prosdo.ru
добавить свой файл
1

Чешков Создание и использование рабочей тетради

Р.О. Чешков

Руководитель: к.п.н, доцент Т.А. Оболдина

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Применение рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения.

Рабочая тетрадь – пособие с печатной основой для работы непосредственно на содержащихся в нем заготовках; применяется преимущественно на первоначальных этапах изучения темы с целью увеличения объема практической деятельности и разнообразия содержания, форм работы, а также видов деятельности студентов [1].

Актуальность использования рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки студентов с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетради используются для текущего контроля преподавателем знаний и умений студентов применять знания при решении учебных задач.

На вопрос «Что, прежде всего, должен учитывать составитель рабочей тетради?» 70 % опрошенных преподавателей на первое место поставили ориентацию на личностное развитие студентов; на второе - учет дидактических условий разработки рабочих тетрадей; на третье место - разработку непосредственно заданий тетради; на четвертое - разработку методики работы с тетрадью, адресованную преподавателю. Кроме этого, практики чаще всего подчеркивали, что хотели бы, чтобы рабочая тетрадь дала им возможность работать со студентами разной степени подготовленности, разного уровня развития. Созданием тетрадей на печатной основе занимались многие авторы, в том числе А.Н. Мансуров, С.А. Чандаева, А.А. Шаповалов, группы авторов Московского государственного педагогического института и Благовещенского государственного педагогического института, И.Н. Верещагина и В.И. Сиротин и др [3].

Анализ литературы и работ вышеперечисленных авторов рабочих тетрадей позволил выделить определенные требования к данному виду учебных изданий.


Рабочие тетради должны включать вопросы и задания следующих групп:


  • на воспроизведение изученного материала;

  • для развития мыслительных операций;

  • для практического применения полученных теоретических знаний.

Я считаю что сюда так же можно добавить:

  • задачи разного уровня сложности;

  • задания и свободное место для самостоятельной работы.

Задания в рабочей тетради выполняются в виде рисунков, схем, таблиц, инструкций для проведения самостоятельных лабораторных занятий. В тетради должны быть помещены алгоритмы решения задач, графы для выполнения заданий по данной теме из учебника. Для выполнения работ в тетрадях рекомендуется оставить достаточно свободного места.

Можно выделить общие санитарно-гигиенические требования, требования к шрифтовому оформлению и полиграфическим материалам предъявляемые к рабочим тетрадям.

Так же выделена оценка четкости сочетаний цветов при выборе цвета надписи и цвета фона.

Итак, структура и содержание рабочей тетради определяется следующим образом:

    1. Информационный комплекс по каждой теме курса: краткие теоретические сведения, алгоритм решения типовой задачи.

    2. Задачи и упражнения для самостоятельной работы студентов: типовые, развивающие и творческие задачи и упражнения.

    3. Обобщение и заключение по каждой теме: примечания, резюме, выводы, контрольные вопросы, карты программированного контроля, список литературы.

Методика проведения занятий с применением печатной тетради может быть различной, ниже описаны некоторые, чаще всего используемые варианты построения таких занятий.

Вариант 1. Рабочая тетрадь используется при изучении нового материала и его закреплении. Изучение нового материала можно осуществить на основе информационного комплекса составленного для каждой темы, изложенной в рабочей тетради.


Вариант 2. В рамках комбинированного занятия с помощью рабочей тетради осуществляется повторение и обобщение изученного материала. Такой вариант предпочтительнее для занятий итогового повторения, когда по ходу занятия требуется повторить наиболее важные факты. Обобщение и заключение происходит с помощью заданий к занятию, домашних заданий, самостоятельных работ.

Вариант 3. Отдельные занятия могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала с помощью рабочей тетради. Такая работа проводится индивидуально. Тем самым происходит приобщение студентов к самостоятельной, исследовательской работе.

В рабочей тетради содержатся теоретические сведения, дополняющие и обобщающие лекционный курс по данной дисциплине, практическая часть, закрепляющий комплекс.

Пример работы с рабочей тетрадью:

В начале занятия студенты повторяют теоретический материал. На повторение теоретического блока студентам дается 20-25 минут. Студенты берут свои рабочие тетради. Открывают на нужной странице. Преподаватель указывает студентам, на каких основных вопросах им следует заострить свое внимание, что следует повторить.

После повторения теоретического материала студенты должны ответить на вопросы, содержащиеся в тесте по данной теме. Целью проведения такого опроса является контроль освоения теоретического материала как структурной единицы всего учебного материала. На проведение теста отводится не более 10 минут.

В случае набора необходимого количества правильных ответов студенты приступают к выполнению практических заданий для того, чтобы преподаватель мог проверить, как усвоен практический материал данной темы. На выполнение практического задания студентам отводится 40 минут.

Все этапы работы оцениваются преподавателем и в конце занятия он выставляет каждому студенту общую оценку.

Итак, можно выделить основные достоинства рабочей тетради:

  • системный подбор постепенно усложняющихся заданий;


  • экономия времени студентов за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия;

  • возможность решения большего числа задач.

В заключении можно отметить, что рабочие тетради совершенствуются и по сей день. Разработка рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества налицо: проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся, проверка полученных знаний, сами лекции проходят более разнообразно, а как следствие этого повышенный интерес аудитории, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются, повышение познавательной самостоятельности у студентов. Такой тип обучения и контроля наиболее подойдёт как для очной, так и для заочной формы обучения. Листы рабочей тетради позволяют заметить ошибки в момент свершения. Таким образом, рабочая тетрадь является одним из немало важных атрибутов обучения.


Литература

  1. Аксенова, О. В. Рабочая тетрадь по информатике для первого класса. На правах рукописи.- Барнаул, 1997-1998.

  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /Под ред. Г.И. Щукиной, – М., 1984. – 176 с.

  3. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979. – 160 с.