prosdo.ru 1



Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Калачинска Омской области


Разработка

урока физики у костра


«ВИДЫ ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ»


( 8 класс)


Выполнила: Блохина Светлана Николаевна,

учитель физики


ТЕМА УРОКА: Виды теплопередачи

ТИП УРОКА: комбинированный (по С. Г. Манвелову)


ЦЕЛЬ УРОКА: повторить материал по тепловым явлениям, предусмотренный программой.


ЗАДАЧИ УРОКА:

- научить видеть физику в окружающем мире;

- стимулировать мотивацию изучения физики, используя задания на образное представление явлений;

- показать интегративную связь физики, изобразительного искусства и литературы;

- обеспечить расширение кругозора учащихся;

- формировать мыслительные умения учащихся.


ОБОРУДОВАНИЕ: дрова, бумага и спички, стойки и металлические крючки для эмалированного чайника, термометры, термос, стульчики, покрывала, заварочный чайник, чашки с блюдцами, металлические, стеклянные с подстаканником, пластмассовые кружки, чайные ложки, чай, сахар, печенье, шоколад.


ПОДГОТОВКА К УРОКУ: разведение костра учащимися на перемене.


ХОД УРОКА:

Вступительное слово учителя о месте данного урока при изучении главы «Тепловые явления» и о причине его проведения в необычных условиях.


ЭТАП № 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Актуализация знаний начинается с проверки экспериментального домашнего задания. Вергилий говорил: «Счастлив, кто мог познать причины явлений». Вы дома провели эксперимент: толстый гвоздь плотно обернули полоской бумаги и внесли его на короткое время в пламя свечи. Наблюдалось ли горение бумаги? Почему бумага не горела? Теперь попытайтесь объяснить причину наблюдаемого явления. (Учащиеся высказывают свои предположения).


Продолжение проводится в виде фронтального опроса.


- Вот вы ощущаете тепло от костра, но каким способом оно передается вам?

- А почему дым от костра поднимается вверх?

- Какие виды теплопередачи вы знаете?

- Так, может быть, и вам тепло от костра передается конвекцией или теплопроводностью?

- Скоро чайник закипит. Скажите, какое явление лежит в основе нагревания воды, ведь теплота передается чайнику снизу, а вода плохой проводник тепла?

- Когда вода быстрее закипит, если крышку открыть или закрыть?


ЭТАП № 2. ОСНОВНОЙ.


Учитель предлагает учащимся разбиться на пары. Каждая пара получает небольшое задание, обсуждает и дает ответ. Ответы должны быть краткими.

Задания для обсуждения:


  1. (М. Ю. Лермонтов)

По небу знойный день катится,

От скал горячих пар струится;

Орел, недвижим на крылах,

Едва чернеет в облаках…

?? Почему орел может держаться на одной высоте, хотя и не машет крыльями.

  1. ( К. Г. Паустовский)

Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате…

?? Почему сено хорошо держит тепло?

  1. Почему в пустынях очень большая суточная амплитуда температуры?

  2. В сильный мороз птицы чаще замерзают на лету, чем сидя на месте. Чем это можно объяснить?

  3. Половина ледяной поверхности пруда была покрыта с начала зимы толстым слоем снега, а другая половина расчищена для катания на коньках. На какой половине пруда толщина слоя льда больше? Ответ поясните.

  4. (М. Ю. Лермонтов)

Шумит Аргуна мутною волной;


Она коры не знает ледяной,

Цепей зимы и хлада не боится;

Серебряной покрыта пеленой…

?? Почему горная река «коры не знает ледяной»?


  1. Если в весенний солнечный день выйти в поле и посмотреть вдоль поверхности вспаханного участка земли, то все предметы за ним кажутся колеблющимися. Объясните почему?

  2. Рабочие горячих цехов и кочегары носят комбинезоны, покрытые металлическими блестящими чешуйками. Для чего это делают?

  3. Какие тела – твердые, жидкие или газообразные – обладают лучшей теплопроводностью?

  4. Почему самая высокая температура воздуха не в полдень, а после полудня?

  5. Угли костра долго сохраняются в раскаленном состоянии, а разбросанные быстро гаснут. Почему?


К этому времени чайник закипает, учитель обращает на это внимание детей.

- Вот и чайник закипел. Из носика наружу вырывается пар, но ведь пар невидим. Что же это на самом деле?

И предлагает послушать строки из стихотворения Ю. П. Кузнецова:

«Вот самовар, мерцающий, потливый

Стоит со шпорой крана, как петух»

и задает вопрос:

- Почему самовар бывает «потливым»?

Затем учитель предлагает заварить чай и разлить по кружкам и чашкам. Пока идет заваривание чая, разливание по кружкам, учащиеся думают над следующими вопросами:

- Зачем в крышке заварочного чайника делается дырочка?

(Обсуждая эти вопросы, учитель приглашает всех пить чай и во время чаепития не прекращается обсуждение вопросов).

- Если кружка металлическая, то налив в нее горячий чай, вы не сможете держать ее в руках. Почему?

- Почему чашка (бокал) быстро нагрелась, а ручка осталась почти холодной, и вы можете держать чашку за ручку, не обжигаясь?

- Как надо поступить, наливая кипяток в стакан, чтобы он не лопнул?

Учитель обращает внимание учащихся на одного из них, пьющего чай из стакана, вставленного в металлический подстаканник (такой стакан приносит учитель) и спрашивает, для чего нужен этот подстаканник? Далее предлагает попить чай из блюдца. Учащиеся замечают, что так чай остывает быстрее и объясняют причину этого явления.

Продолжая чаепитие, учащиеся разделяются на три группы для выполнения исследовательских заданий.

Исследовательское задание для первой группы: сравнить скорость остывания чая в двух различных кружках при одинаковых массах горячей воды.

Исследовательское задание для второй группы: выяснить, как влияет масса воды, налитой в одинаковые кружки, на скорость остывания.

Исследовательское задание для третьей группы: Проделать опыт и объяснить его результат. Надо одному из школьников положить сахар в чашку сразу же, как только налит чай, а другому - спустя 5 минут. У кого через 5 минут после этого чай окажется горячее? (Ответ: горячее чай будет у первого. Количество теплоты, отдаваемое горячим чаем окружающей среде за одно и то же время, пропорциональна разности температур чая и воздуха. Вначале эта разность температур, больше, чем спустя 5 минут. При растворении сахара температура жидкости понижается, поэтому теплообмен замедляется и чай остывает медленнее).

Учащиеся выполняют экспериментальные задания и обсуждают результаты исследований.

Далее учитель сообщает о том, что одного чайника кипятка на всех мало, поэтому с собой имеется еще и термос и задает вопрос: «Почему вода в термосе медленно остывает?». Учащиеся высказывают свои предположения, после чего им показывают устройство термоса.

В ходе всего чаепития школьники пьют чай с печеньем и конфетами. Учитель предлагает разломить печенье, а затем попробовать соединить кусочки. У детей ничего не получается и они объясняют причину этому.


ЭТАП № 3. РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия проводится методом поднятия рук. Кому было интересно на уроке, легко справились с заданием – поднимают обе руки. Кто испытывал затруднения, но тоже справился с заданием – поднимают одну руку.

А ребятам, которым было не интересно, которые затруднялись работать или хотели работать индивидуально, а не в группе, учитель предлагает подойдите к нему на перемене.


ЭТАП № 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ


Подводятся итоги урока, задается домашнее задание.


Домашнее задание: §1, стр.178. Изобразить на бумаге физические явления, наблюдавшиеся и обсуждавшиеся на уроке, можно в веселых картинках, комиксах.