prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета _____________ Е.В. Гребенникова

«_____» _______________________________20___ г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


М.2.В.09 Вербальные и невербальные средства общения



  1. Цель и задачи дисциплины


Цель - показать значение вербальных и невербальных средств общения в установлении взаимопонимания и формирования межличностных отношений, а также средств и методов их сохранения, укрепления и развития.

Задачи:

1. Показать связь проблемы средств общения с другими разделами психологической науки и другими науками – физиология, социология, антропология.

2. Дать понятие об основных современных методологических подходах и методах, разработанных для характеристики и оценки значимости вербальных и невербальных средств коммуникаций.

3. Продемонстрировать значение факторов различной природы влияющих на формирование и развитие коммуникации посредством вербальных и невербальных средств.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Вербальные и невербальные средства общения» является важным компонентом профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 050400.68 «Психолого-педагогическое образование».

    1. Освоение курса «Вербальные и невербальные средства общения» будет выступать в качестве предпосылки успешного овладения такой дисциплины как М.2.05 Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.


3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины


После изучения курса магистранты должны знать:

- значение вербальные и невербальных средств общения в установлении взаимопонимания и формирования межличностных отношений,

- значение деятельности психолога в использовании средств и методов для установления, развития и укрепления межличностных отношений,

- значение факторов, влияющих на формирование, развитие и укрепление взаимопонимания и межличностных отношений.


После изучения курса магистранты должны уметь:

- определять характеристики вербального и невербального общения,

- осуществлять психологические мероприятия по выработке стратегии и тактики на формирование, развитие и укрепление межличностных отношений.


Данная учебная дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):


  • способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

  • владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

  • владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

  • способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

  • способностью выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

  • способностью разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной специфики (ОК-6);
  • способностью к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);


  • способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

  • способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);

  • способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

  • способностью выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).


профессиональные компетенции (ПК):

  • способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

  • использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

  • уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

  • уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

  • способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

  • владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

  • способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);
  • способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);


  • готовностью применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).



4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачётных единицы

(108 часов) и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 2

Общая трудоемкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия

30

30

Лекции





Практические занятия (ПЗ)

30

30

Семинары (С)





Лабораторные работы (ЛР)





Занятия в интерактивной форме

12

12

Самостоятельная работа

78

78

Курсовой проект (работа)





Расчетно-графические работы




Реферат





И (или) другие виды самостоятельной работы





Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет


5. Содержание программы учебной дисциплины


5.1. Содержание учебной дисциплины




п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Сам. работа

(час)

Всего,

час/зач.ед

Лекции

Практические

(семинары)

Лабора-торные

В т.ч. интерактивные формы обучения,

час/%



История изучения проблемы общения. Характеристика общения

2



2



2

6



Средства общения

4




4



2

4



Факторы, обусловливающие эффективность общения

2



2



2

6



Формы воздействия (влияния) на партнеров общения

2



2



2

6



Манипуляция

2



2



-

8



Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

4



4



2

6



Возрастные особенности общения. Особенности общения, связанные с полом.

2



2




6




Межличностные отношения и взаимопонимание

2



2





6



Психология конфликтов

2



2



2

6



Межличностные отношения

2



2





6



Практические аспекты общения

2



2





6



Педагогическое общение

2



2





6



Межличностные отношения и общение в семье

2



2





6




Итого

30/0,8



30



12/40

78



5.2. Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. История изучения проблемы общения. Характеристика общения

История изучения проблемы общения. Понятие «общение». Потребность в общении.

Общение как ценность. Функции и цели общения. Виды общения. Способы общения. Выбор партнера по общению.


Раздел 2. Средства общения

Понятие о первой и второй сигнальных системах. Речь, физиология речи, вербальные средства общения. Невербальные средства общения (жесты, мимика, поза, походка). Другие невербальные средства общения.


Раздел 3. Факторы, обусловливающие эффективность общения

Внешние факторы общения. Манеры (стили) общения. Свойства личности, влияющие на эффективность общения. (экстравертированность — интровертированность, эмпатийность, властность, конфликтность и агрессивность, толерантность, застенчивость, робость (социальная трусость), ригидность — мобильность). Психологический портрет субъекта затрудненного общения


Раздел 4. Формы воздействия (влияния) на партнеров общения

Неимперативные прямые формы воздействия. Императивные прямые формы воздействий. Дисциплинарные меры воздействия. Способы защиты от воздействий


Раздел 5. Манипуляция

Виды и характеристика манипулятивного общения (демонстрация слабости, беспомощности, заискивание, лесть, подхалимаж, обман, ложь, вранье). Распознавание лжи. Манипулятивный (макиавеллический) тип личности.



Раздел 6. Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Коммуникативная культура. Авторитет источника информации. Конформность реципиента. Внушаемость и негативизм реципиента. Доверие — недоверие к источнику информации. Коммуникативные эмоциональные состояния (веселье, смятение, смущение, стыд, вина, презрение, обида, гнев, печаль, горе, страх).


Раздел 7. Возрастные особенности общения. Особенности общения, связанные с полом.

Особенности общения в разные возрастные периоды развития. Возрастные особенности коммуникативных свойств личности. Половые различия в использовании вербальных средств общения. Половые различия в использовании невербальных средств общения. Мужской и женский стили общения.


Раздел 8. Межличностные отношения и взаимопонимание

Потребность во взаимоотношениях. Межличностные отношения и их классификация. Аффилиация. Остракизм. Одиночество. Установление взаимопонимания между общающимися. Сущность взаимопонимания и этапы его установления. Сближение позиций и поддержание взаимопонимания.


Раздел 9. Психология конфликтов

Конфликтные ситуации и конфликты. Фазы развития конфликта. Исходы конфликтных ситуаций. Агрессивное поведение как проявление конфронтации.


Раздел 10. Межличностные отношения

Отношения знакомства. Симпатия и антипатия. Привязанность и дружба.

Любовь, виды любви по отношению к ее объекту. Вражда, зависть, ревность.

Альтруизм и эгоизм их биологические предпосылки и значение.


Раздел 11. Практические аспекты общения

Публичное выступление. Принципы информирования. Методы информирования. Оценка аудитории. Вербальная и визуальная адаптация. Деловое общение. Деловые споры. Производственные конфликты. Стили руководства. Классификации стилей руководства. Стиль руководства и личностные особенности. Эффективность различных стилей руководства.



Раздел 12. Педагогическое общение

Характеристики педагогического общения. Умения учителя, влияющие на эффективность общения. Культура речи учителя. Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися. Виды воздействий учителя на учащихся. Оценка действий и поступков учащихся. Отметка и ее психологическое воздействие. Стили педагогического общения. Взаимоотношения учителей с учащимися. Общение учителей с родителями учащихся. Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации.


Раздел 13. Межличностные отношения и общение в семье

Механизмы выбора партнера по браку. Коммуникативные потребности и цели, реализуемые в браке. Совместимость супругов. Отношения между супругами. Типы привязанностей. Стили общения и взаимодействия с детьми отцов и матерей. Воспитание детей родителями в процессе семейного общения. Удовлетворенность супругов браком. Кризисы в семейных отношениях.


5. 3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Рекомендуемая литература

а) основная литература


  1. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Ильин Е.П. – СПб.: «Питер», 2009. – 576 с.


б) дополнительная литература

  1. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций / Крысько В.Г. – СПб.: «Омега-Л», 2003. – 368 с.

  2. Кузнецов, В.В. Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман / Кузнецов В.В. – СПб.: «Питер», 2008. – 288 с.

  3. Урбанович, А.А. Психология управления. Учебное пособие / Урбанович А.А. – Минск.: «Харвест», 2001. – 640 с.

  4. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / – СПб.: «Питер», 2008. – 272 с.

  5. Крысько, В.Г. Этническая психология. Учебное пособие / Крысько В.Г. – М.: «Академия» 2008. – 320 с.
  6. Соснин, В.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг / Соснин В.А., Лунев П.А. – Институт психологии РАН: 1993. – 156 с.


  7. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита, Речь / Доценко Е.Л. – СПб.: «Питер», 2003. – 304 с.

  8. Вердербер, Р. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия / Вердербер Р., Вердербер К. – М.: «Прайм-Еврознак», 2003. – 320 с.


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины

При изучении дисциплины полезно посетить следующие Интернет-ресурсы, электронные информационные источники:

http://psylib.myword.ru/ Библиотека портала «Мое слово»,

http://www.psycheya.ru/ Психея

http:// adalin.mospsy.ru/ Психологический центр «Адалин»

http://vygotsky.mgppu.ru/ Международная кафедра культурно-исторической психологии

http://www.follow.ru/ Познай себя и окружающих

http://psy.rin.ru/ Психология

http://psyberia.ru/ Psyberia

http://psihologija.biz/ Психология как наука

http://www.psyedu.ru/ Психологическая наука и образование

http://www.psyholognew.com/ В помощь психологу


Кроме этого в освоении дисциплины студентам помогут:

    • библиотечный фонд библиотеки ТГПУ,

    • рабочая программа по дисциплине «Вербальные и невербальные средства общения»,

    • учебные тексты, предлагаемые студентам в ходе занятия,

    • научные статьи,
    • графические средства представления информации: таблицы, плакаты, иллюстрации.





следующая страница >>