prosdo.ru
добавить свой файл
1



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)


ПОЛОЖЕНИЕ

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом

НИУ «БелГУ»

24.12.2012 г.

протокол № 4


о формировании фонда тестовых заданий








1. Общие положения

1.1 Настоящее положение устанавливает порядок разработки и требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и хранения фонда тестовых заданий для контроля знаний студентов по дисциплинам, реализуемых в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (далее – НИУ «БелГУ») в рамках государственных и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее – ГОС ВПО И ФГОС ВПО соответственно), в том числе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов (СУОС ВПО) НИУ «БелГУ».

1.2 Фонд тестовых заданий (далее ФТЗ) создается на кафедре по каждой учебной дисциплине (модулю) основной образовательной программы (далее ООП) в рамках образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО/ФГОС ВПО/СУОС ВПО НИУ «БелГУ») преподавателем или коллективом преподавателей кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины или модуля в соответствии с учебным планом направления (специальности) подготовки.

1.3 ФТЗ является частью учебно-методического комплекса дисциплины ООП ВПО по направлению (специальности) подготовки.

1.4. Тестирование студентов по разработанным ФТЗ может проводиться в качестве экзаменационного тестирования, допуска к экзамену, элемента балльно-рейтинговой системы оценки знаний.

1.5. Настоящие Требования основываются на положениях Законов Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и международных стандартах IMS.

1.6. Требования Положения являются едиными в образовательной деятельности НИУ «БелГУ» и соблюдаются всеми кафедрами.


^ 2. Основные термины и определения

2.1 Фонд тестовых заданий (ФТЗ) является источником диагностических средств – тестовых заданий, из которых формируются тесты, предназначенные для контроля усвоения знаний в какой-либо предметной области.

Основными свойствами ФТЗ являются:

  • предметная направленность (соответствие предмету изучения конкретной учебной дисциплины);

  • содержание (состав и взаимосвязь дидактических единиц, образующих содержание теоретической и практической составляющих учебной дисциплины);

  • объем (количественный состав тестовых заданий различных форм, входящих в ФТЗ);

  • качество тестовых заданий и ФТЗ в целом, обеспечивающее получение объективных и достоверных результатов при проведении тестирования с различными целями.


Основные термины:

^ Фонд тестовых заданий – совокупность систематизированных тестовых заданий, разработанных различными авторами, для различных целей, прошедших апробацию и имеющих известные характеристики. К характеристикам относятся как качественные характеристики, отражающие содержание тестового задания (учебный предмет, раздел, тема, контролируемые умения и т.д.), так и количественные (уровень трудности тестовых заданий, дифференцирующая способность и др.).

^ Тест (педагогический тест) – это система заданий, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень знаний, умений и навыков студентов. Предназначен для определения степени усвоения определенной области знаний или умений.

^ Тестовое задание – минимальная составляющая единица сложного (составного) педагогического теста, по которой испытуемый в ходе выполнения теста совершает отдельное действие, а его результат регистрируется в первичном протоколе в форме отдельного ответа.

^ Форма (тестового) задания – общая схема составления тестового задания, его дизайн и структура. Форма задания содержит инструкцию к заданию, содержание задания в виде текста и (или) невербальных материалов и систему оценки выполнения задания. Текст задания в тестовой форме должен соответствовать набору особых специфических требований, выполнение которых обеспечивает однозначное понимание вопроса (задачи) и исключает возможность появления ошибочных ответов по формальным признакам. Система оценки должна обеспечивать однозначную оценку выполнения задания.

^ Элементарная дидактическая единица – логически самостоятельная часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующая таким компонентам содержания, как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п.

^ Апробация теста – пробное педагогическое тестирование, предшествующее основному и предпринимаемое с целью устранения ошибок и неточностей в заданиях, а также приблизительной оценке трудности теста и его отдельных частей (заданий).


^ 3. Цели и задачи создания фонда тестовых заданий

3.1 Фонд тестовых заданий для контроля знаний студентов по дисциплинам образовательных программ, реализуемых в университете, создается с целью повышения качества подготовки выпускников, повышения эффективности самостоятельной работы студентов.

3.2  Задачи, решаемые созданием фонда тестовых заданий.

3.2.1. Формирование педагогических диагностических тестов для контроля знаний при текущей аттестации, при промежуточной аттестации, при итоговой аттестации, а также на этапе самообследования при государственной аккредитации отдельных образовательных программ и комплексной оценки деятельности вуза, выявления слабо подготовленных студентов и отбора наиболее способных и подготовленных студентов;

3.2.2. Выявление состава и уровня знаний, умений и компетенций, формируемых данной учебной дисциплиной в соответствии с квалификационными требованиями в рамках образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО/ФГОС ВПО/СУОС ВПО НИУ «БелГУ») и/или целями ее изучения, указанными в рабочей программе.


^ 4. Общие требования к содержанию, структуре и оформлению фонда тестовых заданий по дисциплине

4.1 Фонд тестовых заданий для контроля знаний студентов разрабатываются по дисциплинам, реализуемой кафедрой.

4.2 Ответственность за наличие фонда тестовых заданий по дисциплинам, реализуемых кафедрой несет заведующий кафедрой.

4.3 Непосредственным исполнителем разработки (переработки) фонда тестовых заданий по дисциплине является ведущий лектор в соответствии с распределением нагрузки по кафедре.

4.4.Требования к содержанию фонда тестовых заданий.

4.4.1 При разработке содержания фонда тестовых заданий необходимо опираться на нормативные документы, которые содержат квалификационные требования к обучающимся по образовательной программе данного направления (специальности), определяющие состав знаний, умений, компетенций и навыков, которыми должен владеть выпускник, завершивший изучение дисциплин данного цикла, определенный в рамках образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО/ФГОС ВПО/СУОС ВПО НИУ «БелГУ»).

4.4.2 Перечисленный состав показателей качества подготовки обучающихся следует рассматривать и использовать в качестве общих исходных показателей назначения тестовых заданий: каждое тестовое задание должно быть ориентировано на формирование определенных компетенций.

4.4.3 Определение (при необходимости) соответствия содержания тестовых заданий учебной дисциплины минимуму содержания, установленному образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО/ФГОС ВПО/СУОС ВПО НИУ «БелГУ») для данной дисциплины в качестве федерального компонента: требования стандарта в этой части должны быть удовлетворены полностью без каких-либо исключений.

4.4.4 Выделение объема теоретических и практических знаний, составляющих содержание данной учебной дисциплины и подлежащих усвоению обучающимися в установленные сроки с требуемым результатом. Указанный объем знаний устанавливается путем обращения к образовательному стандарту высшего профессионального образования (ГОС ВПО/ФГОС ВПО/СУОС ВПО НИУ «БелГУ») или ООП, разработанной НИУ «БелГУ» содержащие названную дисциплину и регламентирует минимум ее содержания.

4.4.5 При разработке ФТЗ следует учитывать:

- возможность выявления состава и уровня знаний, умений и компетенций, формируемых данной учебной дисциплиной в соответствии с квалификационными требованиями в рамках образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО/ФГОС ВПО/СУОС ВПО НИУ «БелГУ») и/или целями, указанными в рабочей программе;

- возможность формирования теста для различного вида контроля: текущего, промежуточного и итогового, а также для выявления слабо подготовленных или наиболее способных и подготовленных студентов;

- возможность эффективного применения тестовых заданий различных форм (открытой, закрытой, на соответствие и на установление правильной последовательности и др.)

4.5 Требование к структуре фонда тестовых заданий.

4.5.1 Построение логической структуры ФТЗ, отражающей состав и последовательность изложения разделов и тем учебной дисциплины. При этом следует руководствоваться структурой рабочей программы.

4.5.2 Минимальное количество тестовых заданий в ФТЗ определяется исходя из общего количества часов отведенных на изучение дисциплины по учебному плану (с учетом часов, рекомендуемых на самостоятельное изучение дисциплины) и составляет:

5 х количество часов (если количество часов меньше или равно 36 часов);

4 х количество часов (если количество часов больше 36 но меньше или равно 108);

3 х количество часов (если количество часов больше 108).

4.5.3 В каждом из выделенных разделов и входящих в него тем, рекомендовано использовать не менее 4 форм тестовых заданий, причем заданий одного вида не должно быть более 40%.

4.5.4 В случае преподавания дисциплины в нескольких учебных семестрах, допускается создание ФТЗ дисциплины для каждого семестра. При этом тестирование по итогам нескольких семестров может осуществляться с использованием ФТЗ нескольких семестров.

4.6 Основные требования, предъявляемые к тестовым заданиям.

4.6.1 Рекомендуется использовать в тестовом задании не более 10-12 слов.

4.6.2 Среднее время ответа испытуемого на тестовое задание устанавливается преподавателем в зависимости от трудности задания.

4.6.3 Тестовые задания должны обладать свойствами:

  • определенность (общепонятность);

  • однозначность;

  • понятный язык изложения;

  • доступность;

  • краткость заданий;

  • обоснованность эталона ответа.

Требование определенности тестового задания необходимо для однозначного понимания обучающимся того, что он должен выполнить.

Однозначность следует рассматривать в двух аспектах:

1 – однозначность содержательная, что необходимо для понимания задания всеми участниками процесса тестирования именно только так как написано;

2 – однозначность оценки качества выполнения тестового задания, т.е. единство правил оценки ответа в рамках принятой формы.

^ Понятный язык изложени. Тестовое задание должно иметь ясный смысл, исключающий какие-либо другие толкования или интерпретации. Должны исключаться малопонятные и редко употребляемые слова, а также неизвестные символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.

^ Краткость задани. Способ представления задания. Краткость заданий должна обеспечиваться тщательным анализом содержания каждого слова, символа, их толкования в словарях русского языка и иностранных слов, в различных энциклопедиях и т.д.

4.7 Оформление фонда тестовых заданий по дисциплине:

4.7.1 Тестовые задания оформляются в специальном шаблоне и размещаются в системе электронного обучения «ПЕГАС» (далее СЭО «ПЕГАС»).

4.7.2 Оформляется паспорт фонда тестовых заданий по дисциплине на разработанные тесты (Приложение 1).


^ 5. Процедура экспертизы, согласования, утверждения и хранения фонда тестовых заданий

5.1 Решение о включении фонда тестовых заданий по дисциплине в университетскую базу ФТЗ принимается на заседании кафедры. Кафедрой составляется мотивированное заключение, в котором указывается перечень функциональных задач, которые могут быть решены в ходе использования данного фонда.

5.2 Работа по созданию ФТЗ, может проводиться в рамках разработки учебно-методических комплексов (УМК) по соответствующим дисциплинам или самостоятельно.

5.2.1 Работы по созданию ФТЗ в рамках разработка УМК дисциплины проводятся в соответствии с графиком разработки учебно-методического комплекса.

5.2.2 Для организации работы по разработке отдельных ФТЗ (без создания УМК) заведующие кафедрами на основе анализа учебных планов направлений подготовки, существующих ФТЗ в системе электронного обучения (СЭО) «Пегас», а также плана разработки УМК по дисциплинам кафедры определяют дисциплины, по которым необходимо разработать фонд тестовых заданий. В срок до 15 сентября и до 15 февраля (для летней сессии и зимней соответственно) предоставляют в отдел мониторинга учебного процесса управления заочного, очно-заочного обучения и электронных образовательных технологий (УЗЭОТ) график разработки ФТЗ по дисциплинам, реализуемым кафедрой с указанием преподавателей разработчиков тестовых заданий и сроков выполнения работы.

5.2 Разработанный ФТЗ обсуждается и утверждается на заседании кафедры. Электронный вариант тестовых заданий, оформленный в соответствии с требованиями к электронным вариантам ФТЗ (Приложение 2), вместе с паспортом фонда тестовых заданий дисциплины (Приложение 1) в электронном виде предоставляются кафедрой-разработчиком в отдел мониторинга учебного процесса управления заочного, очно-заочного обучения и электронных образовательных технологий (УЗЭОТ) в электронном виде не позднее, чем за 30 дней до начала тестирования.

5.3 Отдел мониторинга учебного процесса УЗЭОТ в течении 3 рабочих дней организует экспертизу представленных тестовых заданий на соответствие Положению о формировании фонда тестовых заданий. В случае выявления несоответствий оформления ФТЗ требованиям Положения о формировании фонда тестовых заданий электронный вариант ФТЗ отправляется разработчикам на доработку.

5.4 ФТЗ по дисциплине, оформленный в соответствии с Положением о формировании фонда тестовых заданий размещается сотрудниками УЗЭОТ в систему электронного обучения «Пегас» в течении 5 рабочих дней.

5.5 Разработчики ФТЗ в течении 5 рабочих дней организуют апробацию размещенных в СЭО «Пегас» тестов с привлечением специалистов в предметной области с целью определения валидности тестовых заданий. В случае необходимости отдельные тестовые задания должны быть откорректированы.

5.6 В межсессионный период, преподаватель (преподаватели), ведущий дисциплину, осуществляет мониторинг качества тестовых задании, основанный на анализе попыток компьютерного тестирования и внести необходимые изменения в ФТЗ дисциплин.

5.7 Электронный вариант (аналог) тестовых заданий хранится в электронной базе данных на сервере университета.

5.8 Функции формирования и ведения электронной базы университетского фонда тестовых заданий возлагаются на УЗЭОТ.

5.9 Функции методической поддержки разработчиков тестовых заданий, контроля формирования фонда тестовых заданий и проведения процедуры тестирования закрепляются за отделом мониторинга учебного процесса УЗЭОТ.

5.10 За техническое сопровождение процедур компьютерного тестирования отвечает управление информатизации и управление информационных ресурсов и систем.


^ 6. Оплата работ за разработку фонда тестовых заданий дисциплины

6.1 Стимулирование разработки фонда тестовых заданий соответствующих Положению о формировании фонда тестовых заданий и порядку разработки тестовых заданий для тестирования студентов возможно по решению ректора НИУ «БелГУ» и при наличии средств.

6.2 При принятии решения о финансировании разработки ФТЗ управление ЗЭОТ совместно с заведующими кафедрами организует заключение договоров гражданско-правового характера с разработчиками тестовых заданий.

6.3 После разработки, апробации и корректировки тестовых заданий подписывается акт сдачи-приемки по договорам гражданско-правового характера на разработку ФТЗ.

6.4 Оплата за разработку фонда тестовых заданий по дисциплине производится после подписания акта-сдачи приемки работ по разработке ФТЗ.




И.о. проректора по качеству, заочному обучению и дополнительному образованию












В.А. Шаповалов


___.___.2012



Начальник правового управления











Л.Е. Иванова

___.___.2012


Начальник управления делами










З.В. Базарова

















___.___.2012


Начальник учебно-организационного

управления










И.Н. Бушухина

___.___.2012


Начальник управления заочного, очно-заочного обучения и электронных образовательных технологий










В.А. Беленко

___.___.2012


Рассмотрено и утверждено

Ученым советом НИУ «БелГУ»

Протокол от _____________№_________


Ученый Секретарь











И.М. Чеботарева

___.___.2012


Приложение 1

Образец оформления преподавателем паспорта фонда тестовых заданий


Паспорт

фонда тестовых заданий по дисциплине ____________________________________




п/п

Контролируемые разделы

(в соответствии с ГОС ВПО)

Кол-во тестовых заданий

1

Сущность бухгалтерского учета

40




Т1 (выбор одного варианта ответа из предложенного множества)

8




Т2 (выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества)

8




Т3 (задания на установление соответствия)

8




Т4 (задание на установление правильной последовательности)

6




Т5 (задание на заполнение пропущенного ключевого слова, на ввод правильного ответа)

10

2

Учет денежных средств и расчетов

40




Т1 (выбор одного варианта ответа из предложенного множества)

8




Т2 (выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества)

8




Т3 (задания на установление соответствия)

9




Т4 (задание на установление правильной последовательности)

5




Т5 (задание на заполнение пропущенного ключевого слова, на ввод правильного ответа)

10

3

Учет производственных запасов. Учет готовой продукции и ее реализации

25




Т1 (выбор одного варианта ответа из предложенного множества)

5




Т2 (выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества)

5




Т3 (задания на установление соответствия)

5




Т4 (задание на установление правильной последовательности)

5




Т5 (задание на заполнение пропущенного ключевого слова, на ввод правильного ответа)

5

5

Учет фондов, резервов и займов

40




Т1 (выбор одного варианта ответа из предложенного множества)

8




Т2 (выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества)

8




Т3 (задания на установление соответствия)

8




Т4 (задание на установление правильной последовательности)

8




Т5 (задание на заполнение пропущенного ключевого слова, на ввод правильного ответа)

8

Всего:

145




Специальности и направления подготовки

Контролируемые разделы

(в соответствии с ГОС ВПО)

080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

1-5

080103.62 – Национальная экономика

1,3


Пороги оценок: 0 – 39% - неудовлетворительно;

40 – 59% - удовлетворительно;

60 – 79% - хорошо;

80 – 100% - отлично.

Примечание. Пороги оценок преподаватель может изменить по своему усмотрению.


Составитель __________________________________________________

(указать должность на кафедре и Ф.И.О. )


Фонд тестовых заданий обсужден на заседании кафедры __________________

«__» ________ 20__ г. протокол № ____







Приложение 2


Основные требования к оформлению электронного варианта фонда тестовых заданий


  1. Фонд тестовых заданий должен быть представлен в виде текстового документа (Microsoft Word).

  2. Все тестовые задания должны быть разделены по контролируемым темам, в соответствии с паспортом ФТЗ (Приложение 3).

  3. Банк тестовых заданий необходимо оформить в соответствии со следующей структурой:



где T1.doc, T2.doc и т.д. файлы со следующими категориями вопросов:

T1.doc – задания на выбор одного варианта ответа из предложенного множества,

T2.doc - выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества,

T3.doc - задания на установление соответствия,

T4.doc - задания на установление правильной последовательности,

T5.doc - задания на заполнение пропущенного ключевого слова, на ввод правильного ответа, числовой тип.

  1. Автоматизированная интерактивная система сетевого тестирования (ПЕГАС) поддерживает следующие основные типы тестовых заданий (ТЗ):

  • выбор одного варианта ответа из предложенного множества,

  • выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества,

  • задания на установление соответствия,

  • задание на установление правильной последовательности

  • задание на заполнение пропущенного ключевого слова, на ввод правильного ответа, числовой вопрос. При составлении ФТЗ желательно использовать все типы тестовых заданий.



^ ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:

(Для оформления тестов познакомьтесь с интерактивной справкой)

Выбор одного варианта ответа из предложенного множества

Инструкция студенту: Выберите один правильный вариант и нажмите кнопку «Ответить»

Пример оформления ТЗ в документе MS Word:

Выберите время года, в котором **Солнце** находится ближе всего к горизонту:

  • лето

  • осень

  • зима

  • весна

Примечание: Правильный вариант ответа выделяется стилем ВерныйОтвет. Количество вариантов ответа должно быть не менее 4 и не более 8.


Выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества Инструкция студенту: Выберите несколько правильных вариантов и нажмите кнопку «Ответить»

Пример оформления ТЗ в документе Microsoft Word:

Выберите из списка млекопитающих:

  • 30%лошадь

  • -50%варан

  • 70%кит

  • -50%филин



Примечание: Все правильные ответы выделяются стилем ВерныйОтвет. Также необходимо указать вес (долю) каждого верного варианта ответа (сумма всех верных вариантов ответа должна составить 100%, сумма всех не верных вариантов ответа должна составить -100% ). Количество предложенных вариантов ответа должно быть не менее 5 и не более 8.


^ Задания на установление соответствия

Инструкция студенту: Соотнесите элементы двух списков и нажмите кнопку «Ответить»

Пример оформления ТЗ в документе Microsoft Word:

Укажите столицы стран

Америка

Вашингтон

Германия

Берлин

Россия

Москва

Франция

Париж


Вена

Примечание: Количество элементов в столбце должно быть не менее 3 и не более 6. Во втором столбце должно быть большее количество вариантов ответов (для исключения возможности угадывания последнего соответствия).


^ Задание на установление правильной последовательности

Инструкция студенту: Расположите элементы списка в необходимой последовательности и нажмите кнопку «Ответить»

^ Пример оформления ТЗ в документе Microsoft Word:

Укажите российских императоров в порядке их появления на престоле.

1

Петр II

2

Иван VI

3

Николай I

4

Александр III

Примечание: Количество предложенных вариантов ответов должно быть не менее 3 и не более 6.


^ Задание на заполнение пропущенного ключевого слова (открытая форма задания) Инструкция студенту: Введите с клавиатуры Ваш вариант ответа и нажмите кнопку «Ответить»

^ Пример оформления ТЗ в документе Microsoft Word:

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин написал сказку «Руслан и Людмила».

Примечание: ТЗ оформляется в виде высказывания (определения) с пропущенным ключевым словом (словом, словосочетанием). Тестируемому студенту варианты ответа не предлагаются. Вариант правильного ответа помечается стилем ПРОПУСК. Формулировка ТЗ данного типа предполагает кратким и однозначный ответ.


^ Задание на ввод правильного ответа (открытая форма задания) Инструкция студенту: Введите с клавиатуры Ваш вариант ответа и нажмите кнопку «Ответить»

Пример оформления ТЗ в документе Microsoft Word:

Как называется система, для которой вы сейчас создаете тестовые вопросы?

  • Moodle

  • Пегас

  • Моодус

Примечание: ТЗ оформляется в виде высказывания (определения). Тестируемому студенту варианты ответа не предлагаются. Варианты правильного ответа приводятся в столбец и помечаются стилем ВерныйОтвет. Формулировка ТЗ данного типа предполагает кратким и однозначный ответ.