prosdo.ru
добавить свой файл
1

Мелкозерова И.Е.

Педагогический институт Южный федеральный университет

Экспериментальная система изучения курса химии на основе

интегративных личностно-ориентированных образовательных технологий

Естественнонаучные дисциплины (химия, экология, физика) занимают ведущее место в системе воспитания научного мировоззрения, развития интеллектуальных и творческих способностей, познании законов природы и естественнонаучной картины мира, создании условий для самореализации, т.е. обладают большим потенциалом в личностном развитии. К сожалению, значительный ущерб естественнонаучному образованию наносит традиционное предметное образование (химическое, физическое и т.д.). Создание интегративной предметно-ориентированной среды естественнонаучного образования, обеспечивающей не только интегрирование содержания образования, но и реализацию интегративных личностно-ориентированных образовательных технологий, на наш взгляд, должно внести существенные позитивные изменения в достижение педагогической эффективности естественнонаучного образования в целом.

Целью нашего эксперимента явилась разработка, экспериментальная апробация и измерение педагогической эффективности с позиций личностно-ориентированного образования учебных занятий по химии для студентов 1-го курса факультета естествознания Педагогического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», построенных на основе интегративных образовательных технологий. Экспериментальная система исследования педагогической эффективности современных образовательных технологий по критериям личностно-ориентированного образования включала:

I. Выполнение студентами индивидуальных, парных или групповых проектов интегративного содержания с ведущим блоком по органической химии, организованных на основе интегративной пректной технологии.

2.Проведение широкомасштабных интегративных ролевых игр, разработанных на основе интегративной игровой технологии.


В ЦЕЛИ НАШЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВХОДИЛИ:

I.Цели социализации личности

- Обеспечение социокультурной ориентировки личности в современных проблемах естественных наук, их практической значимости в производстве, быту, экологии, сохранении здоровья человека;

- Приобщение студентов к нормам и ценностям общества посредством постановки актуальных для человечества проблем.;

- Создание в процессе обучения "пространства внутренней социализации личности";

- Моделирование ситуаций, требующих от студентов поведенческих реакций в соответствии с нормами и ценностями общества;

- Повышение социального статуса молодого человека; воспитание социальных норм совместной (парной, групповой, коллективной) познавательной деятельности, общения, диалога, дискуссии, готовности к демократическому стилю взаимоотношений с однокурсниками и педагогами; социальная поддержка студентов, испытывающих затруднения в общении;

2. Цели индивидуализации личности

- Развитие волевых, эмоциональных, интеллектуальных качеств, необходимых для результативной работы над проектом, подготовкой и участием в игре и т.д.: организованности, самоконтроля, способности отказаться от привлекательного для личности времяпрепровождения, отвлекающего от работы над проектом, увлеченность процессом познания и др.

- Стимулирование воображения, творчества, инсайта, стремления выступить в качестве соавтора познавательного процесса;

- Создание личностно-ориентированных ситуаций переживания радости успеха, достижения, ощущения собственной значимости для достижения успеха команды;

- Становление таких качеств, как открытость, свобода экспрессии, готовность к сотрудничеству;

- Повышение уровня личностных притязаний, самооценки молодого человека, создание условий для формирования у него адекватной "Я-концепции".

3.Гуманитарные цели:

  1. - Создание в процессе учебной деятельности студентов ситуаций взаимной поддержки, помощи, сотрудничества, обеспечивающих обстановку одухотворенности, свободы творчества, уверенности в себе и в результатах своего труда, в своих возможностях в преодолении трудностей, т.е. здоровьесберегающих условий деятельности.