prosdo.ru
добавить свой файл
1

ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0


Патаракин Евгений Дмитриевич

(patarakin@gmail.com)

Нижегородский государственный педагогический университет


Аннотация

В работе представлен анализ совместной сетевой деятельности участников проекта построения всероссийской учебной энциклопедии в среде ВикиВики - http://www.letopisi.ru в течение первого года проекта. Участники учебного проекта добавляют к энциклопедии новые статьи и связывают статьи между собой. Условия среды позволяют участникам проекта совершать простые действия по классификации публикуемого внутри энциклопедии материала.


Прошедший 2006 год стал годом массовой сетевой культуры. Активность сетевого сообщества была так велика, что журнал Тайм назвал сетевого автора человеком года. Важно, что почетный титул заслужил не потребитель – читатель и зритель каналов, а тот, кто сам активно участвует в формировании содержания. Как пишет Тайм - http://www.time.com/time/magazine/article/0,9171,1569514,00.html наступает новая история, к которой каждый из нас имеет непосредственное отношение. "Посмотрите на 2006 год сквозь другие очки и вместо соревнований великих людей вы увидите другую историю. Это история о сообществе и взаимодействии в таком качестве, которого никогда не было прежде. Это история о космологическом словаре Википедии, о миллионноканальной сети Ютьюб, об онлайновой метрополии МойКруг. История о том, как люди бескорыстно помогают друг другу и о том, как мир не просто меняется, он меняет сам способ своих изменений".

Мы можем гордиться тем, что благодаря проекту Летописи, который стартовал 1 февраля 2006 г. по инициативе корпорации Intel и компании ТрансТелеКом, российские учителя стали частью именно этой истории. Наши летописцы собирают по всей стране маленькие кусочки знаний и объединяют их в общую кучу, как муравьи объединяют палочки в муравейнике. Они участвуют во всемирном эксперименте Веб2.0 и вносят вклад в собирательный образ того, кого журнал Тайм назвал человеком года 2006 - соавтора сетевых сервисов, собирателя закладок Делишес, хранителя фотографий Фликра и видеозаписей Ютьюб, автора блогов и статей в ВикиВики.



Педагогика сетевых сообществ развивается в тесной связи с сетью Интернет и напрямую зависит от состояния и концепций развития Всемирной Паутины. Современная концепция развития паутины получила название Веб 2.0

Веб 2.0 (Web 2.0) – второе поколение сетевых сервисов, действующих в Интернете.


Веб 2.0 с технологической точки зрения характеризуется следующими чертами:


  1. AJAX - Asynchronous JavaScript and XML — «асинхронный JavaScript и XML»; это подход к построению интерактивных пользовательских интерфейсов веб-приложений. При использовании AJAX веб-страница не перезагружается полностью в ответ на каждое действие пользователя. Такой подход позволяет создавать намного более удобные веб-интерфейсы.

  2. Открытые общественные веб-сервисы API. (англ. Application Programming Interface, API]) — набор методов (функций), который программист может использовать для доступа к функциональности другой программы, модуля, библиотеки). Открытость API позволяет создавать смешанные (mash-up) гибридные сервисы, которые предоставляют пользователям дополнительные возможности.

  3. Веб-синдикация RSS. Одновременная публикация одного и того же материала на различных страницах или веб-сайтах. Для этого используются веб-потоки, также называемые RSS-потоками, содержащие заголовки материалов и ссылки на них.


Веб 2.0 с педагогической точки зрения:
  1. Возможность пользователям сам наполнять сайты содержимым. Пользователи сами могут добавлять к сетевому контенту дневники, статьи, фотографии, аудио и видео записи, оставлять свои комментарии, формировать дизайн своих страниц. Не случайно журнал Time назвал человеком года именно людей использующих сервисы Веб-2.0, активно пополняющих сеть новым содержанием.


  2. Постоянные ссылки на опубликованные материалы. Малоприметная, но очень важная особенность, благодаря которой существенно возрастает значение каждого действия и каждого слова, опубликованного в сети. Теперь мы всегда можем вернуться и посмотреть на действия, которые человек совершал в прошлом. У учебного сообщества появляется возможность отслеживать индивидуальные и групповые истории поведения. Это чрезвычайно важно для формирования долговременных отношений между людьми.

  3. Метки как средство решения классификационных задач. К каждой закладке ее владелец может добавить название, краткое описание и ключевые слова, метки-категории облегчающие процесс дальнейшего поиска. Использование меток обеспечивает возможность фолксономии – народной классификации. Термин используется как противоположность таксономии - научной классификации. Благодаря цифровой революции мы обнаружили, что традиционная иерархия знаний, которая так успешно служила нам раньше, не работает так же успешно в мире цифровых технологий. Теперь наступает трудный период освоение новых способов неиерархического построения документов, классификаций и самого знания. Народная классификация делается и творится людьми - всеми нами. Мы никогда не знаем заранее, какой тэг или какое название статьи выживут, привлекут наибольшее внимание и станут общепринятыми. Это сфера или бульон культуры, в котором тэги или мимы конкурируют за наше внимание. Некоторые принимаются и остаются, некоторые погибают. Непосредственно к самому объекту можно прикрепить специальную метку или таг (tag).

  4. Визуализация динамических отношений, которые существуют между участниками сетевых сообществ, категориями статей, отдельными статьями, фотографиями, рисунками и медиа-объектами. Благодаря визуальным сервисам мы можем понимать и показывать своим ученикам отношения между серверами, статьями и даже мыслительными категориями.

Первая и вторая педагогическая характеристики сервисов Веб-2.0 подробна рассматривались в ряде публикаций (1, 2, 3). В данной статье хотелось бы привлечь внимание к возможностям, которые сервисы Веб2.0 открывают для изучения классификационных задач. Способ классификации, раскладывания объектов на кучки в соответствии с теми или иными признаками, позволяет судить об особенностях человека или сообщества. Как правило, способы классификации достаточно легко представить в виде наглядных диаграмм. Примерами таких диаграмм могут служить социограммы и когнитивные карты. Членство в сообществе обмена знаниями сопряжено с освоением тех объектов, которые используют в своей деятельности члены сообщества - средства, тексты, символы и т.д. К этим же средствам и объектам относятся и категории  и системы классификаций, которыми пользуется данное сообщество. Постепенно эти объекты и системы классификации становятся все более привычными и домашними, и человек просто перестает их замечать и воспринимать как нечто новое и незнакомое.



Современные сетевые средства открывают перед нами возможность и требуют от нас постоянно практиковаться в классификации. Кроме того, сетевые сервисы  позволяют наблюдать и анализировать то, как другие люди и группы людей классифицируют объекты, с которыми они работают в сети. Нам не нужно задавать людям вопросы и просить их выразить свое отношение к тому или иному понятию, тому или иному человеку.  Всякий раз, когда пользователь современных социальных сервисов размещает в сети информационный объект (закладку, сообщение, фотографию, видео или аудиозапись), система предлагает ему пометить этот объект одной или несколькими метками. Постоянные простые движения, которые они совершают, новые кирпичики знаний и метки, которыми они их отмечают, создают для обучения благоприятную среду для вовлечения студентов и школьников в поисковую и исследовательскую деятельность  нового типа, когда учеба, поиск,  написание текстов и классификация различных цифровых объектов  описание текста суть единая повседневная деятельность. Ищем или пишем - мы должны думать о том, как мы потом найдем этот документ. Вернее, мы уже не должны об этом думать, если мы в своей повседневной культуре выработали в себе привычку отмечать и классифицировать.

Механизм размечивания гипертекстовых документов с помощью закладов – тэгов получил широкое распространение благодаря возможности пользоваться ссылками на ресурсы, сделанными пользователями социальных сервисов – таких как del.ici.ous или Flickr. В wiki среде тэговая разметка приобретает исключительное значение, поскольку она еще и становится одним из основных механизмов навигации. В связи с этим встает вопрос о необходимости нахождения разумного баланса между субъективным характером тэгов (до сих пор одним из наиболее часто используемых тэгов Фликра является «me») и необходимостью вносить некую системность и упорядоченность в достаточно аморфную структуру wiki среды. Такой баланс, или систему тэгов, выстроенную в результате совместных усилий сетевого сообщества, по своему, и сложившуюся в результате уникального опыта и  языка с подачи Томаса Вандер Вала (4)


начали называть фолксономией.


По мере роста количества статей и участников для удобства классификации существующих статей был разработан механизм категорий. Категории - метки, тэги, или ключевые слова, которыми мы помечаем материалы. Метки можно ставить на самые разные объекты - статьи, фотографии, рисунки, медиафайлы, шаблоны. В МедиаВики можно даже ставить метки-категории на другие метки. Благодаря механизму вложенных категорий весь гипертекст приобретает черты иерархической структуры. Категории используются для того, чтобы облегчить поиск и объединение объектов по признакам-категориям. Например, мы можем выделить все статьи, которые относятся к определённой географической области меткой Хабаровский край, или статьи об объектах из определённой области знаний категорией информационные технологии.


Процедура метки или присвоения категории не обязательна, но может существенно ускорить и облегчить поиск материалов внутри коллективного гипертекста. Категории могут облегчить поиск партнеров - соавторов, которые живут с вами рядом или пишут на сходные темы. Желательно, чтобы каждая страница внутри МедиаВики была внесена хотя бы к одной категории.  Это делается для облегчения поиска и создания дополнительных связей между статьями энциклопедии. Категории добавляются к статье в самом конце текста. Каждая категория добавляется на отдельной строке. В МедиаВики для того, чтобы пометить объект, нужно написать Категория:Имя_категории и заключить это слово в две квадратные скобки. Как только пользователи прикрепили одинаковые крючки к множеству статей в МедиаВики, появляется возможность всё это множество вытащить и использовать. Существенным отличием категорий от ярлычков является то, что категории могут быть отнесены к категориям верхнего уровня. Самая высшая категория внутри летописи - [[Категория:Всё]]. 

Категорий, которыми помечена статья, может быть много. Категории никак не влияют на имя статьи. Имя статьи вне зависимости от категорий должно быть уникальным.  Среда ВикиВики позволяет включать в Летопись любые страницы.



При этом автор должен отдавать себе отчет, к какой категории относится страница, которую он вносит в Летопись. Использование категорий помогает соавторам Летописи отслеживать деятельность друг друга и объединять свои усилия в рамках общей темы. 


По мере развития проекта число категорий меток, которыми участники помечают свои статьи и изображения, росло пропорционально поступающему в энциклопедию материалу. Перечень категорий, существующих внутри Летописи в настоящее время, может быть представлен графически в виде облака тегов. В настоящее время в проекте  Летописи зарегистрировано более 3000 участников, многие из которых постоянно участвуют в пополнении коллективной энциклопедии новыми статьями, в редактировании и классификации уже существующих статей. Теперь мы можем перейти к проектам, в которых участники осваивают навыки коллективной категоризации. Мы можем представить категории, созданные внутри МедиаВики и как облако, и как дерево. Для того чтобы наблюдать классификационную деятельность в форме растущего дерева внутри МедиаВики существуют специальные средства, основанные на графическом пакете GraphViz


Литература


  1. Patarakin E., Wiki Pages as Flocks and Bricks, Proceedings of Wikimania 2006 - The Second International Wikimedia Conference, Wikimania 2006 August 4th -6th in Cambridge, Massachusetts, http://wikimania2006.wikimedia.org/wiki/Proceedings:EP1

  2. Патаракин Е.Д., Совместное конструирование знаний и взаимная адаптация соавторов внутри гипертекста ВикиВики, Educational Technology & Society 9(2) 2006 ISSN, 1436-4522 pp. 287-297

  3. Патаракин Е.Д. , 2006, «Сетевые сообщества и обучение», М., ПЕР СЭ, 112 с.

  4. Vander Wal, T. (2004).  Folksonomy. http://vanderwal.net/folksonomy.html.