков-школьников в лесу?


(Они заблудились)


- Что они почувствовали при этом?


- Какой предмет в сказке Е.Л. Шварца является волшебным?


(Часы-ходики)


-Можно ли в реальной жизни провести такой опыт с часами, чтобы вернуть прошлое? Как вы считаете?


- Поэтому, прошлое забывать нельзя и стараться делать в своей жизни как можно меньше плохого, чтобы потом не жалеть о содеянном, ведь время вспять не повернуть.


- А теперь пришло время проверить группу аналитиков. Прочитайте свое задание.


  1. Итог урока.


- По содержанию сказки мы видим, что злые волшебники живут в реальное время, в реальном лесу и городе.


- Если глубоко вдуматься в смысл этой сказки, то получается, что злые волшебники могут быть и среди нас.


- Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».


- Какой урок мы можем извлечь из этой сказки?


- Давайте сделаем обобщение, в каком предложении заключается главная идея сказки? Процитируйте.


(«Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет»)


- Какой же вывод вы сделали для себя после чтения сказки Е.Л. Шварца?



  1. Домашнее задание.




  1. Подготовьте подробный пересказ одной из частей сказки.

  2. Кто желает, может сочинить свою сказку о лени, трудолюбии, о

взаимовыручке, о цене времени.


  1. Фиксация интереса к уроку.


- А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему?










Радостное Безразличное Грустное

настроение настроение настроение