prosdo.ru 1

УДК 008

ХАРАКТЕРИСТИКА СТОЛИЧНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СРЕДЕ КРЕСТЬЯНСТВА

О.В. Смурова


В статье выявляются специфические черты столичных городов, психологическое воздействие на крестьянина, прибывавшего в город на заработки, новой, непривычной атмосферы, а также – пути адаптации жителей деревни во время проживания в незнакомой среде. Кроме того, затрагивается и такой аспект как степень привязанности крестьянина к городу вследствие длительного пребывания в столице.


В пореформенный период образ жизни Санкт-Петербурга и Москвы стал значительно отличаться от других городов. Именно крестьянин, прибывавший из деревни, подмечал особенности столичного образа жизни. На него производили впечатление масштабы и темп жизни столицы, социальные и этнические контрасты (особенно это бросалось в глаза тем, кто жил и работал в центральной части столиц), многообразие видов деятельности и перспектив испробовать себя в новом деловом качестве; инаковость: одежды, говора, манер, форм общения; разнообразие печатной продукции и увлечение чтением горожан, образовательные возможности, техническая и эстетическая новизна предметного мира. Поскольку тайной мечтой каждого крестьянина, отправлявшегося в столицу, было желание «выбиться в люди», а то и разбогатеть, то город привлекал и особыми социальными возможностями.

Крестьянин, оказавшийся в чужом для него географическом, социокультурном и информационном пространстве чувствовал себя неуютно, растерянно, тосковал по родине, тем местам, где все свои и все свое. Собиратель петербургского фольклора, Н. Синдаловский, приводит множество частушек, проникнутых ностальгией о деревне:

Надоел мне Питер-город,

Новы камены дома,

Пойду, сяду на машину –

Встреть-ка, маменька, меня.

Мимо светлого окошечка


Там течет река Нева,

Мне, мальчишке, поднаскучила

Чужая сторона.


Я во Питере бывал,

Москву-город видывал –

Деревенскому житью

Завсегда завидовал.


С неба падают листочки

Скоро, девушки, зима

В Питер ехать неохота –

Там чужая сторона [1].

Город удивлял его уличной многолюдностью, незнакомым шумом, но, вместе с тем, «молчаливостью», дистанцией в общении между людьми. Привыкание к столичной среде происходило разными путями. С одной стороны, крестьянин стремился как можно быстрее преодолеть свое несходство с горожанами, а с другой – ухититься в кругу своих земляков. Чувство комфорта приобреталось с городским костюмом, который становился как бы пропуском в другое социальное пространство. Иными становились его манеры, говор, интересы. Отходник перенимал элементы образа жизни других слоев населения. Устойчивой привычкой становилось чтение газет. Крестьянин в городе, с одной стороны, подстраивался под городскую среду, с другой, не мог, не желал полностью раствориться в ней.

Стремление больше выглядеть горожанином усиливалось во время приезда в деревню. Здесь он гордился непохожестью на односельчан. Но в разных источниках неоднократно встречались утверждения о том, что подобная приверженность новшествам носила временный характер и была как бы съемной. Городская мода имела большее распространение во внутриобщинной молодежной половозрастной группе. По прошествии времени, тем более при условии проживания в деревне, молодой человек быстро отставал от привычек, приобретенных в отходе. Похоже, что и сами молодые люди осознавали временный характер своего городского поведения, необходимого для их социализации. А в городе крестьянин менял костюм, некоторые привычки, становился, как ему казалось, более самостоятельным в своих суждениях (начитавшись газет, напитавшись слухами), приобретал грамотность, облагороженные манеры. Но не забывал своей малой родины и дарованного навсегда иного от горожанина мироощущения и государственных понятий. Более того, здесь, в столице, он даже пытался воссоздать формы общения, свойственные деревенской среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Синдаловский Н. Петербургский фольклор / Н. Синдаловский. – СПб., 1994. – С. 235, 238.


O.V. Smurova

CAPITAL LIFE STYLE CHARACTERISTICS AND SOCIAL PSYCHOLOGICAL CHANGES
IN PEASANT ENVIRONMENT