prosdo.ru
добавить свой файл
1

ФУНКЦИИ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «КРИСТАЛЛ» СОШ № 54 Г.ВОРОНЕЖА

Т.П. Петрова

Воронежский государственный педагогический университет

Научный руководитель: к.п.н., доцент Алехина Е.В.

Детство – период жизни человека, на котором происходит физиологическое, психологическое, социальное становление человека и гражданина. На это становление оказывают большое влияние социальные институты, такие как семья и школа. Реалии современного этапа развития общества и образования таковы, что ряд социальных институтов и институтов воспитания оказался недооцененным. Среди них является детские общественные объединения.

Наука о детских общественных организациях развивается в рамках различных наук и, прежде всего, в рамках педагогики. Очевидно, этим и объясняется тот факт, что изучаются детские общественные организации в системе воспитательной работы школы и чаще всего рассматриваются как элемент воспитательной системы школы.

Детское общественное объединение – формирование детей, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей саморазвития по инициативе и при педагогическом управлении взрослых.

Детская общественная организация – самодеятельное, самоуправляемое на основе устава (и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся.

Деятельность детских общественных объединений обеспечивается на международном и федеральном уровне. Международный уровень представлен Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989) (ст. 15, ст. 29, ст. 45). Федеральный уровень представлен Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 28 июня 1995 года №98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».

Воспитательный потенциал детской организации есть определенная целостность социально-психологических факторов, обусловливающих потребности личности в жизнедеятельности объединения, позицию субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития.


Таким образом, детская общественная организация есть не что иное, как результат взаимодействия объектов и субъектов, которыми одновременно являются и само объединение, и каждый его член.

Детская организация выступает средством (субъектом) влияния на ребенка (объект) привлекательностью деятельности, сложившимися традициями, потребностью детей в товарищеском сообществе – защитнике ребенка. В процессе освоения ребенком новой позиции он становится способным усиливать свое индивидуальное влияние на объединение, отдельных его членов, становясь субъектом его жизнедеятельности и своей собственной.

Основная цель детских организаций – воспитание патриота, гражданина своей Родины, всестороннее развитие личности через самоактуализацию, саморазвитие личности ребенка, приобщение к значительным социокультурным ценностям, включенность в социально значимую деятельность.

Все функции детских организаций можно разделить на три группы.

К первой группе функций следует отнести целевые функции, т.е. те функции, которые раскрывают цели деятельности организации. К таким функциям относится функции направленные на удовлетворение разнообразных потребностей детей и их интеллектуальное, духовное и физическое развитие, а также социально-педагогические, - т.е. те функции, которые направлены на регулирование социальных отношений детей, создание условий для их социального благополучия.

Ко второй группе относятся коммуникативные функции, направленные на формирование адекватной социальной психологической среды, развития детского коллектива.

К третьей группе относятся организационные функции, обеспечивающие реализацию функций первых двух групп: планирование, рефлексия, коррекция, контроль и т.п.

Наряду с традиционными для общественного объединения функциями детские общественные объединения выполняют свои специфические функции:

  • содействие естественному стремлению подростков к самоорганизации, самореализации и саморазвитию на основе удовлетворения их разнообразных интересов и потребностей;


  • защита прав, интересов и потребностей членов организации;

  • создание условий для освоения детьми и подростками социального опыта, основанного на гуманистических традициях и служащего источником формирования собственного положительного опыта.

Детские общественные организации, работающие в школе, созданы и действуют на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

Членами детских общественных организаций являются учащиеся школы от 7 до 12 лет, а также могут быть и взрослые: учителя школы, частные лица, родители.

Все детские общественные организации школы открыты для вступления всем учащимся.

Правовое положение детских общественных организаций школы определяется в соответствии:

  • с Конвенцией ООН о правах ребенка (ст.15 – Свобода ассоциации и мирных собраний);

  • с Законом РФ «Об общественных объединениях»;

  • с Законом РФ «Об образовании», в связи с тем, что детские общественные организации осуществляют свою деятельность на базе общеобразовательного учреждения;

  • решением коллегии Министерства образования РФ от 14.04.93г. «О поддержке детских общественных организаций в РФ».

Основные приоритеты работающих детских общественных организаций в школе – это:

  • Интересы детей и подростков;

  • Общечеловеческие ценности.

В качестве примера по рассмотрению функций детских общественных организаций была рассмотрена деятельность школьной Детской общественной организации «Кристалл» СОШ № 54 г. Воронежа.

Цель организации: помочь каждому «кристаллику» познать и улучшить себя и окружающий мир, стать достойным гражданином своего Отечества.

Для выполнения целей организация ставит задачи:
  • разработать и осуществить мероприятия для максимального развития у детей индивидуальности, способностей, направленности интересов, отношения с природой, людьми, самим собой;


  • принять участие в реализации государственных программ, соответствующих целям и задачам организации;

  • организовать работу по вовлечению детей и юношества в культурную, спортивную, образовательную и иную общественно-полезную работу;

  • осуществлять шефство над младшими школьниками творческого потенциала у детей.

Функции организации:

  • воспитательная;

  • социально-педагогическая;

  • методическая;

  • досуговая.

Основными направлениями деятельности «Кристалла» является: патриотическое, милосердие, интеллектуальное, экологическое, творческое, спортивное, трудовое, краеведение.

Социально-педагогическая функция данной организации заключается в расширении возможностей различных видов социализации, правовом воспитании, социальной защите через включение дополнительных источников социального контроля, в том числе неформальных и т.д.

Библиографический список:

  1. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума / Л.В. Алиева // Педагогика. – 2000. – №7.

  2. Кудинов В.А. Большие заботы маленьких граждан / В.А. Кудинов. – М.: Мол. Гвардия, 1990. – 238с., ил.

  3. Тетерский С.В. Педагогический потенциал детско-молодёжных общественных объединений / С.В. Тетерский // Педагогика. – 2001. – №6.