prosdo.ru
добавить свой файл
1

Урок литературы в 11 классе

Тема: Октябрь и гражданская война в поэтическом слове России.

Цели урока:


  1. обсудить исторические события 1917-1924 годов; выяснить, какое отражение нашли данные события в поэзии того времени;

  2. развивать у учащихся память, речь, навык выразительного эмоционального чтения, умение соотносить события, делать выводы;

  3. воспитывать любовь к Родине, чувство справедливости, неприятие насилия и жестокости, чувство коллективизма (умение работать в творческой группе).

Эпиграф: В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата…

Из романа М. Шолохова «Тихий Дон»

Оборудование и материал.

Литературный журнал: 1 страница «Поэты-романтики революции»

(портреты Н.Тихонова, Э. Багрицкого, М.Светлова),

2 страница «Попутчики» (портретыА.Блока,С.Есенина,В.Маяковского),

3 страница «Пророческие голоса» (портреты А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака, О.Мандельштама),

4 страница «Поэты русского зарубежья»

(портреты З. Гиппиус, К.Бальмонта, И Северянина,

В. Ходасевича);

сборники стихов А.Ахматовой, М. Цветаевой, М.Волошина, Б.Пастернака, К.Бальмонта;

записи песен «Гренада», «Россия» (И.Талькова), «Поручик Голицын», «Сон офицера» (в исп. А.Малинина).


Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Октябрь и гражданская война в поэтическом слове России». Надеюсь, у нас получится интересный разговор, и мы узнаем много нового о том, как события, произошедшие в России в 1917-1924 годах, отразились в поэзии того времени.

В истории нашей Родины, пожалуй, нет страницы более сложной и противоречивой, чем время Октябрьской революции. Воспетый одними как венец развития человечества, высший итог и смысл жизни многих поколений, другими Октябрь называется великой ошибкой истории. Высокое и низменное, прекрасное и безобразное, гуманное и страшное – все сплелось в один причудливый клубок с названием революция.


А в школьных учебниках истины, еще вчера казавшиеся незыблемыми, сегодня подвергаются сомнению. Кумиры многих поколений на поверку оказываются отъявленными негодяями и наоборот. Как не запутаться в этом сплетении имен и событий? Где найти золотую середину и не впасть в крайности? А ответ, думается, один: внимательно изучая исторические факты, почаще обращаться к голосу совести и самостоятельно пытаться найти ответы на поставленные вопросы.

Фронтальный опрос класса.

- Когда и почему началась социалистическая революция?

- Кто являлся движущей силой революции?

- Какие цели ставили большевики в революции?

- Кого из лидеров революции вы знаете?

- Какая война называется гражданской, и почему она началась в России?

- Как вы считаете, смогли ли революционеры добиться своих целей?

Литератор:

Вот видите, ребята, как трудно даже нам, живущим десятилетия спустя, однозначно ответить на этот вопрос. Насколько же сложней было разобраться в происходящем живым свидетелям тех лет. Тем более что люди эти были поэты.

Александр Блок говорил, что для поэта главное не знание, а чувство, умение пропустить каждое событие через душу. Вот и октябрьские события русские поэты восприняли, прежде всего, не разумом, а сердцем. Одни воспели революцию, другие ее прокляли, а судьбы людей, лишенных отечества, не менее трагичны судеб тех, кто остался со своим народом, чтобы разделить его страдания.

Эпиграфом ко всему нашему уроку мы взяли слова из романа М.Шолохова «Тихий Дон»: «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата…»

Мне хочется, чтобы сегодня (о чем бы мы с вами ни говорили, с какими бы точками зрения ни знакомились, каких бы мнений ни высказывали) мы все пришли бы к этому выводу, к этим мудрым словам.

Итак, «Октябрь и гражданская война в поэтическом слове России».

1 страница устного журнала посвящается поэтам-романтикам революции.


Страница1.


«Поэты-романтики революции»


…Если он скажет: «Солги», - солги,

…Если он скажет: «Убей», - убей.

Э.Багрицкий

Звучит музыка Свиридова «Время, вперед!»

Выступает группа №1.


  1. Октябрьский переворот и гражданская война породили плеяду молодых поэтов, бойцов революции, которые воспели героику тех лет.

  2. Появилась особая разновидность романтического героя… Он невозмутим, непоколебим, обладает стальной выдержкой, несгибаемой волей. И в военное, и в мирное время он одинаково твердо стоит на ногах, и почва никогда не колеблется под ним.

  3. Это сверхчеловек нового типа, супермен революции, поистине сильная личность. Таков герой многих стихов Николая Тихонова:

Над зеленой гимнастеркой

Черных пуговиц литые львы,

Трубка, выжженная махоркой,

И глаза стальной синевы.

Он расскажет своей невеста

О забавной, живой игре,

Как громил он дома предместий

С бронепоездных батарей.

4. Классовая политическая вражда сшибала людей насмерть, разрывая между ними все исконные связи, в то числе и кровные.

5. Поэтому одной из главных тем в литературе того времени становится тема гражданской войны и братоубийства. И это понятно: что в жизни, то и в литературе.

6. Образцом революционной романтики является стихотворение Джека Алтаузена «Баллада о четырех братьях»:

Второй мне брат был в детстве мил.

Не плачь, сестра! Утешься, мать!

Когда-то я его учил

Из сабли искры высекать…

Он был пастух, он пас коров,

Потом пастуший рог разбил,

Стал юнкером,

Из юнкеров

Я Лермонтова лишь любил.

За Чертороем и Десной

Я трижды падал с крутизны,


Чтоб брат качался под сосной

С лицом старинной желтизны.

Нас годы сделали грубей:

Он захрипел, я сел в седло.

И ожерелье голубей

Над ним в лазури протекло.

7. Революционные романтики 20-х годов проповедовали культ силы с позиции пролетарского интернационализма и во имя освобождения человечества. При этом они полагали, что для достижения этой великой и благородной цели все средства хороши – такая цель оправдывает любые средства.

8. Николай Тихонов писал:

Огонь, веревка, пуля и топор,

Как слуги, кланялись и шли за нами.

И в каждой капле спал потоп,

Сквозь малый камень прорастали горы,

И в прутике, раздавленном ногою,

Шумели чернорукие леса.

Неправда с нами ела и пила.

Колокола гудели по привычке,

Монеты вес утратили и звон,

И дети не пугались мертвецов…

Тогда впервые выучились мы

Словам прекрасным, горьким и жестоким.

9. Герой стихотворения Эдуарда Багрицкого «ТВС», умирающий от чахотки, поддается минутной слабости. На помощь ему приходит покойник Дзержинский; его образ нисходит с портрета в простенке, вызванный горячечным воображением героя. «Железный Феликс» внушает ему безраздельно, бездумно подчинить себя своему времени, веку:

…если он скажет: «Солги»,- солги,

…если он скажет: «Убей», - убей.

10. Это называется отчуждением личности – когда человек отрешается от собственного «я» и действует, заражаясь чьей-то волей; передоверяя свою совесть и свой разум какой-то высшей силе, какому-то верховному закону.

11. Багрицкий не знал тогда, к чему ведет это откровение. Когда он сочинял такую красивую метафору: «И подпись на приговоре вилась струей из простреленной головы», - он думал, что в жизни это реализуется только по отношению к врагам.

12. Он не мог представить себе, что вот-вот пробьет час, когда будут замучены миллионы, когда сам народ окажется врагом народа, а другом народа – Великий Вождь, говорящий и действующий от имени Истории. Вождь – кА персональное воплощение боготворимого Века:


…если он скажет: «Солги»,- солги,

. …если он скажет: «Убей», - убей.

14. Да, в 20-е годы поэты работали не за страх, а за совесть. Точнее сказать, отчуждение совести благополучно совмещалось с искренностью убеждений. Это была искренняя, а потому настоящая литература, и тем заразительнее она была. Тем более, что были превосходные романтические стихи, безупречные с любой точки зрения, например, светловская «Гренада».

Звучит песня на слова М.Светлова «Гренада».


Страница 2.

«Попутчики»

Приемлю все,

Как есть, все принимаю.

Готов идти по выбитым следам,

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

С.Есенин


Учитель:

В первые годы Советской власти энергичные молодые деятели пролетарского искусства решительно отвергли всю дореволюционную литературу, заклеймив ее как выражение прогнившей дворянско-буржуазной культуры, а ее носителей объявили вредоносными для пролетарского сознания.

А тех из «бывших», кто продолжал работать в отечественных пределах и не оказался в эмиграции или изгнании, в порядке великой уступки снисходительно называли попутчиками. Среди последних числились все лучшие писатели и поэты, от М. Горького до А. Белого и А.Ахматовой.

Многие из них выступали в рабочих, пролеткультовских клубах, вели рабочие литературные студии, участвовали в условиях голода и холода в многообразной просветительской работе, но постоянно чувствовали вокруг себя стену так называемого классового непонимания, которую старательно выстраивали догматические лидеры пролеткультовского, а чуть позже рапповского движения. Среди «попутчиков» числились все лучшие поэты, включая и В.Маяковского, и С. Есенина, и А.Блока.

Звучит музыка «Полет Валькирий»

Учитель:

В первые послереволюционные годы в Москве, в Политехническом музее, были очень популярны поэтические вечера. Молодежь в те годы буквально болела поэзией и с удовольствием их посещала. А уж когда выступал Маяковский, в зале яблоку негде было упасть, а вопросы сыпались один за другим. Давайте заглянем на один из таких вечеров.


Группа №2 разыгрывает сцену.

Выходит «Маяковский». Звучат реплики из зала:

- Маяковский, расскажите о себе!

Маяковский:

- Я родился в 1893 году. А в 1908 вступил в РСДРП. Выполнял поручения партии: вел пропаганду среди рабочих, трижды арестован. Но верил:

Я,

обсмеянный, у сегодняшнего племени,

Как длинный

скабрезный анекдот,

Вижу идущего через годы времени,

которого не видит никто.

Где глаз людей обрывается куцый,

главой голодных орд,

В терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

- Помните ли вы свой самый счастливый день?

М.: - Ярчайшим и счастливейшим днем своей жизни считал день Октября, который настал позже, чем я предполагал – в 1917 году. Не случайно в своей автобиографии написал так: «Октябрь. Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня …не было. Моя революция!»

- Маяковский, ваши стихи не понятны и не долговечны, их скоро забудут.

М.- А вы зайдите через тысячу лет, тогда поговорим!

- Во всех выступлениях и стихах у Вас – я, я, я! Вы что индивидуалист?

М. – Николай П всегда говорил: «Мы, Николай П». Он что же, по-вашему, коллективистом был?

- Маяковский, почитайте что-нибудь.

М.- Я прочту вам «Левый марш»!

Читает «Левый марш».

Учитель обращается к ученику:

- Почему ты выбрал именно это стихотворение?

Да, поэты 20-х годов все старались преодолеть свои слабости, быть ближе к своему романтическому герою, во что бы то ни стало идти в ногу со временем, не отставать от века. Правда, не всем это удавалось.

Сразу и безоговорочно приняв Октябрьские события, Маяковский всем своим творчеством, казалось, стремился оправдать данную самому себе оценку «агитатора, горлана, главаря». Но сразу вспоминаются слова о том, как часто ему приходилось наступать на горло собственной песне. Его лирический герой силится один совершить новую революцию.


Жду,

Чтоб землей обезлюбленной вместе,

Чтоб всей

мировой

человечьей

гущей.

Семь лет стою,

буду и двести

Стоять пригвожденный,

этого ждущий.

У лет на мосту

на призренье, на смех,

земной любви искупителем значась,

Должен стоять,

стою за всех,

За всех расплачусь,

за всех расплачусь.

Звучит музыка «Полет валькирий»

Учитель:

Советская Россия рождалась в кровопролитной борьбе, любые попытки остаться в стороне от этой борьбы терпели неизбежное крушение. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но пронимал все по-своему, с крестьянским уклоном»,- писал Сергей Александрович Есенин.

«Пролетарским поэтом Есенина ни в коем случае нельзя». «Есенин – совершенно не нужный пролетариату», «он уходит прямо в лагерь реакции». «Советские устремления оказались совсем не по плечу Есенину». «Он хотел быть вместе с революцией, но не сумел. Он не пошел в ногу с жизнью – и жизнь ушла от него. Он погиб». «Злые заметки» Троцкого и Бухарина сделали свое черное дело. С их «легкой руки» под флагом «борьбы» с «есенинщиной» стихи Есенина фактически на десятилетия были отторгнуты от народа.

О сложном и противоречивом отношении Есенина к революции и послереволюционным событиям расскажет другая группа ребят.

Выступает группа №3


  1. В круговороте революционных событий долго не мог найти свой место и Сергей Есенин. В автобиографии «О себе», Есенин прямо заявил: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».
  2. О том, что он «был всецело на стороне Октября», говорят все его крупные произведения 1917-1918 годов: «Товарищ», «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик».


  3. Ученик читает стихотворение «Небесный барабанщик».

  4. Поэт провозглашает правоту восставшего народа. Но что означает его признание: «принимал все по-своему. С крестьянским уклоном».

  5. Есенин наивно полагал, что Октябрь положил конец мужицкой бедности, начало мужицкому раю.

  6. Эти мечты поэта о патриархальном мужицком рае рушатся уже к началу 1920 года. Глубокий духовный кризис, вызванный непониманием революции, накладывает отпечаток на его поэзию: в ней появляются мотивы одиночества, душевной усталости и трагической безысходности.

  7. Одна из центральных проблем советской литературы 20-х годов – проблема революционного гуманизма. Поэты и писатели, изображая революцию, оправдывали кровь, пролитую во имя счастья будущего человечества. Есенин же скорбит о жестокости своей эпохи, жестокости, с которой так никогда и не сумел примириться.

  8. За границей в 1922 году, тоскуя по Родине, Есенин по-новому оценивает все, что происходит в Советской России. Начинается период его возрождения. Однако, приняв и признав Советскую Россию, Есенин оставляет за собой право любить воспетую им старую Русь.

  9. Стихотворение «Русь Советская» звучит в грамзаписи в исполнении актера.

Вопросы классу:

- Что рассказал в этом стихотворении Есенин о своем отношении к Советской России?

- Простым или сложным оказалось это чувство?

Учитель:

Александр Александрович Блок Октябрь 1917 года также принял безоговорочно, восторженно, сразу же поверил в ее могущество, в ее созидательную силу.

В статье «Интеллигенция и Революция» Блок выразил свою давнюю мечту о полной переделке мира, об очищающем могуществе революционной стихии: «Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано». Что же задумано?

Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью…», «мир и братство народов» - вот знак, под которым проходит русская революция.


Ученица читает стихотворение А.Блока «Скифы».

- О чем это стихотворение?

Блок мог еще какое-то время мириться со стихийными эксцессами. 1 марта 1918 года он записал в дневнике: «Главное не терять крыльев… Страшно хочу мирного труда, но – окрыленного, не проклятого… Да, у меня есть сокровища, которыми я могу «поделиться» с народом.

С энтузиазмом принимая после Октября участие в разнообразных культурных начинаниях, Блок затем стал все больше тяготиться бесконечными заседаниями, канцелярской волокитой и бесцеремонным вмешательством «вышестоящих лиц».

В январе 1918 года Блок написал поэму «Двенадцать». Она резко не походила ни на что, им созданное, и произвела на современников двойственное впечатление.

«Этой поэме суждено бессмертие»,- писал нарком А.Луначарский.

«Вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры вульгарное»,- утверждал И. Бунин, мгновенно закипавший гневом при одном упоминании о «Двенадцати».

Словно предвидя вытеснение поэзии рифмованной политграмотой, не одобрил «Двенадцати» и Н.Гумилев: «Соблазн малым сим, дьявольский соблазн…»

Маяковский говорил: «Поэмой зачитывались и «белые», и «красные». То есть и те, и другие считали, что Блок с ними.

- Подтвердите примерами из текста, что так могло быть на самом деле.

Многие петроградские писатели отвернулись тогда от Блока. Но не это было самое страшное. Сам Блок после «Двенадцати», по его собственному выражению, «перестал слышать музыку», а вынужденная активность не могла продолжаться долго.

На торжественном собрании в Доме литераторов, посвященном 84-й годовщине смерти Пушкина, в речи «О назначении поэта» Блок, в частности, сказал: «Покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий, не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю – тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем, жизнь потеряла смысл».


Горькие это слова относились не только к Пушкину – Блок говорил и о себе. Весной 192ё1 года он смертельно заболел. Все попытки добиться разрешения на его выезд за границу для лечения остались безрезультатными. 7 августа 1921 года поэта не стало. Блок надеялся, что с приходом 1917 года свет коренных изменений одолеет тьму, и задохнулся от гнетущей пошлости.

Звучит колокольный звон.


Урок 2.

Страница 3.

«Пророческие голоса».

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

М.Волошин

Звучит песня И. Талькова «Россия».

Учитель:

Да, сегодня мы узнаем правду о нашей истории, избавляемся от лжи, начинаем понимать, что история – это не борьба классов, не абстрактное движение народных масс, а жизнь и судьба каждого отдельного человека.

Многие русские поэты, не ослепленные классовой борьбой, классовой ненавистью, уже в то время прекрасно понимали ценность любой человеческой жизни. Об этом строки из стихотворения М.Волошина «Гражданская война», ставшие эпиграфом к следующей странице нашего устного журнала .

Об этом же стихотворение Марины Цветаевой.

Ученица читает стихотворение М.Цветаевой «Ой, грибок ты мой, грибочек…»

-Что вы можете сказать об отношении Цветаевой к гражданской войне, судя по этому стихотворению?

Это стихотворение Марины Цветаевой содержит в себе то, что раньше уничижительно называлось «абстрактным гуманизмом», хотя на самом деле это, конечно, и есть настоящий конкретный гуманизм, направленный на человека. Правда, голос Цветаевой, как и голоса многих других поэтов, плохо доходил до слуха современников, шагающих стройными рядами по пути прогресса. Но ведь художнику, мыслителю полезно бывает не идти в ногу со всеми, не маршировать в едином строю, а посмотреть на это шествие откуда-то сверху или хотя бы со стороны – со стороны-то иногда видней.


Правда то, что казалось лежащим далеко от главной исторической литературной магистрали, оказалось становым хребтом русской совести и русской поэзии.

Голоса оказались пророческими…


Звучит стихотворение Б.Пастернака «Русская революция».

Это стихотворение Бориса Пастернака было написано в период, когда началась гражданская война и разгорелся «красный террор». Оно воссоздает движение от бескровного февраля к послеоктябрьским катаклизмам.

Учитель:

- О каких исторических событиях пишет Пастернак?

- Каково отношение поэта к этим событиям?

- Рукопись этого стихотворения пролежала в архиве поэта более 60 лет. Как вы думаете, почему Пастернак не опубликовал его?


Для либеральной интеллигенции стало очевидным, что на смену деспотизму старому приходит новый деспотизм. И в мае 1918 года Осип Мандельштам печатает стихотворение «Сумерки свободы».

Звучит стихотворение О.Мандельштама «Сумерки свободы».

- Почему, как вы думаете, Мандельштам назвал свое стихотворение «Сумерки свободы»?


Этот же мотив отчаяния, горечи, невозможности что-либо изменить мы слышим в стихотворении М.Волошина «Мир».

Звучит стихотворение М. Волошина «Мир».

- Почему, по мнению Волошина, «с Россией кончено…»?

-Кого он в этом обвиняет?

- К кому поэт обращается за помощью в своем стихотворении? Почему?

- К чему призывает М.Волошин?

Учитель:

Трагические события начались задолго до революции. Временное правительство, чтобы отвлечь народ от революции, решило начать наступление на фронте. 1 Всероссийский съезд Советов назначил демонстрацию в поддержку правительства на 18 июня. Однако народ решил иначе. Демонстрация прошла под лозунгами: «Долой войну!», «Долой министров-капиталистов!». «Вся власть советам!».


Мирный период революции завершился. 3 июня 1917 года улицы Петрограда заполнили демонстранты. Большевики не сразу поддержали революционное настроение масс, призывали их к спокойствию, боясь расправы над демонстрантами. Начались вооруженные схватки. Было убито и ранено более 70 человек. Петроград объявили на военном положении.

Анна Ахматова откликнулась на эти события стихотворением «И целый день, своих пугаясь стонов…»

Звучит стихотворение А.Ахматовой «И целый день, своих пугаясь стонов…»

-Какие чувства владеют автором, когда она рассказывает о событиях 1917 года в Петрограде? Как вы понимаете выражение «в тоске смертельной мечется толпа»?

Другое стихотворение Анны Ахматовой «Мне голос был…» тоже полно исторических и политических намеков. Послушайте его и скажите, о чем оно.

Звучит стихотворение А.Ахматовой «Мне голос был…»


3 августа 1921 года был арестован Николай Гумилев. Очевидно, Ахматова не питала никаких надежд на благополучный исход: «Не бывать тебе в живых». 24 августа 1921 года Гумилев и еще 60 человек действительно были расстреляны.

Гражданская война закончилась. Крондштадский мятеж был подавлен в марте 1921 года. Начался НЭП. А эти расстрелянные, даже если и думали о заговоре, никакой опасности не представляли. Ясно, что это была акция устрашения интеллигенции, политическое убийство инакомысляших.

Многие видели спасение в эмиграции. Но Анна Ахматова решила твердо: «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам…»

Ученица читает стихотворение А.Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…»

- Эти поражающие благородством и простотой стихи обычно воспринимаются как обличение эмигрантов. Что услышали в нем вы?

Подвергаясь постоянным гонениям, Анна Ахматова чувствовала свою обреченность. С 1925 года ее стихи не публикуют.

Звучит песня в исполнении Жанны Бичевской «На снежные равнины пал туман…»


Страница 4.

«Поэты русского зарубежья»


И вот мы остались без Родины,

И вид наш и жалок, и пуст,

Как будто бы белой смородины

Обглодан раскидистый куст.

И.Северянин

Выступает группа №4


  1. Октябрь 1917 года разделил Россию на «красных» и «белых», «своих» и «чужих», положив в основу классовый принцип. «Чужим» не было места в Советской России.

  2. Многие колебались до последнего момента – ехать или не ехать? Непросто было поменять отечество на чужбину. Даже убежденные противники большевиков, воспитанные в высших понятиях чести, считали унизительным бегство с родной земли.

  3. Но для тех, кто связал свою судьбу с белым движением, выбора не было. Или это был выбор между жизнью и смертью. 60 тысяч солдат и офицеров добровольно сдались красным, и почти 50 тысяч из них были расстреляны.

Звучит стихотворение Туроверова «Уходили мы из Крыма…»

  1. Вслед за тем, кто покинул страну в отблесках пламени гражданской войны, высылались те, кто остался верен своей совести, имел свое, отличное от официального, мнение.

  2. В изгнании оказались крупнейшие русские писатели и поэты: Иван Бунин, Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Аркадий Аверченко, Александр Куприн, Игорь Северянин, Алексей Толстой и многие другие – хотя многие из них революцию встретили с величайшим воодушевлением.

  3. В годы революции Зинаида Гиппиус с головой ушла в политическую жизнь. Наиболее близка ей была позиция А.Керенского. Ратуя за революционное, творческое начало, она впоследствии безмерно отчаивается, видя, как революция от месяца к месяцу, из-за политических ошибок ее лидеров, безвластия, разброда в среде интеллигенции, способствует нарастанию разрушительных сил.

На фоне песни в исп. А.Малинина звучит стихотворение З. Гиппиус


«14 декабря 1917г.»

Звучит песня «Поручик Голицын» в исполнении А. Малинина.

7.Продолжая жить в первые послереволюционные годы в Петрограде, Мережковские в полной мере ощутили на своей судьбе все гримасы эпохи «военного коммунизма» - голод, разруху, произвол новой власти, обыски, реквизиции, враждебное отношение к интеллигенции.

8. С ноября 1920 года Мережковские обосновались в Париже. Но чувство утраты Родины и осознания всей глубины катастрофы делали их жизнь горькой и мучительной. С какой тоской заклинает Зинаида Гиппиус:

Господи, дай увидеть!

Молюсь я в часы ночные.

Дай мне еще увидеть

Родную мою Россию!

Как Симеону увидеть

Дал ты, Господь, мессию,

Дай мне, дай увидеть

Родную мою Россию.

Учитель:

Несмотря на то, что русские эмигранты жили далеко от России, они не теряли связи с родной землей, их мысли и души были вместе с Родиной. Константин Бальмонт писал: «Нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться».

Звучит песня «Сон офицера» в исполнении А.Малинина.

События, произошедшие в России в 1917-1924 годах, отразились не только на судьбах политиков, но и на судьбах творческих людей, поэтов и писателей. Несмотря на трудности, эти люди остались патриотами. Даже те, кто вынужден был покинуть Россию, в душе навсегда оставались с ней.


Выводы и обобщения.

- О чем мы сегодня говорили?

- Как восприняли Октябрьские события поэты того времени?

- Чьи стихи о революции и гражданской войне дают реальную картину того времени?

- Какие из них явились отражением ваших представлений об октябрьских событиях?

Заключение.

Давайте не будем никого строго судить. Ни тех, кто воспел события тех лет, искренне веря в мировую революцию, когда все люди станут одной большой и дружной семьей. Ни тех, кто наступал на горло собственной песне, чтобы идти в ногу со своим веком. Ни тех, кто «бросил землю на растерзание врагам», обрекая себя на добровольное изгнание. Жизнь – очень сложная штука. А самое ценное для нас в творческом наследии поэтов ХХ века – это идеи гуманизма, терпимости, ценности человеческой жизни и, конечно, огромной любви к своей родине, стране «с названьем кратким «Русь».


Хочется, чтобы драматические события тех лет послужили уроком нам, живущим в 21 веке. И никогда больше брат не пошел на брата, а сын на отца. Это в наших руках. А вот о том, как этого добиться, вы порассуждаете в сочинении-эссе «Мировое братство: мечта или реальность».

Подведение итогов.

Домашнее задание:

Написать сочинение- эссе «Мировое братство: мечта или реальность».