prosdo.ru
добавить свой файл
1

Научные труды Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой


У
Приложение 3

ДК 352.052


Панов А.В. 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ И ЛОКАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматриваются особенности распределения власти и влияния среди различных групп интересов на муниципальном уровне в Российской Федерации.

Ключевые слова: власть, партия, мнение, сообщество, стратегия.

Panov A.V.

POLITICAL STRATIFICATION OF MUNICIPAL COMMUNITIES AND
LOCAL STRATEGIES OF POLITICAL PARTIES IN MODERN RUSSIA


Power distribution peculiarities and influences among different groups of interest on the municipal level in the Russian Federation are considered in the article.

Keywords: power, party, opinion, community, strategy.

Анализ места и роли политических партий в политическом механизме городского самоуправления в России позволяет заключить следующие важные выводы. Во-первых, в российских условиях в большинстве случаев политические партии не представляют определяющий фактор политического процесса на муниципальном уровне. Ослабевание канала внутрипартийной дисциплины и контроля с момента избрания членов партий на ключевые муниципальные должности, прямое и косвенное подчинение их деятельности на муниципальном уровне. Во-вторых, необходимо учитывать тот факт, что муниципальная власть это власть социальная, это максимально приближенный к населению уровень публичной власти.

Всё это заставляет политические партии изменять стратегию проведения предвыборных компаний на местном уровне. Если на парламентских выборах борьба сосредотачивается между партийными избирательными объединениями и их идеологическими приоритетами, то на муниципальных выборах, политико-идеологический фактор отступает на второй план. Реальный исход борьбы здесь определяется не столько партийной поддержкой, сколько популярностью и профессиональными качествами самого кандидата. Поэтому, делая ставку на конкретном кандидате, политическим партиям приходится исходить из того, что муниципальные выборы это борьба «…между конкретными личностями» [1].


Безусловно, что система представительных органов, муниципальных выборов, политические партии являются важными элементами политического механизма городского самоуправления. Однако, они определяют преимущественно его формальные аспекты. Неформализованные аспекты политического процесса на муниципальном уровне обусловлены политической стратификацией городской общины и распределением в ней власти, ролью локальной муниципальной элиты, а также института общественного мнения в той степени, в какой он может выступать реальным механизмом политического контроля со стороны населения за деятельностью местной администрации, а не наоборот, быть средством манипулирования и обеспечения лояльности населения к решениям и действиям муниципальной элиты в сфере муниципальной политики и хозяйства.

Приходится констатировать, что исследования по проблемам распределения власти и влияния в городских общинах в российской политической науке находятся на начальном уровне. Поэтому нам придется обратиться к опыту анализа данной проблемы зарубежными исследователями. В частности, американские политологи В. Сейер и Х. Кауфман в своей работе «Управление городом Нью-Йорком», исходя из таких критериев как «объем политического интереса» и «частота политического вторжения», выделяют следующие 4 типа групп интересов, по-разному представленных в сфере муниципальной политики [2]:

1) группы «с широким объемом политических интересов и частым вторжением в сферу принятия управленческих решений»;

2) группы со «сравнительно узким объемом интересов и высоким уровнем участия»;

3) группы с «узкой сферой интересов и низким или непостоянным участием»;

4) группы с «широкими интересами и низким участием».

Другой американский исследователь Д. Уолтон в работе «Власть и структура общин», исходя из материала 33 исследований структур власти в 55 общинах, выделил такие общие их типы как пирамидальный, фракционный, коалиционный, аморфный [3, 28-40].


Думается, что данные исследовательские модели и типологии вполне приемлемы для анализа политического механизма городского самоуправления в России. Безусловно, что при этом необходимо учитывать его специфику. Данное утверждение основано, прежде всего, на том, что в силу коренной трансформации экономической, социальной, духовно-культурной, политической систем современного российского общества на муниципальном уровне активно начинают складываться и развиваться различные «заинтересованные группы». Их состав, уровень политической активности, объем имеющихся ресурсов, а также используемые методы реализации своих властно-значимых интересов в сфере городского самоуправления существенно различаются.

Исходя из данных выводов, мы можем представить, доминирующую в современных российских городах, форму политической стратификации муниципальных сообществ в виде следующей пирамидальной графической модели (рис. 1).




1. Локальная (субрегиональная) элита –
экономическая и административная элита города,
контролирующая основные объемы ресурсов
политического механизма муниципального управления.

2. Органы ТОС, местные отделения политических партий, профсоюзы,
общественные организации (профессиональные, молодежные, этнические,
конфессиональные и т.д.) с высокой мобилизационной способностью,
значительной ресурсной базой, высокой активностью, артикулированностью
властнозначимых интересов и участием в муниципальном политическом процессе.

3. Органы ТОС и общественные организации с низкой активностью, узкими интересами,
ограниченной мобилизационной способностью и ресурсной базой.

4. Слабо организованные или аморфные социальные группы с широкими, неартикулированными
в сфере локального политического процесса, интересами.

Рис. 1. Форма политической стратификации муниципальных сообществ

Фрагментарный, коалиционный и аморфный типы властной структуры городских сообществ, по нашему мнению, пока еще не нашли в России широкого распространения, так как они основаны на полицентричности политического влияния в рамках системы муниципального управления при подготовке, выработке, принятии и реализации решений, затрагивающих властнозначимые в сфере муниципальной политики, интересы различных «групп давления».

Литература


  1. Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 1999. 292 с.

  2. Смирнов В.В. Политический механизм городского управления США: дис. канд. … юрид. наук. М., 1974. 145 с.

  3. Рысаев И.Ш., Ахметов С.Г. Местное самоуправление: международные, национальные и региональные аспекты // Материалы научно-практического семинара. Стерлитамак, 2006. 302 с.

  4. ...

Сведения об авторе

Панов Алексей Витальевич, кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры истории Отечества и МПИ СГПА им. Зайнаб Биишевой; e-mail: _____________________________.


 Панов А.В., 2012

Работа рекомендована д-ром пед. наук, проф. Ивановым И.И.