prosdo.ru
добавить свой файл
1

Государственное образовательное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Исилькульский детский дом»








Разработала:

Касенкова Н.В, педагог дополнительного

образования 2 квалификационной

категории


Исилькуль, 2008г.

Пояснительная записка.


« … Люди плохо дышат, говорят, кричат, поют не потому, что болеют, а болеют, потому, что не умеют правильно говорить, кричать и петь.

Научите их правильно дышать, и болезнь отступит. Должна отступить.

Дыхательная гимнастика не только восстанавливает, но и оздоравливает все органы дыхания, а, следовательно, весь организм…».- говорила А.Н.Стрельникова.

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. Применение ниже указанных различных методик дыхательных упражнений повышает общую адаптацию организма (а том числе и дыхательного аппарата) к физическим нагрузкам, что является непременным условием активной и здоровой жизни. Терапевтический эффект любой дыхательной гимнастики определяется следующими факторами:

- нормализация процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга;

- восстановление функции нервно – регуляторных механизмов, управляющих дыханием;

- улучшение нарушенной вентиляции легких и всей системы газообмена;

- более полная адаптация к бытовым, учебным и трудовым нагрузкам.

Проблема сохранности и укрепления здоровья детей, выработка путей продуктивного её решения в Исилькульском детском доме приобретает особую актуальность.

Не для кого не секрет, что риск заболеваемости детей то снижается, то возрастает. Это связано с тем, что в детский дом в большинстве своем, поступают дети из социально – неблагополучных семей, от родителей с разными видами заболеваемости (наркотической, алкогольной).


Каждый ребенок, поступивший в детский дом, получает разностороннее обследование и комплексную оценку развития с определением группы здоровья. По совокупности показателей, полученных во время осмотра, выделены следующие группы здоровья детей:

- 1 группа здоровья (Д 1) - дети с нормальным развитием и уровнем функционирования организма – 30 %,

- 2 группа здоровья (Д 2) – дети имеющие функциональные изменения – 21%

- 3 группа здоровья (Д 3) – дети имеющие хронические заболевания – 48%

- 4 группа (Д 4) - дети инвалиды – 1%.

Проанализировав результаты комплексного диагностического исследования развития детей специалистами нашего детского дома, было решено, что особое внимание следует уделять часто болеющим детям, по той причине, что дети, которые имеют группы здоровья (Д 2) могут посещать учебные заведения, выполнять хозяйственно – бытовую работу, играть, а дети, часто болеющие, имеют обратную сторону и нуждаются в специальном уходе.

Для этих детей разработана комплексная система оздоровления, главное отличие которой – целостность, последовательность и взаимообусловленность.

Цель комплексного оздоровления:

С помощью дыхательных гимнастик сократить число простудных заболеваний.

Задачи:


1. Повышение жизненного тонуса ребенка, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение кровообращения деятельности сердечно – сосудистой системы.

3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

На основании поставленной цели, задач в начале и конце учебного года, с часто болеющими детьми проводиться диагностические отслеживание дыхательной мускулатуры, на специальном приборе «Спидометре». В течение года проводится оздоровительный комплекс, который контролирует педиатр и медицинский персонал.






«Дыхание по Стрельниковой».

«Дыхание по Стрельниковой» - это простой, доступный и эффективный способ, потому что эта гимнастика активный подход к здоровому образу жизни, прекрасная тренировка верхних дыхательных путей. Она - идеальное дополнение к циклическим упражнениям: ходьбе, бегу, плаванию.


«Хатха – йога».

В составе комплекса используются дыхательные упражнения Хатха – йоги. Эти упражнения – асаны в виде различных статических поз, разработанные на основе китайских оздоровительных систем, оказывают целенаправленный оздоровительный эффект на организм ребенка, повышают иммунитет даже на начальной стадии их использования.


Точечный массаж

«Волшебные точки».

Немаловажными средствами оздоровления детей являются точечный массаж «Волшебные точки» по методу А.А. Уманской. Он укрепляет здоровье ребенка, поднимает его жизненный тонус, дает закалку организма.


Фитотерапия.

Фиторапия проводится под руководством врача-педиатра в детском доме, в период сезонного обострения простудных заболеваний.

Дыхательные упражнения используются в работе педагога - психолога, учителя - логопеда, что улучшает ритмирование организма, развивает самоконтроль и произвольность.

Для достижения эффективности оздоровительной системы должны быть созданы соответствующие условия:

- эмоционально – положительный настрой;

- соответствующая атмосфера на занятие;

- музыкальное сопровождение;

- оборудование и атрибутика.

В своей работе использую методы:

1. Словесный метод – метод беседы предполагает введение детей в образ выполнения упражнений - осанн по Хатха – йоги, дети должны играючи представить себя в образе «змеи», «кошки» и т.д.

2. Наглядный метод – прямые (показать способы выполнения упражнений – осанн) и косвенные (педагог побуждает детей к самостоятельному выполнению).


3. Практический метод – изготовление атрибутов к занятию, подбор музыкального сопровождения.

Критериями разработки будут являться:

Таблица 1.

Знания.

Умения.

Дыхательная гимнастика.

(по методике Стрельниковой, китайская дыхательная гимнастика Хатха – йога).

- определения терминов: дыхательная гимнастика, «Хатха – йога»;

- определение «имитация», «мимика», «интонация», «образ»;

- знать исходные положения (позы);


- что такое вдох и выдох.

- определение понятия «поза»


- уметь объяснить значение этих терминов;


- уметь распознавать эмоции: «радость», «грусть», «злость»; узнавать по лицу, голосу, эмоциям;


- уметь принимать их;


- вдох через нос, выдох через рот.

Точечный массаж «Волшебные точки»

- определение термина точечный массаж,

его значение при выполнении.

- расположение массажных точек на теле,


- в каком темпе и направлении выполняется массаж,



- уметь объяснить значение этого термина.


- умение правильно их найти и выполнить (если точка найдена правильно, то при нажиме на неё ощущается легкая боль).

- соблюдать темп и направление (против часовой стрелки).

Фитотерапия.

- термин, его применение;

- особенности растений и их лечебные свойства:

- антиинфекционные(фенхеля),

- противогриппозные (мята, шалфей. лаванда),

- успокаивающие (полынь, лимон, лаванда).

- хранение трав и как их нужно сушить;

- знать, что из трав готовят настои, отвары, эмульсии, масла, проводят ингаляции, полоскание горла, питьё трав.


- умение объяснить его значение;

- различать по запаху;


- уметь правильно проводить сушку и хранение;

- уметь правильно и в соответствии с заболеванием применять их;


Методическая разработка рассчитана на работу с детьми 3-7 лет.

Занятия с часто болеющими детьми проводится три раза в неделю с сентября по май.

Продолжительность занятия 30минут.

Каждое занятие строится по определенному плану и состоит из трех частей:

1часть.

Вводная медитация – т.е. медитация носит характер кратковременного сосредоточения на том или ином предлагаемом игровом образе (животных, птиц, насекомых, растений).

Для этого используется ритуал приветствия, который рассчитан на эмоциональное сближение детей в начале совместной деятельности.

2 часть.

Основная.

В этой части дети выполняются упражнения – асаны, способствующие развитию подвижности суставов, гибкости позвоночника, тренирует костно-мышечную и сердечно – сосудистую систему. Игры – медитации, которые развивают у детей воображение, ловкость, умение точно изобразить того или иного животного или птицу. Все они подобраны с учетом механизма эмоционального проникновения в мир чувств и отношений: через внешнее – к внутреннему, через движение – к чувствам, через фантазию - к переживанию. Игры не разучиваются специально, достаточно объяснить детям правила.

3 часть.

Заключительная включает в себя точечный массаж; релаксацию; фиточай.


Детям задают вопросы о том, что им понравилось и запомнилось, какие они испытывали чувства, с каким настроением выполняли. Педагогу необходимо дать возможность высказаться каждому ребенку, не принуждая при этом к ответу.

Для контроля изменений в физическом развитии и здоровье ребенка систематически ведется «Дневник развития ребенка», который заводится на каждого ребенка, и в котором отмечаются физические данные, успехи и проблемы ребенка во время занятия, рекомендации педагога.

В связи с проделанной работой прослеживается снижение уровня заболеваемости с 2004 – 2007г.г, но еще присутствует высокий уровень, это способствует хроническим заболеваниям детей и инвалидов (в семье один инвалид).


Задачи: 1. Учить детей воспринимать, показ как образ для самостоятельного выполнения

упражнений (асан или поз) и входить в этот образ.

2.Развивать чувство равновесия полета, способность легко владеть своим телом.

3. Воспитать у детей умение анализировать, контролировать и оценивать движения свои и

сверстников.



Содержание занятия

Дозировка

Методические указания



Подготовительная. Цель: Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Построение. Приветствие. Сообщение задач.

15-20

Беседа - подготовка к занятию.




Игра - медитация: «Солнечные зайчики». Цель: учить детей ощущать свое тело, направлять свои мысли на выполнение конкретного движения.

1р.







Дети берутся за руки, образуют круг.




Под музыкальное сопровождение




И.п. стоя, руки внизу, глаза закрыты.










Воспитатель говорит: «Представьте себе, что вы находитесь на веселой, солнечной поляне. Веселое и доброе солнце вам дарит по одному солнечному лучику, который поселятся в вашем сердце, а вы в свою очередь тоже подарите часть этого тепла, всем кто окружает сейчас вас».




Делая это упражнение, дети должны испытывать чувство радости,тепла.




Дети медленно поднимают руки к солнцу, ( вверх) а затем прижимают их к сердцу, и от сердца в стороны ( подарили лучики тепла). Вдох - руки вверх; к сердцу - выдох. Затем воспитатель приглашает детей пойти с ним на другую солнечную поляну, -но путь будет не легким, говорит воспитатель.


Следить, чтобы темп был медленный и дети сумели войти в этот образ «солнечного зайчика»


а)

Ходьба:










Цель: Совершенствовать умение выполнять движения естественно, без напряжения.




Под музыкальное сопровождение.




« Таинственный остров» - на носочках, руки произвольно.

20-25 секунд.







Дети пробираются сквозь лесную чащу, перепрыгивают через ручейки, с кочки на кочку, убирают руками с ветки, которые мешают пройти.




Дети идут медленно и испытывают чувство настороженности, неожиданными поворотами.




« Гуси»- полный присед, руки упор о пол.

25 секунд.

Следить за интервалом, чтобы дети, не наталкиваясь





подниманием колен (бедра), руки на пояс.







в)

Прыжки:










Цель: Учить детей энергично отталкиваться носком, сочетать отталкивание со взмахом рук.










« Кузнечики» - ноги вместе, руки прямые за спиной, ладошки вверх.

15-17







« Веселый дождь» - поскоки, руки произвольно.

20-25







Ощутить чувство радости и веселья.







в)

Бег: Цель: Учить четко, реагировать на сигнал педагога, соотносить слова с движениями во время бега, развивать выносливость.


110-120

Темп средний.




Обычный бег со сменной направления, «змейкой».




Следить за дыханием.

г)

Ходьба на восстановления дыхания.

10-15







Цель: Восстановить дыхание.










Дети по ходу движения берут коврики и располагаются в шахматном порядке.







Пч

Основная. Упражнения (позы) на дыхание по системе «Хатха - йога».









Цель: Учить детей ощутить свое тело во время движений, направлять свои мысли на выполнения конкретного движения, сохранять и развивать гибкость позвоночника, подвижность суставов умения дышать носом.





Все упражнения (асаны) и терапевтический эффект, смотреть в приложении.

1.

Поза «горы» (Тадасана)







2.

Поза «дерева» (Врикмасана)







3.

Поза «кошки» (Видаласана)







4.

Поза «льва»







5.

Поза «Бабочки»







6.

Поза «лука»







7.

Поза «кобры»







8.

Поза «крокодила»







9.

Поза «кузнечика»







10.

Поза «Плуг»







11.

Поза «лодка»







12.

Поза «Самолет»







13.

Поза «Собака смотрящая вниз»







14.

Поза «Верблюд»








17.

Поза «Собака смотрящая вверх»







17.

Поза «лягушка»







18.

Поза «Голубь»







19.

Поза «Стойка на плечах»







20.

Поза «Рыба»







21.

Поза «Весы».










Подвижные игры. Цель: Развитие у детей воображения, ловкости, точности выполнения упражнения в игре.







а)

«Зеркало»







б)

«Море волнуется»







в)

«Игры зверей»




Эти игры развивают, оживляют воображение, стимулируют ум и поднимают общий жизненный тонус.













1.

«Кошка».










Потянулась, распластавшись по полу, вытянув передние лапы;









Выгнула спину дугой, рассердилась и шипит (увидела, например, собаку);











Мягко ступая, подкрадывается к мышке (мячику).







2.

«Змея».










вытянулась во всю свою длину;










Приподняла голову и шипит, готова броситься на « врага»;










Приподняла голову и двигает ею из стороны в сторону, « танцует» (если она кобра);










Ползет, извиваясь;








Свернулась в кольцо.











«Медведица».










Тяжело переваливаясь, косолапо ступая, ходит на четвереньках вокруг своих медвежат ( разбросанных по полу мягких игрушек, подушек и т.п.);










Учуяла « врага» - поднялась на задние лапы, приняла угрожающую позу, мотает тяжелой головой и ревет;










Устраивается на зиму в берлоге (сооруженной из одеял и подушек): там не так много места - надо как следует « угнездиться».







4.

«Лошадь».










Идет шагом ( естественно, на













Идет иноходью ( применительно к «человеку- лошади» - каждый шаг делается то левыми ногой и рукой, то правыми) ;










«всадник» не понравился: встает на дыбы, чтобы сбросить его.







5.

«Птица».










Машет крыльями, готовясь взлететь;










Летает;










Высмотрела червячка на земле, ринулась к нему с высоты;








Оказывается, здесь много червячков и других букашек, и всех надо склевать.













Заключительная часть.

8 мин.

Методические










рекомендации.




Точечный массаж «Волшебные точки».










Цель: привлечь детей к самопрофилактике,










научить серьёзно относиться к своему




При правильном


здоровью. Повысить защитные свойства





нахождении точки,




организма.




ощущается легкая боль.










Массировать против часовой










стрелки.




Фитотерапия.

3-5

(Приложение).







минут.







Построение. Подведение итогов занятия.




- Что мы делали сегодня на








занятии?










- каким оно было?










- Что интересного?










- Вам понравилось










путешествовать?




Уход детей из зала.




- До свидания!



Сценарный план.



п/п

Действие.

Слова.

Участники.

Фонограмма.


Реквизит.

Время.

1.


2.


3.

а)


б)

в)


4.


5.


6.


7.


а)


б)


г)


д)


8.


9.

Приветствие.


Игра-медитация.

«Солнечные зайчики».


Ходьба: «Таинственный остров»,

«гуси», «Веселые лошадки».


Прыжки:

«Кузнечики»,

«Веселый дождь»


Бег:

«Меняем направление»,

«»змейкой»


Упражнения – асаны: «горы»,

«дерева», «кошки», «льва»,

«лука»,

«бабочки»,

«кобры»,

«плуг»,

«верблюда»,

«лягушки»,

«голубь»,

«»рыбы».


Подвижные игры – «игры зверей»:

«Кошка»,


«Змея»,


«Медведица»,


«птицы»


Точечный массаж «Волшебные точки».


Фитотерапия.



Эмоциональный настрой. «Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по разным сказочным местам, и будем «превращаться» в разных зверей. Птиц. Будем испытывать чувство радости и веселья».


Педагог:


Педагог:

«Пробираемся сквозь лесную чащу…»


Педагог:


«А вот пошел веселый дождик»(ощущение радости и веселья).


Педагог:


«Какая извилистая дорожка».


Педагог:

«Ребята, а сейчас мы с вами будем «превращаться» в сказочных животных, птиц, вы готовы?

Дети - «Готовы!»

Педагог:


«- потянулась, распластавшись на полу, вытянув передние лапы…»


«- вытянулась во всю свою длину и шипит…»


«…- тяжело переваливается, косолапо ступая…»


«… - машет крыльями, готовясь взлететь, летает…».


Педагог.

«А эти волшебные точки творят чудеса, если их правильно массажировать, то будете здоровы…»


Педагог.


Дети.

Педагог.


Педагог.

Дети.


Педагог.

Дети.


Педагог.

Дети.


Педагог.

Дети.


Педагог.

Дети.


Педагог.

Дети.


Педагог.

Дети.


Педагог.

Дети.


Мед. работники.



Музыка…без слов…

Игорь Крутой.

«Песнь о друге».


Музыка из цикла «Времена года» (пение

птиц).


Песни для детей. Владимир Шаинский.

«Пусть бегут неуклюже».


Детские песни.

«Голубой вагон».


Музыка. Игоря Крутого

«Нежность».


Музыка из цикла «Времена года»


Музыка Игоря Крутого

«Когда я закрываю глаза».


Музыка Игоря Крутого

«Розовый дым».



Магнитофон,

кассета.


Магнитофон,

кассета.


Магнитофон,

кас


Магнитофон,

кассета.


Магнитофон,

кассета.


Магнитофон,

кассета.


Магнитофон,

кассета.


Магнитофон,

кассета.



30сек.


1мин.15 сек.


1 мин.

30 сек.


1 мин.


12 минут.


5 минут.


3-5 минут.


3 минут.







1.


2.


3.

Заключительная часть.


Точечный массаж «Волшебные точки».

Цель: привлечь детей к самопрофилактике, научить серьёзно относиться к своему здоровью. Повысить защитные свойства организма.


Фитотерапия.


Построение. Подведение итогов занятия.


Уход детей из зала.



8 мин.


3-5 минут.

Методические рекомендации.


При правильном нахождении точки, ощущается легкая боль.

Массировать против часовой стрелки.


(Приложение).


- Что мы делали сегодня на занятии?

- каким оно было?

- Что интересного?

- Вам понравилось путешествовать?

- До свидания!



Методические рекомендации.


1.Прежде чем приступить к выполнению упражнений – асан по дыхательной гимнастики Хатха – йоги, дети должны освоить навык правильного нижнего (брюшного) и грудного дыхания и очистительного дыхания «Ха». Дети совершают полный вдох носом, одновременно прямые руки поднимаются над головой, ладони могут быть соединены. Затем полный выдох, который в два раза длиннее вдоха, через нос с произношением звука «Ха», резким опусканием рук вниз. Движение напоминает рубку дров. Для того, что бы дети выполняли

правильно и с интересом, им можно сказать, что на вдохе они вдыхают все хорошее, а на выдохе они выбрасывают из себя недомогание и усталость.

Правильное и полное дыхание, оказывает положительный эффект, особенно у часто болеющих детям, а очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость, очищает дыхательные пути.


2. Проводя дыхательную гимнастику по методике Стрельниковой нужно помнить о вдохе! Его нужно нюхать.

Это всё можно обыграть! Можно предложить детям, чтобы они образно остановились в дремучем лесу, как вдруг откуда-то потянуло гарью, и Вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает Вас опасность. Это хорошее упражнение для подвижности ноздрей.

2.Необходимо приучить детей целенаправленно активно двигаться, реализовывать двигательные навыки в интересах деятельности.

3. Особое внимание обращать на частоту дыхания при выполнении упражнений.

4. При выполнении упражнений активно использовать разнообразные двигательные имитации (птицы, кошки, медведицы, лошади и др).

5. Занятие проводить в занимательной, интересной детям форме, основываясь на сюжетное построение; смену деятельности.


Оборудование и реквизит:

- индивидуальные коврики,

- магнитофон,

- кассеты, диски с записями музыки, и песен (Приложение №6).

-карточки с изображением упражнений – осанн,

- пластиковые бутылочки «Сухой бассейн».

- стол,

- самовар, в который наливают травиной чай,

- угловой диван для сидения во время фитотерапии.


План подготовки мероприятия.


1. Подготовить тренажерный зал для занятия: сделать влажную уборку, проветрить.

2. Подготовить музыкальное сопровождение.

3. Проследить, чтобы дети были в облегченной одежде.


Методические советы.


Педагогу необходимо дифференцированно подходить к нагрузке детей дыхательными упражнениями. Для эффективности оздоровления, прежде всего необходимо:

- систематичность оздоровительного комплекса,

- взаимообусловленность и последовательность,

- специально организованным пространством жизнедеятельности, позволяющим ребенку естественно развиваться и выражать себя в игровом действии,


Во время индивидуальной работы или беседы демонстрируйте ребенку культуру общения, обращаясь к нему по имени, с уважением, следить за интонацией, потому что спокойствие и мягкость голоса позволит дошкольнику быть увереннее в своих действиях и ответах.


Список литературы.


1. Аронова Е.Ю. Хашабарова К.А. «Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома» М. Школьная пресса, 2005

2. Будлеченко М.М. Лавров Н.Н. «Дыхание по Стрельниковой». Серия «Панацея». Ростов-н/Д: «Феникс», 2005


3. Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Занятия физической культурой в ДОУ» М. 5 за знания, 2005

4. Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам»: Программа и программные требования. М., 1999.

5. Под редакцией профессора Епифанова В.А. «Лечебная физическая культура» 2-е издание., переработанное и дополнено. – М. Медицина, 2004

6. Шоу Б. «Йога фит тренинг для здоровья» М. 2004.