prosdo.ru 1


Государственное бюджетной образовательное учреждение

гимназия № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга


ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

(2012-2015 годы)


Тема ОЭР: «Универсальные учебные действия как системообразующий ресурс формирования модели комфортной образовательной среды»


2012


Концепция.

В федеральном государственном стандарте образования существенное место уделено требованиям к условиям реализации стандарта. В частности, обращается внимание на создание комфортной развивающей образовательной среды образовательного учреждения, под которой понимается совокупность условий, которые способствуют уважительным взаимоотношениям участников образовательного процесса, улучшению физического и психического здоровья, создают интеллектуально­эмоциональный фон, положительно воздействуют на актуализацию творческого потенциала, сопутствуют вдохновению, созидательной и профессиональной деятельности и духовным достижениям человека. Более конкретно комфортную образовательную среду можно трактовать как психолого-педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для благоприятного формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Компонентом педагогически комфортной среды, обеспечивающим эффективность и результативность процесса формирования образовательной самостоятельности учащихся, является создание творческой, благожелательной атмосферы. Сюда необходимо отнести организацию индивидуальной ситуации успеха, содействие самореализации всех участников образовательного процесса. В свою очередь, создание творческой, благожелательной атмосферы способствует оптимальному общению между учителями и учащимися, сотворчеству, а также созданию условий для достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.


Отсюда естественным образом вытекает необходимость вовлечения всех участников учебного процесса в проектирование, преобразование и развитие комфортной образовательной среды. Главной ценностью образования становится развитие в человеке потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к самореализации творческого потенциала, направленности на саморазвитие и самообразование, само умение учиться.

Психологическая комфортность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Структура образовательной среды как целостная качественная характеристика внутренней жизни школы включает в себя, как считает Ю.Н.Кулюткин и С.В.Тарасов,

три базовых компонента:


  • пространственно-семантический, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации детей;

  • содержательно-методический, т.е. пространство условий и возможностей, предоставляемых методическими обучающими средствами и разнообразием образовательных программ;

  • коммуникационно-организационный, т.е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно- воспитательного процесса (учащимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и другими).

Среда объектна и проявляет себя только во взаимодействии с субъектом – это общепринятая классическая характеристика среды. Однако такой взгляд отражает позиции инструментализма, не учитывающего того факта, что среда сама является результатом психической деятельности человека. Возможности инструментализма невелики. Они могут охватывать только поведенческие и предметные проявления деятельности личности в образовательной среде. По мнению В.С. Степина, категории части и целого применительно к сложным саморегулирующимся системам обретают новые характеристики. Возникают новые модели организации психики, использующие синергетические взгляды на образовательную и обучающую среды. В соответствии с ними представленная субъекту в форме психического образа среда есть субъективный конструкт, с которым он имеет дело, воспринимая его в своем сознании как объективную реальность. Из этого следует вывод, что человек, включенный во взаимодействие с социальной системой учебной организации, не контактирует непосредственно с нею, а имеет дело с посредником, особой психологической сущностью – субъективной средой, которая и является средой, аккумулирующей все связанное с его безопасностью и ощущением комфортности


Среда представлена в двух ипостасях: как часть физической реальности, существующая независимо от субъекта, и как часть его психической реальности, селективно сконструированной действующим мозгом. В первом варианте она потенциальна, а во втором актуальна. Человек всегда взаимодействует со средой актуальной, которая ему непосредственно доступна и представлена в его субъективном мире, в отличие от среды физической. Последняя воздействует на субъекта в достаточно узком диапазоне чувствительности его сенсорных систем и интерпретируется посредством когнитивных моделей, создавая иллюзию непосредственности и погруженности в среду.

Эффективность образовательной среды зависит от многих факторов, а именно:


  • на содержательно-методический компонент ОС влияет :
    * интегративный подход к содержанию обучения;
    * вариативность учебных программ;
    * свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения;
    * разнообразие методических обучающих средств;
    * акцентированное диалогическое общение.

  • На коммуникативный компонент ОС влияет
    * взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников;
    * преобладающее позитивное настроение всех участников;
    * участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса.

Проблема оценки образовательной среды ( И.М. Улановская, В.И. Слободчиков, В.В. Рубцов) определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности, проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются, содержательно оценивается по эффекту в личностном, социальном интеллектуальном развитии детей. В силу механизмов самоорганизации, реальная цель образовательной системы является эмерджентным свойством системы и не совпадает с декларируемыми целями ее создателей в отношении участников аутопоэтической коммуникации. Это создает известные проблемы с обеспечением комфортности жизнедеятельности учеников.


Участники образовательной среды школы и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. К основным внутренним угрозам на личностном уровне можно отнести внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития, к внешним — неустойчивость к психологическим воздействиям со стороны других людей и условий образовательной среды, неудовлетворенность ее психологическими характеристиками. К основным внутренним угрозам на уровне образовательной среды можно отнести: несформированность инструментария, необходимого учащимся для овладения учебным трудом; трудности в общении ее участников и их негативное отношение к образовательной среде. К внешним - несовершенство общественных отношений и чрезвычайные ситуации в технической, социальной и экологической сферах.

Таким образом, психологическая комфортность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека образовательной среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов.

Важную роль в обеспечении комфортности играет воплощенность ученика в образовательную среду. Можно считать, что организм безопасно воплощен в образовательную среду, если у него есть достаточное и необходимое разнообразие, чтобы среагировать на управляющие воздействия обучающей среды так, чтобы избежать нарушений психического и физического здоровья при достижении требуемого уровня образования. Воплощенная безопасность и комфортность образовательной среды проявляется в ее свойствах купировать и без последствий для здоровья и психологического состояния ученика разрешать все возможные негативные формы влияний обучающей среды и ее компонентов. Таким образом, для гарантии комфорта ученика необходимо синхронное взаимодействие средств, обеспечивающих комфортное состояние в среде и в ученике.

Существует большое разнообразие способов, обеспечивающих воплощенность обучаемого в образовательную среду, в первую очередь, – это


  • формирование в учениках типовых моделей правильного поведения в конкретной образовательной среде;

  • снижение требований к ошибкам и увеличение времени для выработки собственного правильного поведения в среде, включения в нее;

  • использование механизмов самоорганизации среды, формирующей себя и свои элементы.

Универсальные учебные действия являются именно тем ресурсом, на основе которого и может выстраиваться «правильное поведение» обучаемого в образовательной среде. На наш взгляд, включение в образовательную среду учащихся со сформированными УДД, как одного из постоянных элементов системы образовательной среды, позволяет повысить ее эффективность и как следствие – комфортность.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин. Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно- познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Концепция развития универсальной учебной деятельности для школьного образования рассматривает ее как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает ее целенаправленное планомерное формирование ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально­-исторических условиях развития общества.


Формирование универсальных учебных действий в системе общего образования - ответ на новый социальный запрос, основанный на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».

Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества, семьи, государства, личности к образовательной систем

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальной учебной деятельности как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Актуальность темы опытно-экспериментальной работы.

Важнейшим отличием новых стандартов образования является то, что первоочередная задача школы - это формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

В связи с этим перед образовательным учреждением ставятся задачи необходимости совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развитая детей, создания условий для формирования универсальных учебных действий у всех учащихся и потребности в них; минимизации разрыва между системой школьного и высшего образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы

Вместе с тем, анализ ответов учителей, детей и родителей показывает, что педагоги по-прежнему в большей степени ориентированы на:

    • формирование навыков дисциплины


    • освоение учащимися прочных знаний по конкретным учебным предметам

    • обучение учебным навыкам

Целью нашей опытно-экспериментальной работы является выявление эффектов изменения образовательной среды при условии системной работы по формированию УУД.

Предмет исследования: сформированность УУД .

Объект исследовании: эффективность образовательной среды.

Гипотеза: системная и согласованная работа школьного коллектива учителей по формированию УУД способствует повышению эффективности содержательно-методического и коммуникационно-организационного компонентов ОС.

Задачи исследования:

  1. Анализ научно-педагогической литературы по теме исследования

  2. Диагностика состояния ОС школы

  3. Обучение педагогического коллектива технологиям формирования УУД

  4. Разработка модели взаимодействия членов педагогического коллектива, обеспечивающей системность и согласованность действий

  5. Мониторинг результатов с точки зрения достижения требований стандарта по формированию УУД

  6. Выявление тенденций изменения ОС

Ожидаемые результаты.

Образовательный процесс, организованный в ходе эксперимента позволит ученику:

  • максимально раскрыть свои способности и возможности;

  • получить возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности;

  • повысить культуру и уровень организации самостоятельной деятельности

  • понимать задачи, поставленные учителем, а также смысл деятельности

  • научиться самостоятельно выбирать ориентиры действия

  • минимизировать стрессообразующие факторы


  • повысить уровень взаимодействия как между учениками, так и с учителями

учителю:

  • овладеть методами изучения личности ребенка;

  • овладеть приемами организации образовательной деятельности учащихся, исходящей из их индивидуальных особенностей (планирование и реализация индивидуальных программ образования учащихся);

  • эффективно организовать универсальную учебную деятельность учащихся для усовершенствования процесса обучения и развития учащихся;

  • активно включать учащихся в процесс самообразования и саморазвития;

  • создать условия для совершенствования умений и навыков самостоятельной работы учащихся, для повышения уровня эрудиции в интересующих областях науки;

родителям:

  • сблизить позиции семьи и школы в отношении построения образовательного процесса

  • привлечь к активному сотрудничеству в управлении школой



Главным результатом эксперимента станет создание модели обучения с высоким уровнем комфортности образовательной среды, стратегической целью которой является интенсификация личностного развития учащихся и их успешная социализация.

Реализации гипотезы возможна при:

Положительной мотивации педагогического коллектива к ведению ОЭР

  • Технологичности применяемых подходов

  • Регулярного мониторинга результатов ОЭР на основе четких критериев

Показатель реализации гипотезы: существенное увеличение эффективности ОС гимназии, подтверждаемое общепринятыми методиками оценки качества ОС.

Ожидаемые качества модели:
  • Научная обоснованность


  • Преемственность

  • Эффективность

  • Технологичность



Сроки эксперимента: 2012-2015гг.

Этапы исследования:

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (поисковый) 2012-2013 учебный год

II. ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ (практический) 2013-2014 учебный год

III ФОРМИРУЮЩИЙ (обобщающий) 2014-2015 учебный год


Сроки эксперимента:

Начало эксперимента: 1сентября 2012 года.

Предполагаемый срок завершения эксперимента: 31мая 2015 года.

Продолжительность эксперимента: 3 года

Этапы эксперимента:

1. Организационный (поисковый) этап:

  • изучение и анализ состояния исследуемой проблемы в теории педагогики и практике образования (зарубежный опыт, российский опыт, опыт образовательных учреждений Санкт-Петербурга);

  • исследование состояния ОС в гимназии № 402,

  • разработка способов систематизации и апробации основных форм работы;

  • выявление, определение и обоснование показателей, критериев, результатов, свидетельствующих об эффективности модели комфортной образовательной среды;

  • проведение констатирующей диагностики, выявление критериев и показателей результативности экспериментальной деятельности;

  • подготовка необходимой документации для опытно-экспериментальной деятельности по исследуемой проблеме;

  • повышение квалификации педагогических кадров.

  • разработка плана-программы эксперимента методик и планов учебно-воспитательной работы, нацеленной на повышение эффективности модели комфортной образовательной среды;

2. Преобразующий (практический) этап:


  • проведение учебно-воспитательных мероприятий по теме исследования;

  • корректировка разработанных методик и планов;

  • апробация в условиях деятельности ГБОУ гимназии № 402 Колпинского района;

  • анализ результатов апробации теоретических и практических наработок, рефлексия результатов процесса апробации.

5. Формирующий (обобщающий) этап

  • отбор и систематизацию наиболее целесообразных методов повышения эффективности модели комфортной образовательной среды;

  • отслеживание пролонгированного результата деятельности ОЭР (обратная связь);

  • закрепление и расширение социального партнерства;

  • распространение опыта работы по повышению эффективности комфортной образовательной среды через проведение научно-практических конференций, семинаров, открытых учебных мероприятий по теме исследования, размещение информации на сайте гимназии;

  • внедрение в практику ОУ системы диагностических срезов по различным показателям деятельности ОЭР.

База исследования.

  • Базой экспериментальной деятельности является ГБОУ гимназия № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Методы эксперимента.

Основными методами экспериментального исследования являются:

  • наблюдение за учащимися в ходе образовательного процесса;

  • тестирование учащихся;

  • анкетирование учащихся, родителей, педагогов;

  • интервьюирование;

  • изучение соответствующей литературы.


Организационно-поисковый этап (2012-2013 учебный год)



Задачи

Содержание

Ожидаемый результат

Методы проверки и оценки эффективности

Диагностическая

-Выявление уровня УДД учащихся

-Выявление и регистрация факторов, влияющих на уровень комфортности образовательной среды

Анализ достижений, тенденций пед. процесса с точки зрения эффективного формирования универсальной учебной деятельности

-Анализ опыта работы пед. коллектива по формированию универсальной учебной деятельности на уроках и во внеурочное время.


Организационная

-Постановка и обоснование проблемы, на решение которой будет направлен эксперимент: чем выше уровень развития УДД, тем комфортнее образовательная среда в гимназии»

-Определение и создание базы эксперимента.

- Планирование системы мер и мероприятий для обучения пед.кадров.


Проведение методических семинаров, лекций; подготовка тематических выступлений на педсоветах, заседаниях ШМО по теме ОЭР

Разработка программ спецкурса по формированию универсальной учебной деятельности

на уроках и во внеурочное время.

Разработка и подбор диагностических материалов для учителей и учащихся.

Проведение мониторинга «Уровень развития УДД»

Обучение учителей:

Модуль «Методический анализ урока»

Модуль «Приемы и методы повышения мотивации учащихся на уроке»

Модуль "Ресурсо- сберегающие технологии в свете ФГОС"

Организация системы открытых уроков для учителей гимназии с тренингом по анализу и самоанализу урока




Составление заявки на ОЭР.


Создание научно-методического совета гимназии


Создание проблемных групп учителей экспериментаторов в среднем звене.


Составление пакета программ по спецкурсу «Основы универсальной учебной деятельности».


Формирование копилки методических приемов и дидактических материалов для урочной работы на различных ступенях


Годовой смотр знаний


Анкетирование учащихся , учителей и родителей.


Тестирование учащихся на определение уровня универсальных учебных действий


Интервьюирование всех заинтересованных лиц.


Собеседование с учителями начальной школы.


Экспертный анализ составленных программ для спецкурсов.


Проведение комплексных контрольных работ


Мониторинг.


Смотр достижений учащихся посредством проведения школьной конференции




Диагностическая

-Выявление уровня УДД учащихся

-Выявление и регистрация факторов, влияющих на уровень комфортности образовательной среды

Анализ достижений, тенденций пед. процесса с точки зрения эффективного формирования универсальной учебной деятельности

-Анализ опыта работы пед. коллектива по формированию универсальной учебной деятельности на уроках и во внеурочное время.

Организационная

-Постановка и обоснование проблемы, на решение которой будет направлен эксперимент: чем выше уровень развития УДД, тем комфортнее образовательная среда в гимназии»

-Определение и создание базы эксперимента.

- Планирование системы мер и мероприятий для обучения пед.кадров.



Проведение методических семинаров, лекций; подготовка тематических выступлений на педсоветах, заседаниях ШМО по теме ОЭР

Разработка программ спецкурса по формированию универсальной учебной деятельности

на уроках и во внеурочное время.

Разработка и подбор диагностических материалов для учителей и учащихся.

Проведение мониторинга «Уровень развития УДД»

Обучение учителей:

Модуль «Методический анализ урока»

Модуль «Приемы и методы повышения мотивации учащихся на уроке»

Модуль "Ресурсо- сберегающие технологии в свете ФГОС"

Организация системы открытых уроков для учителей гимназии с тренингом по анализу и самоанализу урока



Составление заявки на ОЭР.


Создание научно-методического совета гимназии


Создание проблемных групп учителей экспериментаторов в среднем звене.


Составление пакета программ по спецкурсу «Основы универсальной учебной деятельности».


Формирование копилки методических приемов и дидактических материалов для урочной работы на различных ступенях


Годовой смотр знаний



Анкетирование учащихся , учителей и родителей.


Тестирование учащихся на определение уровня универсальных учебных действий


Интервьюирование всех заинтересованных лиц.


Собеседование с учителями начальной школы.


Экспертный анализ составленных программ для спецкурсов.


Проведение комплексных контрольных работ


Мониторинг.


Смотр достижений учащихся посредством проведения стендовых докладов