prosdo.ru
добавить свой файл
1

I. Вопросы по Методике преподавания литературы


  1. Литература как учебный предмет, его структура и содержание.

  2. Методика преподавания литературы как научная дисциплина. Цель, задачи, объект и предмет данной дисциплины в вузе. Взаимосвязь методики преподавания литературы со смежными дисциплинами.

  3. Основные этапы становления и развития отечественной методики преподавания литературы.

  4. Рыбникова М.А. об основах методики и дидактических основах урока (по кн.: «Очерки по методике литературного чтения» и др. источникам).

  5. Специфика изучения литературы в основной школе.

  6. Специфика изучения литературы в старшей школе.

  7. Методы и приёмы обучения на уроках литературы, их классификация.

  8. Основные этапы изучения литературных произведений в школе.

  9. Чтение художественных произведений как психолого-педагогическая проблема. Организация и виды чтения. Приёмы выявления читательского восприятия текста на уроках литературы.

  10. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Отличие школьного анализа от литературоведческого. Принципы, составные элементы и приёмы школьного анализа художественного текста.

  11. Урок литературы как основная форма организации процесса изучения литературы в школе, его структура и типология.

  12. Характеристика литературного героя в 5-8 классах. Анализ образа-персонажа в старших классах.

  13. Особенности восприятия и школьного изучения лирики, драмы и эпоса в их родовой специфике.

  14. Теоретико-литературные знания в основной и старшей школе. Методика формирования теоретико-литературных понятий.

  15. Изучение биографии писателя на уроках литературы.

  16. Методика изучения монографической темы в курсе на историко-литературной основе (конкретный пример по одной из программ – по выбору соискателя).

  17. Типология и особенности изучения обзорных тем. Формы проведения занятий в контексте обзорной темы (конкретный пример по одной из программ – по выбору соискателя).


  18. Лекция как форма проведения занятий по литературе в 9–11 классах средней школы: требования, подбор материала, наглядность, протяженность во времени, частотность проведения.

  19. Межпредметные связи при изучении литературы, различные формы их актуализации.

  20. План и план-конспект урока литературы. Требования к современному уроку литературы.

  21. Принципы построения школьных программ по литературе. Действующие программы и учебно-методические комплекты по литературе. Понятие о стандарте литературного образования.

  22. Литература ХХ столетия в школьном историко-литературном курсе: программное обеспечение и принципы изучения.

  23. Проблемы изучения современной литературы (80-е гг. ХХ в. – начало XXI в.) в курсе средней школы.

  24. Анализ учебника(ов) по литературе для средних или старших классов – по выбору соискателя.

  25. Итоговый контроль знаний по литературе: традиционные и инновационные подходы.

  26. Развитие устной речи на уроках литературы.

  27. Развитие письменной речи на уроках литературы. Основные формы и жанры письменных работ по литературе.



II. Вопросы по русской литературе


Древнерусская литература


1. Поэтическое своеобразие и основные проблемы в изучении "Слова о полку Игореве".


XVIII век


  1. Классицизм как художественный метод. Специфика жанра "высокой комедии" в творчестве Д.И. Фонвизина. Ода как классицистический жанр. Поэтика торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова.

  2. Сентиментализм как художественный метод. Своеобразие русского сентиментализма. Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза".


XIX век


  1. Особенности и основные течения русского романтизма. Творчество В.А. Жуковского. Элегия и баллада Жуковского.

  2. Басня И.А. Крылова и русская басня XVIII века.

  3. "Горе от ума" А.С. Грибоедова – новаторская комедия.

  4. Лирика А.С. Пушкина: тема поэта и поэзии. Мотив свободы в лирике Пушкина. Пушкин и Байрон.

  5. "Евгений Онегин". Основные черты жанра стихотворного романа. "Онегинская строфа": структура и смысл.

  6. Реалистическая проза А.С. Пушкина ("Повести Белкина", "Дубровский", "Пиковая дама", "Капитанская дочка").

  7. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова 1837-1841 гг. Жанрово-стилевые особенности.

  8. "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова: особенности сюжетосложения и композиции. Хронология романа.

  9. Творчество Н.В. Гоголя. Новаторство Гоголя-комедиографа. Поэтика комического. Понятие о "миражной интриге".

  10. Творчество Н.В. Гоголя. Сюжет, композиция, система образов и жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души".

  11. Основные темы и мотивы лирики Ф.И. Тютчева.

  12. Творчество И.С. Тургенева. "Злободневное" и "вечное" в идейной структуре романа "Отцы и дети".

  13. Творчество И.А. Гончарова. Пространственно-временной и вещный мир романа "Обломов".

  14. Купеческий быт как "идиллия" и как "трагедия" в пьесах А.Н. Островского.

  15. Проблема национального самосознания в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина (сказки, "История одного города", "Господа Головлевы").

  16. Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир". Проблема русского национального характера.

  17. Теория Раскольникова и ее крушение в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Особенности психологизма Достоевского.

  18. Новаторство А.П. Чехова-прозаика и драматурга. "Чайка" и "Три сестры" А.П. Чехова как драма человеческого существования.


ХХ век


  1. Творчество М.Горького. Ранние романтические произведения и драматургия М. Горького. Герой. Конфликт. Стиль.

  2. Творчество И.А. Бунина. Особенности стиля поэзии, новеллистики, повестей.

  3. Творческий путь А. Куприна. Стиль повестей о любви. Традиции и «свой голос».

  4. Символизм в творческих исканиях А. Блока. Лирика. Драма.

  5. Лирика и ранние поэмы В. Маяковского: проблематика, образный строй, стих.

  6. Маяковский как автор послеоктябрьских поэм. Проблематика. Образный строй. Новаторство в области стиха.

  7. Творчество А. Ахматовой. Слово в лирике и поэмах.

  8. Н. Гумилев как теоретик акмеизма и поэт.

  9. М. Цветаева — лирик. Жанр. Герой. Стиль.

  10. Художественные открытия С. Есенина в лирике и поэмах.

  11. М. Шолохов как автор «Тихого Дона». Проблематика. Герои. События.

  12. Проза М. Булгакова. Формы художественного обобщения. Патетическое и сатирическое.

  13. Б.Пастернак — поэт и прозаик. Жанровое своеобразие, стиль.

  14. Поэзия Великой Отечественной войны. Жанры, образный строй, стих.

  15. А. Твардовский — художник. Лирическое стихотворение и поэма. Проблематика. Герой. Стиль.

  16. Творчество А. Солженицына. Малая проза, повесть, романное творчество.

  17. Русская поэзия 60-х — 80-х гг. Проблематика. Открытия в области формы и содержания.