prosdo.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5

Практическое занятие 9


Тема: Межличностные отношения и взаимопонимание

Цель: дать студентам представление о межличностных отношениях и взаимопонимание


Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:


      1. Откуда берется потребность людей во взаимоотношениях?

      2. Классифицируйте межличностные отношения

      3. Какие условия могут оказать влияние на появление тех или иных видов межличностных отношений у людей?

      4. Значение термина аффиляция в психологии

      5. Какая бывает аффиляция?

      6. Поясните значение термина остракизм?

      7. Что такое одиночество? Как понять, что человек одинок

      8. В чём различия между остракизмом и одиночеством?

      9. Как добиться взаимопонимания в межличностных отношениях?


Основные понятия: межличностные отношения, взаимопонимание, остракизм, одиночество, аффиляция.


Методические рекомендации: на занятии следует рассказать, что такое межличностные отношения и взаимопонимание в их рамках. Студенты должны уяснить, какие виды межличностных взаимоотношений бывают, откуда берётся взаимопонимание. Кроме того, что такое остракизм и одиночество, различия между ними и то, какие причины вызывают их появление. Так же должен быть рассмотрен термин аффиляции, важный для психологической науки и понимания психологии взаимоотношений. Работы ряда учёных помогут студентам: Т. И. Толчинская, И. В. Кузнецова, Макклелланд, В. И. Лебедев, А. Маслоу, И. Ялом, Ю. М. Швалб, О. В. Данчева, О. В. Долгинова, И. С. Кон, О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев, Ю. М. Швалб


Темы рефератов:

        1. История изучения психологического феномена межличностных отношений
        2. Современные подходы к определению и классификации межличностные отношений


        3. Аффиляция, как важное психологическое явление

        4. Остракизм и одиночество, влияние их на личность

        5. Личностные черты, способствующие установлению взаимопонимания в межличностных отношениях



Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение одиннадцатой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из одиннадцатой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Создание презентации на тему: «Классификация межличностных отношений».

4. Создание презентации на тему: «Положительные и отрицательные стороны одиночества».

5. Составление кроссворда по теме «межличностные отношения».


Практическое занятие 10


Тема: Психология конфликтов

Цель: познакомить студентов с понятием психологии конфликтов


Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:

      1. Бытовое и научное понимание конфликта, в чём они схожи и в чём различаются?

      2. Какие бывают конфликтные ситуации?

      3. Какие, на ваш взгляд наиболее сложные конфликтные ситуации?

      4. Какие фазы в развитии конфликта вы знаете?


Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, фазы развития конфликта


Методические рекомендации: на занятии следует рассказать, что такое конфликт, конфликтная ситуация. Студенты должны уяснить какие виды конфликтных ситуаций бывают, а так же какие есть фазы развития конфликта. Работы учёного: Маковская И. Агрессивность: проявления, причины, предупреждение // Родина и школа. 1979. № 8 (Польша).


Темы рефератов:
        1. История изучения конфликтов, конфликтных ситуаций


        2. Конфликтология как наука

        3. Виды конфликтных ситуаций во взаимосвязи с их возможными исходами

        4. Характеристика разных фаз конфликта в контексте протекания конфликтной ситуации


Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение тринадцатой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из тринадцатой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Создание презентации на тему: «Виды конфликтных ситуаций».

4. Создание презентации на тему: «Роль конфликтных ситуаций в жизни общества».

5. Задание на следующее занятие для студентов прочитать отдельно для обсуждения, что такое исходы конфликтной ситуации, агрессивное поведение, конфронтация


Практическое занятие 11


Тема: Психология конфликтов

Цель: познакомить студентов с понятием психологии конфликтов


Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:

      1. Как взаимосвязаны фазы конфликта?

      2. Какие бывают исходы у конфликтной ситуации?

      3. Какие исходы конфликтной ситуации можно считать позитивными, а какие негативными?

      4. Насколько от агрессивного поведения зависит проявление конфронтации?



Основные понятия: исходы конфликтной ситуации, агрессивное поведение, конфронтация

Методические рекомендации: на занятии следует рассказать, что такое конфликт, конфликтная ситуация. Студенты должны уяснить, какие виды конфликтных ситуаций бывают, а так же какие есть фазы развития конфликта, то какие бывают исходы конфликтных ситуаций, какие из них можно считать позитивными, какие негативными, что такое агрессивное поведение и что такое конфронтация. Работы учёного: Маковская И. Агрессивность: проявления, причины, предупреждение // Родина и школа. 1979. № 8 (Польша).



Темы рефератов:


        1. Исходы конфликтных ситуаций в зависимости от особенностей личности участников конфликта

        2. Конфронтация и особенности личности

        3. Агрессивное поведение, эволюционная его значимость

        4. Разные типа агрессии


Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение тринадцатой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из тринадцатой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Создание презентации на тему «фазы конфликта и его протекание».

4. Создание презентации на тему «роль конфликтных ситуаций в жизни общества».


Практическое занятие 12


Тема: Межличностные отношения

Цель: разобрать со студентами феномен межличностных отношений


Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:

      1. Что такое отношения знакомства?

      2. Какие отношения в психологическом смысле можно называть приятельскими?

      3. Что такое привязанность?

      4. Что такое дружба?

      5. Чем привязанность отличается от дружбы?

      6. Чем является феномен любви в психологии взаимоотношений?

      7. На какие виды можно подразделять любовь?

      8. Что такое вражда?

      9. Как можно избежать вражды? Как узнать, что она началась?



Основные понятия: отношения знакомства, приятельские отношения, привязанность, дружба, любовь, вражда

Методические рекомендации: на занятии следует рассказать, что такое межличностные отношения, в их рамках изучить ряд психологических явлений. Студенты должны уяснить, что такое отношения знакомства, что такое приятельские отношения, что такое привязанность, дружба, любовь, вражда. Так же студенты должны уметь различать эти понятия по их психологическому содержанию. Следующие учёные занимались проблемами по данной тематике: К. А. Абульханова-Славская, Г. Гусева, А. Г. Ковалева, ж. Морено, Ф. Ларошфуко, А. А. Рояк, Л. Я. Гозману, Я. Л. Коломинский, М. Аргайл, Д. Кендела, Э. Фромм, А. Басс.



Темы рефератов:


        1. История исследования межличностных отношений, как психологического феномена

        2. Особенности завязывания знакомств у людей с девиантными типами поведения

        3. Привязанность у людей и у животных в коммуникации

        4. Разные аспекты любви: биологические, социальные, психологические

        5. Понятие дружбы в зависимости от представлений человека о межличностных отношениях

        6. Вражда и дружба, сходства и различия


Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение четырнадцатой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из четырнадцатой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Создание презентации на тему «виды межличностных отношений».

4. Задание на следующее занятие для студентов прочитать отдельно для обсуждения, что такое зависть, ревность, признательность, чувство долга, благодарность, эгоизм, альтруизм.


Практическое занятие 13


Тема: Межличностные отношения

Цель: разобрать со студентами феномен межличностных отношений


Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:

      1. Зависть, природа зависти

      2. Естественная ли зависть для человека?

      3. Феномен ревности

      4. Насколько опасной может быть ревность для межличностных отношений?

      5. Что такое признательность и чувство благодарности?

      6. Уважение в психологии межличностных отношений

      7. Альтруизм

      8. Насколько естественен альтруизм для человека, как часто встречается?

      9. Что такое эгоизм, много ли эгоистов среди людей и чем это определяется?


Основные понятия: зависть, ревность, признательность, чувство долга, благодарность, эгоизм, альтруизм.


Методические рекомендации: на занятии следует рассказать, что такое межличностные отношения, в их рамках изучить ряд психологических явлений. Студенты должны уяснить, что такое отношения зависть, ревность, признательность, чувство долга, благодарность, эгоизм, альтруизм. Так же студенты должны уметь различать эти понятия по их психологическому содержанию. Следующие учёные занимались проблемами по данной тематике: К. А. Абульханова-Славская, Г. Гусева, А. Г. Ковалева, ж. Морено, Ф. Ларошфуко, А. А. Рояк, Л. Я. Гозману, Я. Л. Коломинский, М. Аргайл, Д. Кендела, Э. Фромм, А. Басс.


Темы рефератов:


        1. Значение зависти для функционирования малых групп

        2. Особенности ревности в семейных отношениях

        3. Привязанность у людей и у животных в коммуникации

        4. Вербальные и невербальные выражения признательности

        5. Вербальные и невербальные проявления благодарности


Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение четырнадцатой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из четырнадцатой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Создание презентации на тему: «Межличностные отношения в исторически-культурном контексте».

4. Создание презентации на тему: «Значение альтруизма и эгоизма для продуктивных межличностных отношений».


Практическое занятие 14


Тема: Практические аспекты общения

Цель: разобрать со студентами практические аспекты общения

Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:


      1. Что такое принципы информирования?

      2. Какие методы информирования вы знаете? Какими из них люди чаще пользуются в повседневной жизни?

      3. Из чего состоит оценка аудиторией докладчика?

      4. Какую роль в качестве выступления играет его обстановка?

      5. Что такое вербальная и визуальная аудитория? Чем они друг от друга отличаются?

      6. Как оратору лучше всего преодолевать нервозность? Для чего оратору спокойствие при выступлении?

      7. Какие виды деловой беседы вы знаете? Какие из них наиболее эффективны?

      8. Какие классификации стилей руководства вам известны?

      9. Какая классификация стилей руководства кажется вам наиболее подходящей?


Основные понятия: практические аспекты общения, методы информирования, деловая беседа, классификация стилей руководства


Методические рекомендации: на занятии следует рассказать, что такое : практические аспекты общения, методы информирования, деловая беседа, классификация стилей руководства. В рамках этих понятий учащиеся усвоят, что такое практические аспекты общения. Так же студенты должны уметь различать эти понятия по их психологическому содержанию. Следующие учёные занимались проблемами по данной тематике: Р. Вердербер, К. Вердербер, Н. П. Фетискиным, Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., Н. В. Гришина, А. А. Русалинова, А. Л. Журавлев, Е. С. Кузьмин, Р. Херси и К. Бланшар, Р. Лайкерт, Ф. Фидлеру


Темы рефератов:

        1. История изучения практических аспектов общения

        2. Критерии различий методов информирования

        3. Виды деловой беседы, использование их во время деловых переговоров и встреч

        4. Разнообразные классификации стилей руководства, основания классификаций
        5. Вербальные и невербальные проявления общения в деловом кругу



Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение пятнадцатой и шестнадцатой глав учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из пятнадцатой и шестнадцатой глав учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Создание презентации на тему: «Краткий обзор многообразия практических аспектов общения».

4. Составить кроссворд на тему: «Практические аспекты общения»


Практическое занятие 15


Тема: Педагогическое общение

Цель: разобрать со студентами психолого-педагогический феномен педагогического общения


Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:

      1. Чем является педагогическое общение?

      2. Дайте краткую характеристику педагогическому общению, чем оно отличается от остальных видов общения?

      3. Какие умения учителя и как влияют на его умения общаться с школьниками?

      4. Понятие педагогического такта, как оно помогает учителю в профессиональной деятельности и повседневной жизни

      5. Из каких составляющих состоит культура речи учителя?

      6. Какие личностные особенности учителя могут затруднять общение с учащимися? Как исправить эти личностные особенности?

      7. Дайте психологическую характеристику различных форм воздействия учителя на учащихся

      8. Какие бывают стили педагогического общения, какие у них сходства и различия с типами общения руководителя с подчинёнными?

      9. Как учитель выстраивает отношения с учащимися?

      10. Общение учителя с родителями учащихся

      11. Опишите виды конфликтных ситуаций, в которые может попадать учитель по роду профессиональной деятельности.


Основные понятия: педагогическое общение, педагогический такт, культура речи учителя, личностные особенности учителя, формы воздействия учителя на учащихся, отношения с учащимися



Методические рекомендации: на занятии следует рассказать, что такое : педагогический такт, культура речи учителя, личностные особенности учителя, формы воздействия учителя на учащихся, отношения с учащимися. В рамках этих понятий учащиеся усвоят, что такое педагогическое общение. Так же студенты должны уметь различать эти понятия по их психологическому содержанию. Следующие учёные занимались проблемами по данной тематике: А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, К. К. Платонов, А. З. Кондратьева, Т. А. Аржакаевой, Н. А. Курдюкова, А. Г. Исмагилова, А. Ю. Максаков, С. В. Иванов.


Темы рефератов:


        1. История изучения понятия педагогического общения в традиции русской педагогики

        2. Использование педагогического такта А. С. Макаренко, К. Д. Ушинским

        3. Личностные особенности учителя, как фактор установления положительных взаимоотношений с учащимися

        4. Краткая характеристика педагогических стилей руководства

        5. Значение отношений и общения с учащимися в педагогической практике


Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение семнадцатой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из семнадцатой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Создание презентации на тему: «Заповеди педагогического общения».

4. Составить кроссворд на тему: «Управление учителем конфликтом между учащимися»


Практическое занятие 16


Тема: Межличностные отношения и общение в семье

Цель: разобрать со студентами психологическую проблему межличностных отношений и общения в семье


Вопросы для самопроверки и обсуждения на практических занятиях:

      1. Как происходит с использованием общения выбор партнера по браку?


      2. Что за коммуникативные потребности и цели реализуют люди в семейных отношениях? Возможна ли их реализация вне семьи?

      3. Совместимость супругов на основе общения, как она выглядит?

      4. Отношения внутри семьи, «кто главней», как это выяснить?

      5. Какие типы привязанностей детей к родителям вы знаете, на каком основании выделены эти типы?

      6. Какие бывают типы общения и взаимоотношения между отцами и матерями?

      7. Как происходит воспитание детей родителями в процессе общения в семье?

      8. Общение и взаимоотношения пожилых родителей с детьми, как они выстраивают?



Основные понятия: выбор брачного партнера, коммуникативные потребности в семейных отношениях, совместимость супругов, типы общения и взаимоотношения между отцами и матерями, воспитание детей родителями в процессе общения


Методические рекомендации: на занятии следует рассказать, что такое : выбор брачного партнера, коммуникативные потребности в семейных отношениях, совместимость супругов, типы общения и взаимоотношения между отцами и матерями, воспитание детей родителями в процессе общения. В рамках этих понятий учащиеся усвоят, что такое межличностные отношения и взаимоотношения в семье. Так же студенты должны уметь различать эти понятия по их психологическому содержанию. Следующие учёные занимались проблемами по данной тематике: А. Г. Харчев, О. В. Митина и В. Ф. Петренко, Л. А. Коростылева,Т. В. Андреевой и Т. Ю. Пипченко, А. Н. Волкова,Н. Ф. Федотова, Т. А. Гурко, М. Ю. Арутюнян

Темы рефератов:

        1. История изучения межличностных отношений и общения в семье

        2. Выбор брачного партнера: социальные факторы общения

        3. Общение в психологически здоровой семьи, его особенности

        4. Типы взаимоотношения между родителями и детьми с учётом возрастных особенностей



Задания для самостоятельной работы:

1. Чтение девятнадцатой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

2. Конспектирование на выбор основных положений из девятнадцатой главы учебника «Психология общения и межличностных отношений» Ильина Е.П.

3. Создание презентации на тему: «Типология жён и взаимосвязанных особенностей общения».

4. Составить кроссворд на тему: «Общение внутри семьи»


Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) составлен в соответствии с учебным планом по направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование (профиль: Специальная психология и педагогика)


УМКД составил:

д.м.н., профессор кафедры психологии развития личности __________ И.В. Рудин

(подпись)


УМКД утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.

Зав. кафедрой:

к.пс.н., профессор _______________ Н.В. Жигинас

(подпись)


УМКД одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.


Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)


<< предыдущая страница