prosdo.ru
добавить свой файл
1



Методическая разработка урока

по предмету

« Основы безопасности движения»

на тему: « Дороги и их виды»


Разработал: преподаватель

спецдисциплин Кежайкин В.М.


Дубенки 2011 года.

Тема урока: Дороги и их виды. Цель урока: Обучающая - Обеспечить усвоение материала учащимися.

Развивающая - Развитие умений применять полученные знания на практике. Воспитательная- Воспитание дисциплинированности.

Тип урока. Сообщение новых знаний.

Наглядные пособия и ТСО. Плакаты, учебники по ПДД, макеты автомобилей, схемы перекрестков.

Ход урока. 1 1.Организационная часть.


  1. Повторение предыдущего материала по вопросам темы.

  2. Сообщение нового материала. Вопросы.

1 .Виды дорог и их классификация.

2.Что собой представляет современная автомобильная

дорога.

З.Что понимается под безопасностью дороги.

  1. Повторение пройденного материала по вопросам темы.

  2. Задание на дом.

Ю.И. Шухман ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ. (Глава 3 страница 54-57)

При ответе на первый вопрос необходимо объяснить учащимся что такое дорога и что к ним относятся. ДОРОГА- обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. К дорогам относят магистрали, проспекты, улицы, грунтовые, лесные и полевые пути, в том числе сезонного использования (зимние и ледовые переправы). Все дороги в РФ в зависимости от значения, интенсивности и максимальной допустимой скорости движения разделяются на пять категорий.
  1. Дороги 1 категории. Автомагистрали и автострады имеют ширину проезжей части более 15 метров с разделительной полосой, разделяющий проезжие части противоположных направлений, Для каждого направления предусматривается две и более полос движения. Ширина полосы- 3.75м продольный уклон проезжей части не превышает 3%. Пропускная способность такой дороги- свыше 7000 автомобилей сутки.


  2. Дороги 2 категории с асфальтированным покрытие при ширине проезжей части не менее 7,5м (ширина каждой полосы- также 3.75м) имеют продольный уклон не более 4% и пропускную способность от 3000-7000 автомобилей сутки.

  3. Дороги 3 категории с шириной проезжей части не менее 7м и уклоном не более 5% строят по облегченным техническим требованиям. Их пропускная способность от 1000-3000 автомобилей сутки. Ширина полосы движения- до 3.5м.

Дороги 4 категории с простейшим покрытием могут иметь уклон до 6% и способны пропустить от 200 до 1000 автомобилей в сутки. Ширина полосы движения не превышает 3 м.

Дорога 5 категории имеют покрытие низшего типа или не имеют его вовсе. Продольный уклон- до 7%. Способны пропустить до 200 автомобилей в сутки. 2. При ответе на второй вопрос необходимо показать на плакате из каких основных элементов состоит современная автомобильная дорога. Современная автомобильная дорога - сложное инженерно-техническое сооружение на участке местности-полосе отвода. Дороги в населенном пункте обычно состоят из элементов: проезжая часть которая в свою очередь делится на полосы движения, разделительная полоса, тротуар, трамвайные пути. Вне населенного пункта тротуары обычно заменяют обочины. Непосредственно для движения транспортных средств служит проезжая часть с твердым покрытием. Проезжая часть- элемент дороги, предназначенная для движения безрельсовых транспортных средств. Проезжая часть всегда имеет уклон в поперечном профиле для слива воды. На прямых участках дорог поперечный профиль выпуклый, с углом наклона скатов 1,5-4%, что не создаст заметных затруднений для движения автомобилей. Для того чтобы угол наклона ската на повороте дополнительно не увеличивал центробежную силу, действующую на автомобиль, поперечный профиль дорог на поворотах часто делается односкатным (в виде виража), что значительно повышает безопасность движения на повороте. Дорожное полотно кроме проезжей части включает обочины, образующие резервную зону для ряда случаев. Вдоль обочин устраиваются кюветы для отвода дождевой и талой воды.


Полоса движения- любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Качество (категория) дороги, наряду с прочими параметрами, определяется количеством полос движения. При ответе на третий вопрос необходимо объяснить какие существуют виды безопасности дорог. Под безопасностью дороги понимают ее свойства, обеспечивающие безопасное движение по ней транспортных средств и отсутствие отрицательного влияния на окружающую среду. Подобно безопасности транспортного средства, безопасность дороги слагается из активной, пассивной, послеаварийной и экологической безопасности.

Под активной безопасностью дороги понимают ее свойства, препятствующие возникновению ДТП. Одно из основных требований к дороге - хорошие сцепные качества, от которых зависит возможность остановки автомобиля или его безопасного маневра перед внезапно возникшим препятствием. Для обеспечения хороших сцепных качеств дорожное покрытие должно быть шероховатым, что достигается включением в материал покрытия мелких фракций, выступающих над поверхностью дороги и обеспечивающих хорошее сцепление с нею шин. Элементом активной безопасности дороги является обочина. На автомобильных дорогах с неинтенсивным движением обочина используется для остановки и временной стоянки автомобилей, которые в этом случае не создают помех другим участникам движения. В опасной ситуации можно воспользоваться обочиной для объезда внезапно возникшего препятствия. Для этого обочина должна иметь достаточную ширину, быть ровной и по возможности также обладать хорошими сцепными свойствами. (ВНИМАНИЕ )Для движения обочины не предназначены т.к. при этом они разрушаются и становятся не пригодными для экстренных остановок. Кроме того. Вести автомобиль по обочине значит не уважать других водителей, т.к. создается угроза безопасности для других водителей.

Движущийся по обочине автомобиль создает угрозу безопасности для тех, кому надо экстренно покинуть проезжую часть; поднимает густую пыль, нарушает очередность проезда участка, вызвавшего замедление движение по полосам проезжей части. Активную безопасность дороги обеспечивают ее геометрические параметры: ширина проезжей части и полос движения, уклон, радиусы закруглений, ширина разделительной полосы.


Под пассивной безопасностью дороги понимают ее свойства, снижающие тяжесть последствий возможных ДТП. К элементам пассивной безопасности относятся ограждения, которые устанавливаются на опасных участках, например на отрезках дороги, имеющих закругления, крутые и высокие откосы. Такие ограждения предотвращают падение автомобиля с дороги. Если прилегающая к дороге территория, параллельная проезжей части, засажена густого кустарника, последствия съезда автомобиля с дороги будут менее тяжелыми. На горных дорогах со стороны. С которой автомобили движутся под уклон, устраиваются так называемые аварийнее тупики, куда может заехать автомобиль с вышедшей из строя тормозной системой. Аварийный тупик или полоса аварийной остановки представляет собой ответвление от дороги с крутым подъездом, въезжая на который автомобиль быстро теряет скорость и останавливается. Перед каждым тупиком устанавливают большой указатель с текстом «Через 100м- аварийный тупик»

Послеаварийная безопасность дороги - это состояние, обеспечивающее скорейшую ликвидацию последствий ДТП. Для этой цели дороги оборудованы определенной информацией при котором можно вызвать сотрудников ГИБДД и скорую мед. помощь.

Экологическая безопасность дороги- это ее состояние. Обеспечивающее отсутствие вредного влияния дороги на окружающую среду. Используемые при строительстве дорог материалы не должны содержать токсичные вещества, наносящие вред здоровью живущие в непосредственной близости людей, растений и животных-обитателей прилегающих территорий и верхнего слоя почвы.

При повторении пройденного материала задаю вопросы.

1 .Что собой представляет дорога.


  1. Как подразделяются дороги на территории РФ.

  2. Что собой представляет активная, пассивная, послеаварийная, экологическая безопасность дороги.