prosdo.ru
добавить свой файл
1


2.1. Особенности познавательного потенциала учащихся 5 классов в обучении истории.

Познавательный интерес к истории1.

Современные программы начальной школы ориентируют на создание у учащихся общей, интегративной картины окружающей действительности. Исследования показывают, что ученики, чей уровень соответствует требованиям стандартов начального образования, приходящие в 5 класс, очень часто еще не умеют выделять область предметных знаний по истории. Они зачастую путают историю с литературой, с географией, природоведением. На начальном этапе обучения интерес к истории у пятиклассников еще не носит четко выраженной осознанной направленности на познание именно данного предмета, он связан с общей возрастной потребностью познавать мир в его многообразии.

Вместе с тем, известно, что ученики 5 классов проявляют интерес, желание и готовность к изучению прошлого. К концу учебного года история, как правило, начинает занимать одно из первых мест среди предметов, которые любят пятиклассники. Она привлекает учеников этого возраста в первую очередь:


  • яркостью и новизной самих сведений о прошлом;

  • занимательными историческими сюжетами, особенно своими тайнами и загадками;

  • образами исторических деятелей, поступки и свершения которых обладают

особой силой воздействия в силу того, что они происходили в реальной действительности.

В целом ученики 5 классов готовы изучать материал о прошлом любой тематики, но все же предпочтительны для них нравственная проблематика, история повседневности, соотносящаяся с их личным опытом познания мира.

Как показывают исследования в последние годы, под влиянием издаваемых компьютерных программ возрос интерес пятиклассников к вопросам военной истории. Одновременно наметилась тревожащая тенденция к снижению интереса к истории духовной культуры, к изобразительному искусству. Отчасти это можно объяснить тенденцией к прагматической направленности ценностных ориентации у школьников, так как история быта продолжает интересовать учеников.


Естественно, что в этом возрасте ученикам интереснее фактический материал, а не теоретическое содержание исторических курсов, ценятся способности удерживать в памяти большое количество сведений о прошлом, а не интеллектуальные возможности к осмыслению событий и явлений.

Следует помнить, что ведущим фактором, влияющим на становление познавательного интереса к предмету, было и остается осознание учеником своей успешности в обучении, способности к самоутверждению при изучении прошлого в процессе деятельности. Вместе с тем, данные исследований показывают, что прослеживается тенденция к снижению уровня освоения общеучебных умений за начальную школу -умений беглого чтения, развернутой речи, грамотного письма. В этих условиях достижение высоких результатов в обучении требует не только решения предусмотренных программой задач развивающего обучения, но и использования методик компенсации пробелов в развитии школьников.

Вторым важным фактором, развивающим мотивацию к учению, также остается характер взаимоотношений ученика с учителем истории. В этом возрасте ученики очень часто ассоциируют(смешивают) любовь к предмету со своим отношением к учителю. Сами ученики указывают, что им важно, чтобы «учитель верил в них», «понимал трудности», «не бранил сгоряча».

2.2. Особенности познавательной деятельности при изучении истории

В силу возрастных особенностей психики (это время физической активности), пятиклассники еще только учатся удерживать непроизвольное внимание на протяжении целого урока. В современных условиях этот факт требуется учитывать особо: возросло количество подростков, с подвижной психикой «непосед» (гиперактивных школьников). Важно направить потребность в активных действиях, присущую этому возрасту, в русло учебного труда.

Известно, что познание прошлого в этом возрасте базируется на образно-чувственном восприятии исторического материала. При этом современное поколение учеников пресыщено потоком всевозможной неупорядоченной яркой исторической информации, обрушивающейся на них отовсюду. По данным психолого-педагогических исследований (это подтверждается и нашими данными) у нового поколения школьников прослеживается тенденция перехода от книжной культуры познания (основанной на изучении текстов) к экранно-зрительной культуре отражения мира. Приступая к изучению истории, ученики готовы к отражению внешних, а не внутренних сторон прошлого.


Поэтому наиболее эффективным становится путь организации обучения, который предполагает восхождение ученика от зрительного восприятия пошлого при работе с наглядными источниками (с наиболее привычными средствами информации) к изучению учебных исторических текстов. Эта логика подачи учебного материала соответствует закономерностям ученического исторического познания: от создания конкретных, образных представлений о прошлом к формированию обобщенных знаний (понятий, выводов). Именно при такой последовательности обеспечивается не только запоминание исторических образов, но и осознанное присвоение пятиклассником знаний о прошлом.

При отсутствии образного восприятия исторических фактов у учеников проявляется эффект модернизации картин прошлого. При проведении исследований мы практически в каждой школе сталкивались с этим явлением: «на римских воинах был одет бронежилет», «актеры греческих театров ходили в туфлях на платформе» и т.д. Случаи модернизации исторических объектов участились, в силу того, что в средства массовой информации поступают псевдоисторические фильмы и игровые компьютерные программы, в которых зрительный ряд не соответствует историческим реалиям, а иногда и сознательно нарушается (например, в полуисторических полуфантазийных компьютерных играх). Модернизация учениками прошлого связана не только с отсутствием четких исторических представлений, но и с недоразвитием мышления и речи (словарного запаса, знания исторических терминов для обозначения объектов).

Другая проблема в восприятии истории заключается в том, что ученики еще только оторвались от мира волшебных сказок, и они еще не различают грань между мифологическим героем и реально существовавшем историческим лицом, так же как не делают различий между художественным образом и его историческим прототипом. Поэтому в обучении истории, с одной стороны, важно опираться на интерес учеников к вымышленному миру (это зона из ближайших интересов), а с другой неуклонно учить их различать исторические реалии и ошибки в их отражении, подлинные факты прошлого и мифы.


Восприятие прошлого в исторических образах естественно предполагает, что память ученика развивается с опорой не на абстракции, а на зримо воспринимаемые исторические факты и явления. Проведенными исследованиями установлено, что пятиклассники в состоянии непроизвольно удерживать после урока (или после чтения параграфа учебника) около 4-6 смысловых единиц знаний (дат, фактов, имен собственных, понятий и т.д.). У пятиклассников еще отсутствует способность самостоятельно отобрать главный учебный материал от второстепенного, подростки могут запомнить второстепенные, но яркие детали и упустить важные для понимания курса сведения, особенно те, которые выражены в понятиях и обобщениях. Вместе с тем, нам нельзя ограничиться только созданием «живописного полотна» истории древнего мира. Необходимо сделать первые шаги на пути приобщения школьников к языку нашей науки, а он выражен в исторических понятиях. Весь большой опыт методики свидетельствует, что эта задача уже разрешима в данном возрасте, естественно, на уровне, соответствующем познавательным возможностям учеников.

При воспроизведении ученого материала ученики этого возраста могут изложить содержание не сложное по своей структуре, касающееся одного вопроса темы (подзаголовка параграфа). Пятиклассники, особенно в начале обучения, как правило, используют в ответе один источник информации (текст учебника, документа или изображение на картине). Это происходит потому, что при воспроизведении содержания ученики чаще всего придерживаются не своей логики, а последовательности изложения материала в избранном за основу источнике информации и не могут «встроить» в свой ответ сведения из нового источника.

В 5 классе у учеников уже имеются представления об астрономическом времени и непосредственно окружающей их пространственной среде. Но у них еще не сформирована способность мыслить в историческом времени и историческом пространстве. Опыт упорядочивать информацию, сообразуясь с хронологией, у этих учеников весьма невелик, и уж тем более, они не могут пока осознавать причинно-следственные связи исторических событий. Поэтому сведения о прошлом, которыми располагает будущий пятиклассник, предстают в его сознании, как отдельные, разрозненные эпизоды того, что было до него и «очень давно».


У школьников этого возраста еще только идет процесс развития абстрактного мышления, что требует особого внимания к формированию обобщенных исторических понятий, умений исторического анализа и обобщений. В силу этих возрастных особенностей пятиклассники не осознают ценности теоретических знаний, личной значимости задач овладения эффективными способами учебных действий, сведениями о рациональных приемах работы, важности самоанализа не только при оценке правильности изучения исторических фактов, но и при осуществлении учебных действий по овладению содержанием.

2.3. Программа - презентация

Это средство обучения создано для информационной (образной, текстовой) поддержки интерактивных технологий, реализуемых в традиционном режиме обучения. Они могут быть использованы в любом помещении, где есть условия для их демонстрации.

Представляемые в презентациях материалы, в зависимости от целей дифференциации учащихся на уроке, предназначены для организации познавательной деятельности всего класса, для работы по группам, для использования их учениками в индивидуальных сообщениях. Ряд презентаций содержит варианты проведения одного и того же урока на повышенном или базовом уровне (по выбору учителя).

Презентации задают возможный вариант изучения темы урока на основе управления познавательной деятельностью учеников по освоению материала с использованием различных развивающих технологий. В зависимости от характера активизации познавательной деятельности учеников используются два вида презентаций.

1 вид - это презентации, раскрывающие основное новое содержание урока в соответствии с логикой развертывания исторического содержания и этапами формирования учебных умений школьников. В них, благодаря системе последовательно предъявляемых школьникам задач, осуществляется управление познавательной деятельностью учащихся, направленной на активное освоение исторических знаний в процессе работы с разными видами источников исторической информации, при этом вводятся знания о способах учебной деятельности и на этой основе осуществляется развитие речи, мыслительных умений и умений работы с источниками. Такой, например, является презентация «Древнейшие на Земле люди». Задания, предлагаемые в презентациях, выполняются пятиклассниками устно или письменно, в рабочей книге «Я и история».


В таких презентациях задается основа для освоения нового содержания урока. Опрос и постановку домашнего задания учитель организует сам, с учетом поурочных рекомендаций, содержания данной темы в учебнике истории, заданий для учеников в рабочей книге.

В соответствии с предлагаемой логикой урока учитель организует деятельность учеников по освоению нового содержания на основе предъявляемых в презентации источников учебных знаний. Деятельность учителя, в основном, связана:


  • с предварительным выявлением групп учеников, которые дифференцировано вовлекаться в познавательную деятельность на уроке в соответствии с задачами их индивидуального развития (большинство сведений о достижениях ученика содержится в журнале учителя);

  • с введением дополнительных исторических сведений, относящихся к рассматриваемой теме, в том числе тех, которые обеспечивают освоение соответствующего содержания учебника;

  • с постановкой дополнительных вопросов и заданий, когда это необходимо для решения школьниками поставленных в презентации познавательных задач;

  • с анализом и коррекцией индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учеников;

  • с дополнительным (при необходимости) закреплением планируемых результатов урока;

  • с поощрением учеников и оценкой результатов их деятельности.

2 вид презентаций преследует цели информационной (текстовой, изобразительной) поддержки игровых интерактивных технологий. В этих презентациях предъявление исторического содержания строится в логике, позволяющей создавать и реализовывать игровую ситуацию урока. Например, на уроке «Древнегреческий театр» одна часть школьников будет «представлять» в древнегреческом театре сцену из трагедии Эсхила, а другие ученики будут «зрителями» в театре.

Презентация используется в начале урока, в ней содержатся вопросы о греческом театре, ответив на которые «зрители» получают «билеты» на представление. Другим примером является урок «Образование в Древней Греции», где пятиклассники «учатся» в греческой школе: в презентации закладывается текстовая и иллюстративная информация для проведения «уроков».


При работе с такими презентациями учитель управляет игровой деятельностью школьников, он может включаться в игру, выполняя, к примеру, роль «учителя» в греческой школе, осуществляет после проведения игры анализ и коррекцию результатов деятельности учеников, проводит опрос (если он предусмотрен), закрепление, задает домашнее задание.

В ряде случаев предусматривается комплексное использование презентаций и словарей-справочников, тестов или тренингов.

Вместе с тем, учитель вправе создавать свои презентации к урокам, сообразуясь с особенностями познавательных возможностей школьников данного класса, используя по своему усмотрению банк иллюстративного материла УМК для учителя (см. Создание учителем

2.4. Особенности методики обучения истории при работе с УМК.

Ведущим способом обучения становится технология управления процессом самостоятельной деятельности школьников.

Эта технология предполагает, что постепенно (по мере освоения учениками способов учебной деятельности) учитель перестает быть главным носителем новой учебной

информации и организует работу учеников таким образом , чтобы они сами извлекали новые сведения из различных учебных источников исторических знаний.

Вместо вопросов и заданий на освоение собственно исторического содержания (например, как называется источник из которого мы узнаем о битве? Кто руководил сражением? Почему одержали победу в битве? и т.д.) учитель будет ставить, вопросы связанные с управлением действиями учеников:

для выбора (поиск) учениками источников своей учебной познавательной деятельности (например, по какому источнику лучше всего изучать битву?);

для планирования, выбора или проговаривание способов своей деятельности (по какому плану следует изучать сражение? Как следует определять причины поражения в битве?);

для рецензирования результатов работы одноклассников или самоанализа

школьниками результатов своей деятельности (проанализируйте правильность

выполнения задания и, при необходимости объясните, какие действия ошибочные вы

(одноклассники) совершили).

В итоге нужно стремиться к тому, чтобы к концу обучения логика освоения нового материала сводилась к следующему: н постановка учителем заданий на определение учениками целей, планов (а иногда и темы) своей учебной работы и их выполнение -постановка заданий на выбор источников для выполнения работы, их обор и предъявление - постановка заданий на уяснение школьниками способов изучения материала на основе избранных источников и осуществление ими соответствующих приемов работы - постановка заданий на анализ школьниками результатов своей деятельности их оценка - анализ и коррекция учителем результатов работы.

Типовые виды заданий на управление познавательной деятельностью учеников:


  • на планирование учеником логики освоения исторического содержания и последовательности учебных действий (см. пример презентации «Основание Рима» и др.);

  • на выбор (поиск) учениками источников своей учебной познавательной деятельности (см. пример «Древнейшие люди на Земле», « Географическое положение Египта»);

  • на анализ учениками результатов своей познавательной деятельности или выполнения заданий одноклассниками ( например, какие ошибки в подготовке домашнего задания привели к недостаткам в ответе на следующем уроке).

В УМК также рекомендуется использование технологий, связанных с поэтапным освоением учащимися новых умений. Шаг за шагом ученики осваивают правила (или памятки) выполнения тех или иных учебных действий, учитель показывает им образцы правильного осуществления действий (например, как делать сравнение исторических объектов), далее у ченики выполняют учебные действия с опорой на правило, а затем учатся использовать осваиваемые умения в нестандартных ситуациях.

При освоении сложных умений, состоящих из нескольких операций (например, умения работать с источником) используется прием пошагового освоения способов учебной деятельности (см. этот прием в презентации «Походы египетских фараонов», а также примеры в словаре «Учусь познавать историю»).


При освоении несложных умений используется прием подведения учащихся к самостоятельному определению правил выполнения учебных действий, когда сначала школьники под руководством учителя интуитивно выполняют действия, затем анализируют свои операции и формулируют правило их рационального выполнения (например, правила счета лет в истории в соответствующей КОП).

Для развития мыслительных умений предлагаются широкий круг проблемно-познавательных заданий: на самостоятельное определение понятий по изученным признакам, на анализ, сравнение, обобщение, на критический анализ источнков информации, версий событий, на умение различать мифологические и исторические факты, на выявление оценочных суждений и т.д.

Особое место в обучении истории на основе данного УМК отводится развитию познавательного интереса учащихся к истории. Помимо традиционных приемов и форм обучения (введения в урок специального модуля для мотивации учения) для этого задействованы возможности компьютерных программ. Аудио-визуальные приемы, используемые при разработке уроков на электронных носителях:

приемы эмоционально-образного воздействия (использования музыкальных фрагментов, фрагментов научно-популярных и художественных видео-фильмов);

приемы пропаганды произведений художественной литературы и изобразительного искусства;

приемы анимации изобразительной наглядности, мультипликации, декламации поэтических произведений;

общение с виртуальными героями (мультипликация, озвучивание голосов, диалог с ними) и др.

Большинство виртуальных героев программ несут дидактическую нагрузку, с ними связано решения задач развивающего обучения.

«Хранитель древности» - герой, который появляется в программах, когда речь идет об общих проблемах работы с источниками. «Сова Соня» - вводится в программы, когда ученикам предстоит осваивать новые умения. «Археолог» ведает сюжетами, связанными с археологическими открытиями, «Библиотекарь» пропагандирует художественную историческую литературу, «Глобус» появляется там, где нежна работа с картой и т.д.


Помимо этого в программах появляются исторические и мифические герои, Геродот, Тит Ливии, Клио, Аполлон и т.д. Они ведут отдельные уроки и « раздают» вместе с Хранителем призы.

В УМК содержатся рекомендации и необходимые средства обучения для широкого использования игровых технологий. Предполагается на их основе проведение уроков или их фрагментов, как в компьютерной, так и в традиционной среде.

Практически сразу с начала года можно использовать соревновательные приемы, (кто лучше, кто быстрее и т.д.), задания на разгадывание и написание учениками кроссвордов, придумывание загадок, ребусов.

Для развития умений работать с источниками предлагаются, к примеру, такие дидактические игры:

«Реставратор» предполагает реконструкцию исторических объектов на основе вещественных или изобразительных источников (примеры в КОП «Исторические источники» и «Искусство Древней Греции»);

«Вотум доверия к источнику» преследует цель развития умений критики источника (пример в презентации «Основание Рима»).

«Пишем историю сами» проводится с целью создания учениками своей интерпретации исторического события, явления на основе учебных источников знаний (например, написание страницы для учебника, «статьи» об археологической находке и т.д.


1 Методическое пособие по истории древнего мира. 5 класс