prosdo.ru
добавить свой файл
1

МОУ «Татарско-Тавлинская основная общеобразовательная школа» Лямбирского

муниципального района Республики Мордовия.


Открытый урок

по окружающему миру

проведенный во 2 классе

на тему: «Лесные опасности»


Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

Мясоутова Р.Р.


Тип урока – урок освоения новых знаний.

Тема: Лесные опасности.

Цели: Выяснить, какие опасности могут подстерегать нас в лесу.

Задачи:

Образовательные:
Закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды. Научить детей правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые или повстречалась змея. Научить детей правильно одеваться для прогулки в лес, чтобы избежать укусов клещей.

Развивающие:Развивать кругозор и словарный запас учащихся.

Воспитывающие:Развивать интерес и любовь к окружающему миру.

Оборудование: Компьютер, Презентация.

Магнитофон, кассета с записью «Звуки леса».

Тест «Лесные опасности».

План урока:

Организация.

Напряжение мысли.

Введение в тему.

Работа по теме.

Физкультминутка.

Закрепление темы урока.

Проверка знаний полученных за урок. (Выполнение теста).

Итог урока.

Домашнее задание.


Ход урока


1. Организация класса.

Всем говорю я «Здравствуйте»!

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный.

Потому что в нём вы и я.

Учитель Сегодня на уроке у нас будет много интересного. Мы сделаем много открытий, а каких - узнаете позже.

Мне понадобиться ваше внимание, поддержка и помощь.


3. Введение в тему.

Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.

(Лес.) Что это?

Учитель Сегодня ребята мы с вами отправимся в лес, но прежде чем идти туда, мы должны выбрать необходимые предметы, которые возьмете с собой.

(дети выбирают) 1 слайд.

Мы с вами пришли в лес (2 слайд. Лес.)

(Звучит фонограмма «Лесные звуки», ученик читает стихотворение.)

Здравствуй, лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре? .

Здесь в лесу царит прохлада

Здесь кричать, шуметь не надо,

По лесной тенистой стежке

Мы до просеки дойдем.

На полянке вдоль дорожки

Землянички наберем.

И под пенье разных птичек

Россыпи найдем лисичек.

Как нужно вести себя в лесу, чтобы не потревожить сказку и тишину леса?

Какие чудеса можно увидеть в лесу?

4. Работа по теме.

Ягоды.

Какие ягоды можно найти в лесу? (Слайд 3)

Посмотрите на слайд. Назовите ягоды. (Земляника, шиповник, черника, брусника, голубика).

Какие это ягоды? (Съедобные.)

Какие из этих ягод вы собирали летом?

Что вы знаете об этих ягодах?

Шиповник – в плодах шиповника много витамина С.

Земляника – ягоды содержат витамин С.

Черника – улучшает зрение, вяжущее средство.

Брусника – мочегонное средство.

Голубика – ягоды съедобные.

Но в лесу можно встретить много опасных ядовитых ягод.

Какие ядовитые ягоды вы знаете? (Слайд 5.)

Волчье лыко – кустарник. Растёт в тенистых лесах, на вырубках. Цветёт с мая по июнь. Запах этих цветов может вызвать сильную головную боль, тошноту, рвоту. Ягоды ядовиты для человека, но птицы питаются ими и распространяют растение.

Вороний глаз – (Доклад ученика.)

Вороний глаз четырехлистный.Ядовитое растение.

От горизонтально идущего в почве корневища отходит стебель высотой около 30 см. Наверху стебля 4 округлых листа с заостренным кончиком. Правда, нередко попадаются растения с 3 или 5 листьями. Выше листьев располагается очень красивая, похожая на черную жемчужину ягода. За черноту назвали её вороньим глазом. Эта ягода и всё растение – ядовито.

Есть ягоды вороньего глаза нельзя. От одной или двух ягод ничего страшного не случится, но при большем количестве возможно отравление с рвотой и головокружением. Правда, случаев смертельного отравления вороньим глазом не известно.

Вороний глаз цветет с мая по июнь. Плоды созревают в июле и августе. Встречается в тенистых лиственных лесах, среди кустарника.

В средние века верили, что "заколдованных" людей можно "расколдовать" с помощью вороньего глаза. Ягоды носили на теле или зашивали в одежду, чтобы уберечься от чумы и других заразных болезней, для чего собирали их от 15 августа до 8 сентября. Но, в общем, вороньего глаза опасались и потому применяли редко.

Что вы узнали об этих ягодах?

Если эти ягоды ядовитые, нужно их уничтожать? (Нет, некоторыми из них питаются птицы.)

Вывод. Не бери в рот незнакомые растения

Грибы.

В лесу можно увидеть грибы. Какие съедобные грибы вы знаете? (Слайд 4.)

(Белый гриб, маслята, груздь, лисички, волнушки, подберёзовик, сыроежка, опята.)

Но в лесу можно встретить опасные ядовитые грибы.

Какие ядовитые грибы вы знаете? (Слайд 6.)

Бледная поганка – самый ядовитый гриб. Растёт в лиственных лесах. Шляпка зеленоватая или белая с чешуйками и лоскутками. На ножке плёнчатое кольцо.


Свинушка – ядовитый гриб. В нём содержится яд, который похож на яд мухоморов. Свинушки растут в берёзовых лесах, они растут группами. Шляпка бурая, ножка короткая, толстая.

Ложные опята – ядовитые грибы. Шляпка желто-серого или красноватого цвета. На шляпке нет чешуек. Ножку окаймляет мясистое кольцо.

Сатанинский гриб – ядовитый гриб. Ножка пурпуровая или синеватая. Шляпка оранжевая. Если ножку разрезать, то она сначала краснеет, а потом синеет.

Пантерный мухомор – ядовитый гриб. Это разновидность красного мухомора, только серого цвета.

Мухомор красный – (Доклад ученика.)

Мухомор красный.

Шляпка мухомора диаметром 8—20 см, красная или оранжево-красная. Когда гриб маленький, шляпка клейкая, а затем становится блестящей. На шляпке остаются кусочки белого покрывала, из которого появляется гриб. Пластинки и мякоть у мухомора белые. Ножка белая.

Красный мухомор в России встречается повсюду. Растет во всех лиственных и хвойных лесах.

Красные мухоморы появляются в июле — августе. Растут мухоморы до середины октября.

Есть красный мухомор нельзя. В нём содержатся ядовитые, сильно возбуждающие нервную систему вещества. Они могут вызвать галлюцинации. О свойствах красного мухомора люди знали ещё 3500 лет назад. Настой этого гриба можно использовать для уничтожения мух, поэтому и назвали этот гриб мухомор. Этим раствором могут отравиться кошки и другие животные.

Что вы узнали об этих грибах?

Вид этих грибов говорит об опасности.

Если вы встретите в лесу мухомор, вы будете его сбивать палками? (Нет, потому что ими питаются лоси.)

Опасные насекомые.

В лесу можно встретить опасных насекомых. Это жалящие насекомые.

Каких жалящих насекомых вы знаете? (Слайд 7.)

Шершни питаются насекомыми, в т. ч. домашними пчёлами. Укол жала этих насекомых очень болезнен.

Прочитайте в учебнике, как нужно вести себя, если рядом летает жалящее насекомое.


(Страница 33, ученики читают самостоятельно, а затем читает вслух один ученик.)

Что вы узнали из текста?

Как нужно вести себя, если рядом летает жалящее насекомое?

Клещ.

В лесу можно встретить энцефалитного клеща. (Слайд 8.)

Это маленькое, но очень опасное насекомое.

О нём нам расскажет… (Доклад ученика.)

Клещ энцефалитный.

Энцефалит, это заболевание, которое передают клещи при укусе. Каждый третий, получивший укус клеща, умирает.

Наиболее активны клещи в теплое время года. Появляются клещи в апреле в лесах и парках. Они активны до сентября.

Любимые места охоты этих хищных насекомых - это влажные лесные овраги, заросли ив по берегам рек, лесные опушки и обочины дорог.

Атаковав человека, они на протяжении многих дней могут вести тихое существование, питаясь кровью. Пополневшие они отпадают.

Отправляясь на отдых в лес, нужно обязательно надевать рубашку с длинными рукавами, манжетами и воротником, плотно облегающим шею. Штанины брюк необходимо заправить в носки. Причем, лучше надевать светлую одежду - на ней клещ будет более заметным. Кроме того, одежду надо обработать специальными средствами, отпугивающими или убивающими насекомых. После прогулки нужно осмотреть себя, нет ли на теле клещей.

Если вы обнаружили, что вас укусил клещ, нужно обратиться к врачу.

Самой эффективной защитой от клещевого энцефалита врачи считают прививку.

Чем опасен клещ?

Как нужно одеваться для прогулки в лес?

5. Закрепление темы урока.

Ребята, давайте повторим, как нужно вести себя в лесу, что бы с нами не случилось беды? (Слайд 9)

6. Проверка знаний полученных за урок.

Проверим, что узнали и чему научились.

Выполнение теста.

7. Итог урока.

Какие открытия сделали на уроке?


8. Домашнее задание.

Страница 32 - 33, пересказ.