prosdo.ru
добавить свой файл
1

УСПЕШНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ УСПЕШНУЮ АДАПТАЦИЮ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ


В.Н.Маркова

Украинская инженерно-педагогическая академия

г.Харьков


В современный период личностно-гуманная ориентация образования становится общепризнанной. При этом остается актуальной проблема профессиональной подготовки будущего учителя к реализации ее приоритетов. Требует более глубокого освещения вопрос освещения стратегий преобразований образовательной политики и, соответственно, раскрытие профессиональных качеств педагога, актуальных для их воплощения.

Сегодня сильны традиции декларативного, а нередко и спекулятивного гуманизма, наблюдаются последствия социально ориентированного авторитарного воспитания и жестко регламентированного обучения. Из многих факторов, влияющих на реальное движение к гуманному образованию, ориентированному на личность, необходимо сосредоточить внимание на выборе приоритетов.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Успешная адаптация и самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса.

В этих условиях образовательное учреждение являлось и является основным социальным институтом, который обеспечивает процесс и реальную интеграцию субъектов обучения и воспитания. Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых, жизненных установок личности.

С позиций вечных ценностей и идей гуманного подхода определим прежде безусловные приоритеты. Это, на наш взгляд, следующие идеи: гуманистическая направленность в противоположность тоталитарно-авторитарный, преимущество общественно государственных интересов над региональными, коньюктурными, приоритет экологического над техногенным, творческого над репродуктивным, ценностного над информационным. Однако вряд ли надо искать постоянные приоритеты в соотношении социального и личностного, социализации и индивидуализации, гуманитарного и естественнонаучного, алгоритмизации и творчества, логического и образного, традиционного и нового в развитии образования. Полного паритета в соотношении этих феноменов не существует, и обязанность будущих педагогов - установить определенный приоритет в соотношении этих сторон, сочетать личные и социальные факторы воспитания.


При определении конкретных ориентиров образовательной политики в регионе или в образовательном учреждении можно выделить следующие критерии выбора возможных вариантов стратегии преобразований.

Социальная направленность, когда приоритет отдается социальным требованиям к человеку.

Содержательно-ориентированная направленность означает приоритет содержания образования в качестве цели, признание его как основного в процессе обучения.

Процессуально-ориентированная направленность предпочитает (в контексте становления личности) не содержания того, что изучается, а самому процессу совместной деятельности учителя (воспитателя) и ученика (воспитанника).

Личностно-ориентированная направленность означает безусловный приоритет интересов и запросов личности.

Ключевой фигурой в реализации образовательной политики был и есть учитель. Роль учителя в классе главным образом заключается в организации личной активности учащихся и управления этой активностью. Профессиональные учителя последовательны в своих требованиях, справедливы, относятся к детям уважительно и ровно.

К сожалению, многим учителям современной школы присущи авторитарность, категоричность суждений, нравоучительная манера общения, морализаторства, неумение и нежелание понять ученика, его поступки. Сухомлинский утверждал, что фундаментальной движущей силой воспитания является стремление ребенка «быть хорошим». И здесь очень важно, на кого ориентируется ребенок в своем желании быть хорошим, кто для него является значимым, референтным для подтверждения личной ценности.

Специфическая особенность отношения к референтного педагога состоит в том, что мнения и оценки, которые он выражает, воспринимаются учащимися с доверием, без потребности в особых доказательствах. Чтобы стать истинным авторитетом для учеников, учителю должны быть присущи базовые знания и умения, общая эрудиция, педагогическое мастерство, высокая степень личной ответственности, способность пробудить скрытые возможности ребенка, вера в своих учеников.


Обучение должно быть построено таким образом, чтобы влиять на степень открытости ребенка ко всему новому, помогать преодолеть стереотипы и развивать гибкость его мышления.

Каждый учитель - это неповторимая личность, а потому, неповторимое его общения с учениками. Педагогическое общение - это единственная магистраль, которой учитель транслирует все хорошее, содержащая его личность, на личность ученика.

Поскольку диалог возможен лишь при взаимном референтности учителя и ученика, то в первом необходимы соответствующие качества и умения, способные вызвать у школьников уважение, симпатию, доверие и желание двигаться навстречу. При общении с учениками (воспитанниками) учитель (воспитатель) должен быть способен перенести на него комплекс таких чувств, как симпатия и любовь.

Сегодня все чаще учебно-воспитательный процесс рассматривается как организация взаимодействия ученика и учителя. В условиях субъектного взаимодействия, обогащаясь общением с миром чувств и фантазии ребенка, учитель не может не развиваться сам. И наоборот, только самоусовершенствуясь, он приобретает способность и право на управление процессом формирования ребенка.

Обучение и воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях политического и экономического реформирования, и поэтому требует новых требований к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса.

Будущий учитель - это исключительно позитивно настроенный, энергичный человек с огромным потенциалом энтузиазма в работе. Ответственное отношение к деятельности у него гармонично сочетается с верой в способности своих учеников. Безусловно, позитивное отношение ко всем ученикам органично проявляется в «эффективных учителей», что и генерирует познавательный прогресс у детей, а это, в свою очередь, служит необходимым психологическим подкреплением для педагога.


Эффективным путем познания жизни, профессиональной подготовки, продуктивной самореализации в обучении является создание социально-педагогических условий для профессиональной адаптации будущих учителей.

Известно, что неуспешная адаптация дает возможность будущему учителю лишь частично ориентироваться в ситуации обучения и не дает возможности более или менее самореализоваться. Успешная адаптация, наоборот, дает значительные возможности использования своего потенциала в условиях обучения в ВУЗе и получить потенциальные возможности для будущей успешной социально-профессиональной реализации.

В психологическом плане начало обучения – это вхождение во взрослую жизнь. От того, как осуществляется переход от ученичества к студенческой жизни зависит эффективность дальнейшего обучения будущих педагогов.

Известно, что на первых курсах наименьшая успеваемость и наибольший процент отсева студентов. Чаще всего это происходит с первокурсниками, которые не смогли сориентироваться в новых условиях, не готовы к самостоятельной жизни. В адаптационный период первокурсники используют организационные приемы, выработанные ними во время школьного обучения. Но вчерашний школьник сталкивается с новой для себя действительностью и вынужден изменять и усовершенствовать привычные приемы работы, потому что в новых условиях они потеряли свою актуальность.

Важно, чтобы в начале обучения у первокурсников сформировались умения самостоятельно планировать и систематизировать процесс усвоения содержания учебного материала, умение регламентировать объем работы и распределять свое время.

Одним из условий быстрой адаптации является умение распределять свое время. Руководство временем допускает изучение и усовершенствование техники его использования. Прежде всего нужно определиться со своими жизненными приоритетами, понять, какие задачи необходимо решить для их решения. Учет времени тесно связан с планированием.

Теоретическая форма знания о деятельности ВУЗа дает возможность строить ее самостоятельно, разумно и сознательно. Поэтому важно, чтобы будущие учителя получили знания об основных функциях разных форм обучения, познакомились с системой умений самостоятельного обучения, а также развивали в себе культуру поддержания выбранной системы организации своей жизнедеятельности.


В этой связи очень важно привить студентам умения правильно выбирать необходимую информацию. Оптимальная организация информационного поиска должна удовлетворять двум требованиям: получение наиболее полной информации и самый короткий путь ее выявления. Придерживаясь определенных простых правил, студент может усовершенствовать свою технику чтения.

Большим значением в обучении является умение конспектировать и вести записи в процессе чтения. Для студентов основным методом обучения является слушание. Общение с лектором позволяет увидеть силу научного убеждения, научиться критически оценивать разные теории и концепции. Вместе с тем, появляется возможность проверить правильность своих суждений, которые сложились при самостоятельном чтении. В процессе обучения будущие учителя имеют возможность перенять у преподавателя систему мышления, рассуждений, доказательств. Накопленные таким образом наблюдения помогут овладеть определенными педагогическими умениями – умением донести свою мысль к сознательности учеников.


Литература:

1. Г.Ковалев. Три парадигмы в психологи – три стратегии психологического воздействия / Г.Ковалев // Вопросы психологии. – 1987. – №3. – С.41-49.

2. Н.Мойсенюк. Педагогика: уч. пособие / Н.Мойсенюк. – К., 2001. – 608с.

3. Самоорганизация студентов первого курса: учеб. пособие / П.Рыженков [и др.]. – Новосибирск, 1999. – 111с.

4. В.Сухомлинский. Сто советов учителю / В.Сухомлинский. – К., 1988. –195с.

5. Т.Шибутани. Социальная психология: пер. с англ. / Т.Шибутани – Ростов-н/Д., 2008. – 225с.